Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Предпоследний декабрьский день 1944 года выдался холодным, но на редкость солнечным. Тяжёлым снежным пуховиком был окутан аэродром, расположенный возле захолустной восточно-прусской деревни с громким названием Гросс-Каллвайтшен. После возвращения пилотов из многодневной поездки в Москву вновь началась боевая работа.

Младшие лейтенанты, два Роберта - Марки и Ирибарн неторопливо шагали на самолётную стоянку, утаптывая меховыми унтами хрустящий снег. Шли молча, часто заслоняя от колючего ветра лицо. Мороз впивался иглами в щёки.

Задача была ясна: прикрытие позиций наземных войск, перешедших границу и глубоко вклинившихся в оборону противника.

…Марки, закрыв кабинный фонарь, долго устраивался на сидении, затем включил радиостанцию. Поглядев на бортовые часы, он подумал: «Ещё есть время сосредоточиться перед взлётом». В кабине внешний холод не ощущался. Прирыв глаза, он задумался. Вспомнились прошедшие дни и то, как они добирались в российскую столицу с Гросс-Каллвайтшена на крытых брезентами машинах, при тридцатиградусном морозе, долго они маялись от холода и только глубокой ночью добрались до Каунаса. Вскоре - посадка в специальный поезд и прибытие в Москву. Разместились в Центральной комфортабельной гостинице Красной Армии.

В первый же день состоялось вручение французским пилотам советских орденов, а на второй день - общение с главой Французской Республики генералом Шарлем де Голлем и вручение пилотам французских орденов. Потом - приёмы, посещение достопримечательных мест Москвы, походы в театр: Всё было замечательно... А сегодняшний вылет – ещё одна ступень к исполнению мечты - полному разгрому гитлеровцев.

- Раяки, вам вылет! - раздался голос в наушниках шлемофона.

Взлетев, пилоты услышали голос нового командира полка майора Луи Дельфино:

- Раяки, торопитесь! Вас вызвала радиостанция наведения в районе Гумбиннен-Гольдап-Кляйн Батчен. Желаю успеха!

- Раяк-1, вас понял! - ответил Марки и предупредил Ирибарна о маневре.

Они довернули машины и с набором высоты устремились на северо-запад. На подходе к Кляйн Батчен Марки установил связь с полевой станцией наведения и попросил сообщить о воздушной обстановке. Ему ответил новый представитель полка - наводчик младший лейтенант Игорь Эйхенбаум:

- Раяки, над нами четыре «мессера» на высоте три тысячи, вероятно, ждут бомбардировщиков...

По сигналу ведущего они набрали ещё тысячу метров и нагрянули на опознанных с дальнего расстояния «мессершмиттов-109». Гитлеровцы парами описывали круги над своими войсками. Марки тоже был такого мнения, что они кого-то поджидают. Мометально развернувшись, оставляя солнце за спиной, Марки сверху, сзади, под ракурсом три четверти, атаковал ведущего немца первой пары. Подойдя к нему на близкое расстояние и точно прицелившись, он ударил по «мессершмитту» двумя короткими очередями из пушки и пулемётов. Выгодная позиция и удачное прицеливание принесли первую победу. Горящий самолёт противника упал на землю и взорвался вблизи станции Кляйн. Выйдя из атаки боевым разворотом, Марки свалил Яка в крутое пикирование и, прикрываемый Ирибарном, напал на ведомого немца, разъединённого от ведущего в первой атаке. Но в эти секунды пришедшая в себя вторая вражеская пара набросилась на Марки, пытаясь зайти в хвост его самолёта. Ирибарн был настороже. Предупредив ведущего об угрозе, он подвернул свою машину и в стремительной атаке перехватил гитлеровцев. Сблизившись с ними на встречнопересекающемся курсе, он под ракурсом одна четвертая открыл огонь с минимальной дистанции. Светящиеся трассы настигли противника. Ведущий пары перешел в штопор и, окутавшись дымом, врезался в снег.

Продолжая атаковывать ведомого первой пары, Марки настиг его и сверху, сзади, прицелившись, сбил длинной огненной очередью. Взметнувшийся клуб огня и дыма указал место падения вражеского самолёта.

Четвёртый «мессершмитт» - ведомый второй пары, ринулся к земле и на бреющем полёте удрал в северо-западном направлении.

Вражеские бомбардировщики больше не появлялись. После десятиминутного полёта по кругу над станцией наведения  Эйхенбаум отпустил Марки и Ирибарна на аэродром. Радостные и возбужденные, они вернулись домой.

Давно не было боевых вылетов и внимание пилотов и механиков

Самолёты не направились по кругу аэродрома для посадки, как обычно, а помчались на малой высоте через лётное поле и над взлётно-посадочной полосой исполнили традиционный пилотаж: Марки крутнул две управляемые «бочки», а Ирибарн одну. И только после этого они направились на посадку.

Выслушав доклады пилотов, успешно выполнивших задание, Дельфино сказал:

- Вы преподнесли нам и нашим российским боевым собратьям замечательный новогодний подарок. Это заслуживает награждения… Спасибо вам за хорошее начало нового боевого сезона.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru