ОФОРМЛЕНИЕ ОПЕКИ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ
В советское время деятельность психиатрической службы регулировалась в основном ведомственными инструкциями Минздрава СССР, которые не публиковались в печати и не были известны общественности. Регулирование на законодательном уровне отсутствовало. Задержка принятия закона о психиатрической помощи в России по сравнению с другими странами составила в среднем 80 лет.
В 1987 году была создана межведомственная комиссия, разработавшая Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи, которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.01.1988 г. и введено в действие 01.03.1988 г. В этом документе содержались определённые гарантии защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, однако документ имел ряд существенных недостатков. Для их устранения был создан законопроект, работа над которым вначале велась на базе института им. В.П. Сербского коллективом специалистов, созданным Минздравом СССР. В состав данного коллектива вошли специалисты (юристы и психиатры), в том числе представители независимой психиатрической ассоциации. Именно этот законопроект и лёг в основу принятого в 1992 году закона о психиатрической помощи.
Основными, качественно новыми, демократическими изменениями для российской психиатрии стали два нововведения Закона: обязательная судебная процедура при проведении всех недобросовестных мер (освидетельствования, госпитализация, лечения) и теоретическое провозглашение полного равенства прав и свобод лиц с психическими расстройствами и всех остальных граждан, недопущение ограничения прав и свобод только на основании психиатрического диагноза, на основании факта нахождения под диспансерным наблюдением, в психиатрическом стационаре или в психоневрологическом учреждении.
В настоящее время деятельность в области оказания психиатрической помощи регулируется ст. 29 ГК РФ, Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение вопросов в области оказания психиатрической помощи.
В вышеуказанном Законе признаётся высокая ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности, учитывается, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку. В данном Законе отмечается, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования её в немедицинских целях, может наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства. Помимо прочего, принимается во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Российская Федерация в соответствии с Законом от 2 июля 1992 г. N 3185-I устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.
В силу различных обстоятельств и причин в сектор по опеке и попечительству муниципалитета внутригородского муниципального образования Печатники в городе Москве (далее - сектор по опеке и попечительству) обращаются граждане с вопросом о необходимости признания гражданина (зачастую, родственника) недееспособным и назначении в связи с этим опеки. Согласно Российскому законодательству функции по опеке и попечительству исполняют органы местного самоуправлению. Для начала раскроем понятия дееспособности и недееспособности.
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; гражданская дееспособность возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Недееспособным в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке признаётся гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Только суд может лишить гражданина дееспособности. Никакой иной орган или учреждение не имеют на это право, что является гарантией прав гражданина.
Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестёр), независимо от совместного проживания с ним, а также по заявлению сектора по опеке и попечительству, психиатрического или психоневрологического учреждения.
В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими.
Судья, в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным, назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения его психического состояния при наличии достаточных данных о состоянии человека. Стоит заметить, что при явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на экспертизу.
Заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, если это возможно по состоянию его здоровья, заявителя, прокурора и представителя органа опеки и попечительства (ст. 284 ГПК РФ).
Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна сектором по опеке и попечительству (ст. 285 ГПК РФ).
После признания человека недееспособным, гражданин, желающий стать опекуном недееспособного (далее - кандидат в опекуны), должен обратиться в психоневрологический диспансер (далее - ПНД), по месту проживания недееспособного. С кандидатом в опекуны в ПНД проводится разъяснительная работа по правам и обязанностям опекуна, подготавливаются документы для назначения опеки. В органах здравоохранения кандидату в опекуны предоставляется необходимый перечень документов для оформления опеки.
Преимущество при назначении опекуна отдаётся родственникам недееспособного. Если из родственников никто не выражает желание быть опекуном или если недееспособный гражданин одинок, подбираются опекуны из посторонних граждан, желающих стать опекунами.
Когда собран полный пакет документов для оформления опеки над недееспособным, данный вопрос рассматривается на опекунской комиссии в ПНД, и после принятия соответствующего решения документы направляются в сектор по опеке и попечительству муниципалитета для издания постановления.
Специалистом сектора по опеке и попечительству при рассмотрении представленных документов учитываются нравственные и личные качества кандидата в опекуны, его состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между кандидатом в опекуны и недееспособным, привязанность больного к будущему опекуну и, если это возможно, желание недееспособного. С момента издания постановления об установлении опеки над недееспособным опекуны становятся представителями подопечных и в силу закона совершают от их имени и в их интересах необходимые сделки. Сектор по опеке и попечительству по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
Важно отметить, что исполнение опекунских обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных лиц осуществляется на безвозмездной основе.
Помощь в решении медицинских проблем, социально-правовых, бытовых и других вопросов оказывается опекуном совместно с лечащим врачом недееспособного гражданина. Вопросы сохранения жилья, закреплённого за недееспособным подопечным, и распоряжения его денежными средствами опекун решает при контроле и с разрешения сектора по опеке и попечительству.
В соответствии со ст. 39 ГК РФ, при помещении подопечного в учреждения для психохроников системы ДСЗН г. Москвы (психоневрологический интернат), сектор по опеке и попечительству освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
При наличии уважительных причин (болезни, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун может быть освобождён, по его просьбе, от исполнения им своих обязанностей.
В случаях, если опекун ненадлежаще исполняет свои обязанности по опекунству, использует опеку в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, сектор по опеке и попечительству может отстранить опекуна от исполнения его обязанностей и принять меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.
Опека над совершеннолетним гражданином так же прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным - по заявлению самого гражданина, его представителя, члена его семьи, опекуна, сектора по опеке и попечительству, психиатрического или психоневрологического учреждения (ст. 286 ГПК РФ).
В заключение хотелось бы отметить, что назначение опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином - длительная процедура, которая занимает довольно большой период времени (от момента рассмотрения дела в суде о признании гражданина недееспособным до назначения над ним опеки). Зачастую больные граждане - это близкие и родные люди, но нужно учитывать, что при опеке над недееспособным человеком нужен постоянный и должный уход, требуется много внимания, времени и заботы. Опекун полностью отвечает за действия своего подопечного. Именно поэтому будущие опекуны должны обдуманно и взвешено подходить к решению стать опекуном над душевнобольным человеком.
Д.В. МАСЛЕЙ, главный специалист сектора по опеке и попечительству муниципалитета Печатники (г. Москва)