Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

«Я СВОБОДЕН И МОГУ»

Начался период отпусков, и на телеэкране стало появляться больше повторов передач: на канале «Культура» прошла «Линия жизни» с Е. Евтушенко, передача о Ю. Трифонове, «Апокриф» о мещанстве, «Культурная революция» на тему «Наш язык отстал от жизни»… Но нет худа без добра: по этой причине на экран прорвались такие ленты, как экранизация 1959 года тургеневской «Муму» с А. Кочетковым, Н. Гребешковой, Е. Полевицкой, И. Рыжовым, Л. Кмитом, фильм 1933 года «Гроза» по пьесе А. Н. Островского, в котором снимались В. Массалитинова, А. Тарасова, М. Тарханов, М. Царёв, М. Жаров… Ведь даже просто посмотреть на Аллу Константиновну Тарасову в роли Катерины – многого стоит.

А в «Апокрифе» на тему «Обида» главными героями были П. Лунгин и А. Битов. Упоминались Шукшин, Шолохов, иные писатели. Всё, казалось, так и кончится миром, несмотря на острую тему. Но автор и ведущий Виктор Ерофеев всё же спел свою «арию парижского гостя»: «Советская власть всех обидела, нет ни одного человека, которого она бы не обидела и не обманула». Ерофеев - статистик-самородок. «Левада-центр» отдыхает. Он опросил всех граждан бывшего СССР и не обнаружил никого, кого бы советская власть «не обидела и не обманула». Двести тридцать миллионов обиженных и обманутых. Вот такой Ерофеев труженик.

Но среди «обиженных и обманутых» больше всех, конечно, досталось самому Ерофееву. Хотя это именно он обидел и обманул советскую власть, подложив ей свинью в виде альманаха «Метрополь», одним из членов редколлегии которого он был. Да, но у Ерофеева были на то ещё какие причины! У какого Шарля Перро хватит воображения, чтобы представить, какие муки он, как Золушка, испытывал, когда советская власть заставляла сына посла Советского Союза, жившего смолоду в Париже, долбить учебный процесс на филологическом факультете МГУ? Какой Данте опишет ад, который довелось пережить автору «Жизни с идиотом», когда власть эта принудила его влачить оковы аспирантуры ИМЛИ, защищать диссертацию? А что за тему она подсуропила аспиранту? Он мечтал, что будет «Проблемы социалистического реализма в сказке «О курочке Рябе» в свете решений XXIV съезда КПСС», его любимая. А его оглоушили невесть чем: «Достоевский и французский экзистенциализм»! А что за изверги заставили его «впервые в советском литературоведении» опубликовать статью о творчестве маркиза де Сада? Вот он, садизм советов… В конце передачи ведущий сделал вывод, что «чувство обиды похоже на медузу». Но это для кого как. Для советской власти оно, как мы видим, более похоже на Ерофеева…

От программы «Эпизоды» с Юрием Ряшенцевым тоже можно было ожидать стенаний о тяжкой жизни литератора в советские годы. Однако Ряшенцев, «сын репрессированного и пасынок репрессированного», ярко и образно, с присущей интеллигентному человеку скромностью, передал ощущение поэзии того места, где жил, рассказал о пединституте, где учился, о ставших знаменитыми сокурсниках. Говорил не столько о себе, сколько о людях, коллегах, актёрах, с которыми работал. Потому и не показалось удивительным его высказывание о том, что «у нас поразительно талантливая молодёжь»…

Но не эта талантливая молодёжь, а другие слои населения проявили недавно неизъяснимую любовь к русской классике. По разным каналам изо дня в день слышались призывы идти на митинг-концерт движения «Я свободен». Этот «гражданский проект» организовала «инициативная группа граждан», объединённых «приверженностью демократическим взглядам». Движение получило название по слогану из рассказа А. П. Чехова «Из дневника одной девицы».

Девица эта была сильно возбуждена тем, что под её окнами «от раннего утра до поздней ночи» стал ходить «высокий, статный брюнет». Она стала строить ему глазки, послала воздушный поцелуй, бросила на тротуар записочку. Он «ответил обворожительной улыбкой», но написал мелом на рукаве: «После». Через несколько дней к ним, «после долгого отсутствия, приехал ночью брат Серёжа», которого тут же арестовали. Оказалось, что брюнет этот выслеживал брата, «который растратил чьи-то деньги и скрылся». На следующий день тот, у кого были «усы – прелесть», написал на воротах: «Я свободен и могу»… Но барышня прошептала: «Скотина» и «показала ему язык».

Что же остановило «инициативную группу граждан», «ставящих своей целью защиту свободы в России», до конца проявить инициативу и взять для своего движения полный слоган - «Я свободен и могу»?

На ТВ все могут выражаться свободно. Так, ведущий программы «Тем временем» на канале «Культура» Александр Архангельский сказал недавно: «В день рождения Давида Самойлова публике была представлена книга стихотворений этого едва ли не самого пушкинианского из всех поэтов поздней советской эпохи, автора гениального стихотворения «Пестель, поэт и Анна». Да, если замечательного поэта Давида Самойлова всё время именовать «пушкинианцем», от этого он станет ещё «пушкинианистее». В столь «гениальном» стихотворении Пушкин у Самойлова, названный одним критиком «лирически-водевильным», в разговоре с вождём декабризма Пестелем всё время отвлекается на пение некой Анны: «Анна! Боже мой!». Идёт ли речь о «равенстве сословий» или о «смене основы власти и закона», Пушкин слушает не Пестеля, а эту Анну. Говорят ли о «тиранстве» или «матерьялизме», Анна снова тут. И никуда Пушкину от этой Анны не деться. Как писал Даниил Хармс в своих штудиях о Пушкине: «Просто хоть святых вон выноси!» А уж коли в такие важные моменты поэт Пушкин был, по Самойлову, «разнеженный и праздный», да ещё и «рассеянный», то немалое место в его творчестве заняли бы величественные самойловские «Цыгановы», а не легкомысленные «Цыганы»…

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

«ЛГ», 21 – 27 июня 2006 г.

Об авторе: http://Yunche.narod2.ru/