Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ПРИМЕТЫ

От редакции.

ПРОДОЛЖАЕМ публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты (см. публикации с 16 мая 2011 года по 7 января 2012-го и 22 мая 2012 года). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Время не торопило. После заслушивания задачи на второй вылет возле командирского самолёта стихийно возник перекур. Несколько стесняясь майора Дельфино, пилоты, дымя сигаретами, шутили, рассказывали анекдоты.

- Мой командир, а вы сегодня брились перед вылетом? – обратился к Дельфино маленький Микель, погладив свой подбородок, заросший ещё не колючей щетиной.

- Конечно, - ответил Дельфино.

- Тогда разрешите мне выразить вам свое сочувствие! - Не понял, объясните! - пожал плечами Дельфино.

- Есть приметы, которые надо соблюдать. Если плохой сон - не лететь на боевое задание, не летать на самолёте с номером чёртовой дюжины, перед вылетом не бриться и не фотографироваться. Вот позавчера я перед вылетом побрил подбородок и по своей вине приземлил машину с убранным шасси. А сегодня не брился и спокоен за себя, если даже совершу какую-либо ошибку.

Дельфино рассмеялся:

- Шарль, тебе не подходит роль сказочника.

- Командир, он дело говорит! - твердо сказал Соваж.

- Эти доказательства - от лукавого,- возразил Андрэ. Мой отец, пилот, не верил в приметы, и мне они безразличны.

Дельфино глянул на часы:

- Через двадцать минут вылетаем. По самолётам!

Погода не улучшалась. По данным метеостанции высота облаков была около двух тысяч метров. Вскоре поступил сигнал на взлёт. Взревели моторы, и шесть Як-3, оторвавшись от заснеженной взлётной полосы, понеслись в сторону Гумбиннена. Впереди летели Дельфино с Микелем, левее их уступом Андрэ с Ларийоном и позади их Соваж с Кастэном. На полпути облачность понизилась до полутора тысяч метров. Самолётов гитлеровцев не было. Земля просматривалась хорошо.

- Планета, я Рояк-1, сообщите обстановку.

- Со стороны Инстербурга приближается группа самолётов противника, - ответил полковой наводчик на фронтовой станции наведения.

Дельфино и его ведомые внимательно всматривались в воздушное пространство. Промелькнул Гумбиннен. Облачность над ним была две тысячи метров.

- Раяк-1, я - Планета, на высоте тысяча пятьсот метров подходят двенадцать «фоккеров» с бомбами.

Одновременно с информацией «нормандцы» увидели немецкие самолёты. Гитлеровцы летели в колонне четвёрок. Они уже были в готовности сблизиться с передним краем советских войск, с последующим пикированием и бомбометанием.

Дельфино подал команду на маневр. Яки рванулись вверх под облака и помчались к «фокке-вульфам». Им удалось перехватить их над передним краем немцев. Зенитная артиллерия гитлеровцев вначале открыла бешенный огонь, но, чтобы не поразить своих, перешла на выборочную стрельбу.

- Раяки, в атаку! - поторопил всех ведомых строгий голос Дельфино. Это был ястребиный удар по вражеским утяжелённым бомбами машинам. Шесть Яков вертикальным пикированием устремились вниз. Каждый ведущий пары прицелился по ведущему вражеской четверки, а ведомые - по своему выбору. Шесть пучков огненных трасс нашли свои цели. Три «фокке-вульфа» после атак Дельфино, Андрэ и Соважа, загоревшись, упали на землю, а атакованные Микелем, Ларийоном и Кастэном, оказавшись подбитыми, ушли с поля боя. «Нормандцы» вертикальными горками вырвались вверх.

Пилоты остальных «фокке-вульфов» мигом сбросили бомбы на нейтральной полосе и ушли в ввысь, под облака, где разгорелся ожесточённый бой. Обозлённые фашисты с запоздалой яростью набросились на пилотов Яков. Общая схватка распалась на три очага. После первой атаки самолёт Дельфино потерял присущую ему маневренность. Но это не удивило командира полка. Ведь сбитый им «фокке-вульф» взорвался в воздухе, и машина Дельфино была задета разлетающимися обломками. Но он всё же продолжал участвовать в бою.

Микель после второй атаки отстал от Дельфино, чем поспешили воспользоваться гитлеровцы. На него напали с двух сторон два «фокке-вульфа». Микелю пришлось, сколько хватало сил и умения, обороняться. Он ускользал от огня одного немца и попадал под обстрел другого. Несколько десятков секунд Микель удачно маневрировал. Дельфино, увидев нападение гитлеровцев на Микеля, бросился к нему на выручку. Но его повреждённый самолёт не развивал требуемую скорость. Воздушным тормозом являлось частично разрушенное крыло. Поняв, что «фокке-вульф» может опередить его, он повторно предупредил по радио Микеля:

- Шарль, берегись, сзади тебя «фоккер»!

Оповестив ведомого, Дельфино рванул машину к Микелю.Но не успел. Микель сам уклонился от огня гитлеровца. Казалось, что он уберёгся от опасности. Но внезапно снизу по самолёту Микеля ударила смертельная трасса, повредив мотор и кабину. Дельфино настиг самолёт немца, атаковавшего Микеля и сбил его. Но Як-3 Микеля, загоревшись и окутываясь дымом, перевалился через крыло и устремился в свой последний путь.

- Шарль, прыгай! Прыгай! - кричал Дельфино голосом, в котором слышалось отчаяние.

Як падал, Микель не отвечал, парашютист не появлялся...

Андрэ и Ларийон напали на пару «фокке-вульфов». В первой атаке разлучили их, а в последующих расправились с ними. Андрэ закружил немца на вираже. Он заложил его как можно круче, добиваясь вращения по кругу с меньшим диаметром. На второй окружности Андрэ нагнал «фокке-вульфа», зашёл ему в хвост и длинной огненной очередью зажёг его. Гитлеровская машина заштопорила к земле и затем ушла с поля боя.

Ларийон настиг «фокке-вульфа» на прямой черех десяток секунд. Сближаясь с ним, стал прицеливаться. Но гитлеровец ускользнул в сторону. Ларийон вторично нагнал его. После нового прицеливания и последующего удара несколькими короткими очередями из пушки и пулемётов свалил его. Немецкий самолёт, оставляя за собой жирный след дыма, уткнулся в землю.

Соваж и Кастэн были атакованы в лоб.На них мчались два «фокке-вульфа». Скорость сближения неимоверно росла. В прицеле Соважа - ведущий пары. Первыми открыли огонь гитлеровцы. Их светящиеся трассы пронзили воздух рядом с кабиной самолёта Соважа. Когда остались секунды до столкновения, немцы не выдержали нервного напряжения, рванули машины: ведущий - вверх, а ведомый - вниз. Верхнего Соваж успел прошить длинной очередью, «фокке-вульф» вспыхнул пламенем и дымным факелом понёсся к земле. Нижнего атаковал Кастэн. Выполнив переворот, он погнался за ним. На большой скорости настиг и подбил.

Последний «фокке-вульф», не выдержав одиночества, скромно покинул поле боя. По сигналу Дельфино ведомые собрались над станцией наведения и, получив разрешение, направились на аэродром. Пилоты вели машины с сумрачными лицами. Сбив шесть и подбив пять самолетов врага, они не ликовали. Перед их мысленными взорами было задорное лицо Микеля...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru