КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ВТОРИЧНОМУ СИРОТСТВУ?
Оказывается, есть такое явление в нашей жизни как вторичное социальное сиротство. О том, что это такое и как этому противостоять, рассказывает Олеся Игоревна Смирнова, методист отдела развития семейных форм устройства МБУ «Городской центр по профилактике социального сиротства «Солнечный круг» г. Новосибирска. Далее мы публикуем информацию о том, как в Псковской области реализуется Проект «Социальная технология профилактики вторичного сиротства».
ПОМОЧЬ И ЗАЩИТИТЬ
Число детей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Новосибирске на начало 2009 года составляло 689 человек. Особую тревогу вызывает тот факт, что около 90% этих детей – социальные сироты.
Кто он – «социальный сирота»? Это ребёнок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Высокий процент появления таких ребятишек обусловлен, прежде всего, низким социально-экономическим и морально-нравственным состоянием общества.
К причинам роста численности социальных сирот относятся:
– падение жизненного и культурного уровня;
– отсутствие гражданской зрелости и ответственности общества;
– деградация институтов материнства и отцовства (предпочтение отдается сожительству, внебрачной рождаемости, происходит смена семейных ценностных установок);
– отсутствие своевременной помощи семье со стороны государства в кризисных ситуациях.
В настоящее время государственная политика направлена на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Так, динамика социальных отношений характеризуется увеличением числа граждан, желающих создать приемную семью. По сравнению с 2007 годом к концу 2008-го подобных семей в городе стало на 28,3% больше. В 2008 году их количество в Новосибирске выросло на 21,5% – к маю 2009 года было создано 126 таких семей.
Казалось бы – цифры радужные. Но… В прошлом году начала наблюдаться тенденция отказа приемных родителей от детей. Возврат детишек обратно в государственные учреждения составил 2,9%, что в два раза больше по сравнению с 2007 годом. Такое социальное явление называется вторичным сиротством. То есть, когда новые родители не справляются с воспитанием приемного ребенка, его вновь возвращают в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством также предусматривается расторжение договора о передаче детей на воспитание в семью досрочно по инициативе родителей или органов опеки и попечительства. По желанию приёмных родителей прекращение действия договора возможно по следующим уважительным причинам: из-за их болезни, изменения имущественного или семейного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений между ними. В случае возникновения в подобной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения его кровным родителям или усыновления договор расторгается по инициативе отдела опеки и попечительства.
Досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в семью вследствие ее неспособности выполнять все надлежащие функции по воспитанию ребенка объясняется тем, что приемные родители не знакомы с трудностями, связанными с воспитанием ребёнка-сироты, или оставшегося без попечения родителей. Они не имеют достаточного уровня психолого-педагогической, социальной подготовленности и личностной компетенции. Отмеченные факторы риска связаны с ошибочным представлением о трудностях, с которыми столкнутся «новые» родители; недостаточной информированностью о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, направляемого на воспитание в семью. Результатом этого становится или желание ребёнка вернуться в детский дом, заново переживая трудности социализации, или необходимость изъятия ребёнка из приемной семьи.
Вторичное сиротство проявляется и по-другому. Известно, что дети, принятые на воспитание в семью, в случае расторжения договора приемными родителями переживают повторную психическую травму, которая влечет за собой их морально-нравственную деградацию. И когда они вырастают, им сложно создать полноценную семью, нередки случаи, когда они отказываются от воспитания собственных детей.
С целью предупреждения фактов вторичного сиротства необходимо проводить следующие мероприятия:
1) обучать кандидатов в приемные родители, подготавливать их к профессиональной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
2) отбирать таких кандидатов в приемные родители для ребёнка, которые обладают определенными ресурсами, умеют принять его прошлое и понять особые потребности;
3) оказывать социально-педагогическую поддержку и психолого-педагогическую помощь приёмным семьям;
4) организовывать и проводить занятия с воспитанниками муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам психологии семьи и брака.
Конечно, это только маленькая толика того, чтобы хоть как-то помочь становлению новой семьи, в которой появился новый ребёнок. Причем, ребёнок особый. Ведь он – сирота. Маленький человек, которого необходимо защитить от моральных травм и разочарований.
Олеся СМИРНОВА
Источник: онлайн-газета «Интерактивное образование»,
г. Новосибирск
ПРОЕКТ «СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА» РЕАЛИЗУЕТСЯ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
30 марта в администрации Псковской области начальник главного государственного управления социальной защиты населения области Армен Мнацаканян и вице-президент агентства Gladney Center for Adoption (США) Маршалл Вильямс подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает совместную реализацию проекта «Социальная технология профилактики вторичного сиротства» с общим объЁмом финансирования около 1,5 млн рублей.
Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе администрации Псковской области, проект будет реализован в течение двух лет на базе ГУСО «Областной центр семьи» и ГОУ «Псковский детский дом» при поддержке главного управления социальной защиты населения и Управления образования Псковской области.
Предполагается организовать для воспитанников Псковского детского дома занятия по обучению жизненным навыкам и воспитанию детей, открыть отделения для проживания мам и их детей, находящихся в кризисной ситуации, обучить персонал технологиям профилактики вторичного сиротства.
Также в документе предусмотрены меры комплексной поддержки молодых родителей из числа выпускников детских домов, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также продвижения положительного опыта и успешного родительства среди лиц из числа детей-сирот.
Источник: Псковская лента новостей