Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

УСПЕХ БЕЗ РАДОСТИ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Пообедав, пилоты отправились на самолётную стоянку и вскоре приняли от механиков самолёты. Командир эскадрильи капитан Ив Мурье доложил командиру полка о готовности к вылету, а также о разыгранных с подчинёнными нескольких вариантах возможных воздушных боёв. Подполковник Пуйяд одобрил его инициативу и посоветовал в затяжные воздушные бои не вступать, а все воздушные схватки с противником проводить по примеру советских лётчиков - на больших скоростях.

- Мой командир, всё понятно, так и будем вести бои. Нам не хватило времени ознакомиться с наземной обстановкой на нашем фронте, - признался Мурье.

- Советские войска прорвали оборону гитлеровцев в Литве и приближаются к границам Германии. Вам какой район дали прикрывать? - спросил Пуйяд.

- Вирбалис – Кибартай - Кудиркос, почти у границы.

- Всё подтверждается. С вами летит заместитель командира дивизии майор Заморин?

- Да. Думаю, не оплошаем.

- Взлёт в тринадцать пятьдесят. Не опаздывайте. Удачи вам! - пожелал Пуйяд.

...Взлетели по сигналу с командного пункта. Набрав высоту две тысячи метров, группа в составе шести Як-9 под командованием капитана Мурье направилась в заданный район. Командир эскадрильи и его пилоты знали, что бои на земле и в воздухе с каждым днем становились всё более ожесточёнными. Гитлеровцы принимали все меры, чтобы не допустить русских в Восточную Пруссию. Поэтому Мурье тревожится, предчувствуя большие трудности в выполнении предстоящего боевого задания. Это вынуждало его и подчинённых беспрерывно следить за воздушной обстановкой.

Под крылья машин неслись прибалтийские земли со множеством хуторов, окружённых полосками полей, прудами и покалеченными рощами. Промелькнула высотка с ветряной мельницей.

В воздухе встречались только свои. Слева прошли бомбардировщики Пе-2 под охраной истребителей Ла-5, справа штурмовики Ил-2, прикрываемые «Аэрокобрами». Мурье убеждался в накале воздушной обстановки. Он подал сигнал о маневре. Начался новый набор высоты. Через две минуты стрелка высотомера показала четыре тысячи метров. «Достаточно», - решил Мурье и перевёл самолёт в горизонтальный полёт. Земля просматривалась хорошо, но движущиеся по шоссе автомашины выглядели игрушечными. Наконец вырисовалась линия фронта с множеством пожаров и дымных столбов. Предстал взору полуразбитый Кибартай с подходящими к нему войсками. По команде ведущего группа развернулась и последовала по кругу над районом прикрытия. Противник не нападал. Проходили минуты напряжённого ожидания.

Внезапно появилась пара «мессершмиттов». Их увидели все.

- Раяки, «мессеров» не трогать!- послышалась в наушниках команда Мурье.- Это подсадные утки...

«Мессершмитты» кружились недалеко, над своей территорией, будто приглашали «нормандцев» на поединок. Мурье надоела назойливая бравада воздушных шпионов. Он приказал Пинону прогнать фашистов. Пинон набрал высоту и ушёл на юг, затем на запад, и внезапно подошёл к Кибартаю с тыла. Вначале расчёты вражеских зениток и пилоты «мессершмиттов» приняли его за своего. А Пинон, сблизившись, перевернул Як через крыло в пикирование и устремился к вражеским машинам. Прицелившись по одной из них, открыл огонь. Загоревшийся «мессершмитт» упал на передний край своих войск и взорвался, а его напарник бросился наутек. Пинон вертикальной горкой присоединился к своей группе.

- Браво!- закричали ему пилоты.

Воздушное торжество быстро закончилось. Вновь появился враг. К линии фронта приближалась стая фашистских машин. Они летели ниже патрулирующих Яков. Со значительного превышения их не трудно было пересчитать. Сближались полтора десятка бомбардировщиков «юнкерс-87» и дюжина истребителей «фокке-вульфов-190». Истребители прикрытия летели зигзагами в хвосте замыкающей группы «юнкерсов».

По сигналу Мурье пилоты довернули Яки несколько южнее и солнце оказалось у них за спиной. И как только ведущий подал команду атаковать вражеские самолёты по первому варианту, разыгранному ещё на земле, «нормандцы» бросили машины в отвесное пикирование. Мурье, не обнаружив преследования, прильнул к прицелу. Ведущий «фокке-вульф», попав в сетку прицела, вскоре заполнил все её деления. Мурье нажал на гашетки огня. И как только огненные трассы воткнулись в мотор и крыло немецкой машины, он рывком вывел Як вверх, а пылающий «фокке-вульф» столкнулся с землёй и взорвался.

Константин Фельдзер целился по ведущему второй четвёрки гитлеровских истребителей и бил его огненной очередью, затем боевым разворотом увёл свою машину в сторону солнца, а задымивший «фокке-вульф», резко снижаясь, ушёл к своим войскам. В те же секунды Пинон поймал в прицел ведущего третьей четвёрки, нанёс удар по кабине «фокке-вульфа» и вертикальной горкой вырвался ввысь. Гитлеровская машина, теряя высоту, ушла с поля боя.

Лемартело настиг ведущего первой группы «юнкерсов» и сблизился с ним под углом, который позволил бы ему перенести огонь и на соседнюю вражескую машину. Вот он уже в сетке прицела. Лемартело нажал на гашетку огня, поразил гитлеровца, затем перенёс светящуюся трассу на ведомого бомбардировщика. Меткие очереди достигли своего назначения. Оба «юнкерса», загоревшись, упали на землю и взорвались на своих бомбах. Не следя за сбитыми гитлеровцами, он вырвал машину вверх и снова бросил вниз, атакуя очередных «юнкерсов».

У Ларийона было поменьше опыта, но он не отстал от Лемартело. Пикируя вместе с ним, он развил немалую скорость, доворачивая Як, поймал в прицел ведущего второй группы «юнкерсов». Стараясь поточнее прицелиться, открыл огонь. Перед тем, как увести Як вверх, он успел заметить - его огненные очереди вспороли моторную часть немецкого самолёта и он, опрокинувшись, взорвался в воздухе.

Мурье знал, на что рассчитывать. Перед вылетом он долго толковал со своими пилотами о том, что при любых условиях надо действовать решительно и не столько обороняться, сколько наступать.

Пилоты «фокке-вульфов», безусловно, были информированы пилотами «мессершмиттов» о количестве Яков, прикрывавших войска. Но поздно обнаружили своего противника и, подавленные натиском «нормандцев», опоздали с отражением первой атаки.

Пилоты «фокке-вульфов» бросились на «нормандцев», но уже не смогли вернуть упущенное. Началось то, чего не ожидала противная сторона. Пилоты «юнкерсов», наблюдая, как падают и взрываются на своих же бомбах не только ведущие, но и ведомые, в замешательстве сбрасывали бомбы ещё до передовой своих войск и торопливо уходили на запад.

Пилоты истребителей, понеся потери, пытались восстановить новые пары и четвёрки, дерзко нападая на Яки. Начался второй этап воздушного боя. Общая схватка распалась на отдельные очаги. Четвёрка «фокке-вульфов» пристала к Фельдзеру. Они пытались окружить его. Но он умело уходил от них и сам напал на одну из преследовавших его пар. Прицелившись, Фельдзер открыл огонь и поджёг ведущего пары, который, оставляя хвост дыма и резко снижаясь, приземлился возле своих войск. Но вражеская тройка не унималась и снова напала на него. Светящиеся трассы пронеслись рядом с кабиной его Яка. Фельдзер переворотом ушёл из-под обстрела. Но на него напала новая четвёрка. Наперерез им устремились Мурье и Лемартело. Огненные трассы сверкнули от «фокке-вульфов» и от Яков. Один из нападавших опередил Мурье и подбил машину Фельдзера, хотя и его машина была подожжена и окуталась дымом. Ярким пламенем вспыхнул мотор Яка Фельдзера над территорией, занятой фашистами. Спасая свою жизнь, Фельдзер покинул горящий самолёт, воспользовавшись парашютом. Мурье прикрывал его снижение до приземления.

Пинон, увидев нападение четвёрки «фокке-вульфов» на Ларийона, устремился к нему на выручку. Но в пути его настиг снаряд выборочной стрельбы зенитной артиллерии противника. Взрыв не только подбросил его самолёт, но и повредил его. Пинон передал в эфир:

- Сорвало обшивку левого крыла, повреждено управление... Покидаю машину...

Мурье видел падающий Як-9 и снижающегося парашютиста. Но не успел увидеть приземление Пинона, так как на него напала в эти секунды тройка «фокке-вульфов». Он резко бросил самолёт в сторону и вертикальной спиралью ушёл ввысь.

Бой продолжался. Пилоты «фокке-вульфов», имея двойное количественное превосходство, продолжали ожесточённо атаковать «нормандцев». К тому же, они пошли на хитрость. Одна пара гитлеровцев заняла позицию на высоте тысячи метров, а вторая - на четырёх тысяч. К ним трудно было подступиться на вертикальном маневре. Яки, израсходовав много бензина, стали полегче и поманевренее. Пока Лемартело и Ларийон вели бой с четвёркой гитлеровцев на виражах, Заморин, прикрываемый Мурье, выйдя из пикирования, ринулся крутой горкой вверх и, оказавшись выше пары немцев, стороживших верхний ярус, мгновенно атаковал их. Вторая пара гитлеровцев устремилась к нему, но их атаку отбил Мурье. Заморин настиг ведущего и прошил его точной и длинной огненной очередью. «Фокке-вульф» свалился в штопор и обозначил своё место столкновения с землёй взрывом.

Мурье атаковал ведомого той же пары. Теперь его прикрывал Заморин. Нагнав немецкую машину, Мурье начал прицеливаться, но её пилот стремительным броском кинулся вниз. Мурье проворно перевёл Як в пикирование, на большой скорости настиг его и поджег. «Фокке-вульф» ярким факелом отправился к земле.

Заморин и Мурье направились на помощь Лемартело и Ларийону. Заметив приближающуюся пару Яков, пилоты четвёрки «фокке-вульфов» прекратили атаку и кинулись под защиту своей зенитной артиллерии. За ними потянулись и «фокке-вульфы» верхнего яруса.

...Четвёрка Яков взяла курс на свой аэродром. Пилоты вяло вели машины, боевую задачу выполнили успешно, а радости не было...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru