КРУШЕНИЕ «БУЛГАРИИ»: НЕИЗВЕСТНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОДРОБНОСТИ В ЭКСКЛЮЗИВНОМ МАТЕРИАЛЕ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА
Игорь ЛЕНСКИЙ
Четвёртый месяц продолжается расследование крушения теплохода «Булгария», затонувшего в штормовую погоду в Куйбышевском водохранилище близ Камского устья в Татарстане 10 июля 2011 года. Напомним, что последствия самой крупной в истории новой России речной катастрофы поистине ужасающие: из 201 человека, находившегося на борту двухпалубного судна постройки 1950-х годов, 122 человека погибли, в том числе 28 детей. И лишь 79 человек удалось спасти подоспевшему теплоходу «Арабелла».
ИЗ ДОСЬЕ ГАЗЕТЫ «БЕЗ ШТАМПОВ» Последний раз речная катастрофа такого масштаба произошла 5 июня 1983 года близ Ульяновска. Пассажирский теплоход «Александр Суворов» (проекта 92016, Волго-Донское пароходство) в 22.45 по ошибке зашел под низкий, несудоходный пролёт Ульяновского моста. В результате столкновения теплохода с мостом, у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек, включая непосредственных виновников из начальствующего состава. Главной причиной катастрофы, по официальной версии, стала халатность рулевого, находившегося за штурвалом. |
Расследование катастрофы ведёт Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ. Возбуждены уголовные дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта; об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности; о неоказании помощи терпящим бедствие капитаном проходившего мимо судна «Арбат» Александром Егоровым. Арестованы гендиректор фирмы-субарендатора «Булгарии» Светлана Инякина и эксперт филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, которые несут ответственность за выпуск в рейс явно аварийного судна. В халатности также обвиняют двух сотрудников Ространснадзора - Ирека Тимергазеева и Владислава Семёнова. Кроме того, уголовное дело о злоупотреблении полномочиями возбуждено в отношении руководства пермской судоходной компании «Камское речное пароходство», которая сдавала «Булгарию» в аренду. С учётом большого объёма следственных действий ожидается, что дела будут переданы в суд только в начале в 2012 года.
20 октября мне довелось слушать выступление начальника Управления государственного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Геннадия Сарафанова на ХХI научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». Главными причинами катастрофы «Булгарии» он назвал эксплуатацию дизель-электрохода в пассажирском круизе без лицензии Ространснадзора, неготовность судна к плаванию в условиях штормового предупреждения, невыполнение установленных норм и правил экипажем непосредственно в рейсе, низкую квалификацию и недисциплинированность членов экипажа.
Кроме этого, высокопоставленный чиновник Ространснадзора впервые обратил внимание общественности на коммерческую составляющую трагического рейса. Как сообщил Г.Б.Сарафанов, прибыль от двухдневного круиза «Булгарии» составляла 400 тысяч рублей, в то время как административные штрафы, предусмотренные за нарушение правил подготовки и эксплуатации судна, будь они выявлены, не превысили бы 40 тысяч рублей. То есть навар десятикратно превышает размер наказания – даже в том случае, если бы контролирующие органы заблаговременно оказались на высоте!
О чём это говорит? Прежде всего, о том, что при существующей практике недобросовестным судовладельцам и организаторам круизов проще и выгоднее заплатить штраф, чем откладывать рискованный рейс и ремонтировать судно. О жизни и безопасности пассажиров при такой порочной арифметике никто не думает.
«Штрафы за выявленные нарушения надо многократно увеличить, может быть в 10-20 раз, – считает начальник управления Ространснадзора Г.Б.Сарафанов. – Каждый судовладелец, каждый начальник, каждый чиновник, каждый туристический менеджер должен знать, что штрафы будут разорительными! Нет денег, не можешь платить – продавай автомобиль, квартиру, дачу, бросай любовницу!», – эмоционально заключил своё выступление докладчик.
Вину погибшего капитана «Булгарии» считает бесспорной Алексей Быков, капитан трёхпалубного теплохода «Н.А.Некрасов» (компания «Инфофлот»), также совершающего круизы по Волге. С Алексеем Анатольевичем мы разговаривали на капитанском мостике теплохода «Н.А.Некрасов» в присутствии других членов его экипажа 6 октября в рейсе близ Калязина. По мнению Быкова, катастрофа едва ли была возможна лишь по причине незадраенных иллюминаторов и неисправного левого двигателя. В штормовую погоду капитан «Булгарии», сказал мне Быков, совершил целую серию фатальных ошибок, прежде всего связанных с манёврами судна. Так, совершая левый поворот, он стремился обогнуть буй, как того рекомендуют правила, с правой стороны, что сделало поворот слишком резким, почти под углом в 90 градусов. Между тем, буй, напомнил в беседе со мной Алексей Быков, указывает середину судового хода, и в конкретных экстремальных обстоятельствах вполне можно было миновать его и слева, спрямляя тем самым поворот судна и избегая губительного крена. Именно эта ошибка капитана «Булгарии», вероятно, и оказалась роковой.