НА ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧКЕ ПОЕДЕМ ЧЕРЕЗ 4 ГОДА
Малое кольцо Московской железной дороги станет частью скоростного транспорта столицы
Игорь ЛЕНСКИЙ
Пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги (МЖД) будет открыто через четыре года в День города – в сентябре 2015-го. Об этом официально объявили Правительство Москвы и Московская железная дорога.
23 июня ОАО «МКЖД», совместная компания правительства Москвы и ОАО «РЖД», получило свидетельство о госрегистрации. Компания будет выполнять функции заказчика по реализации проекта реконструкции и развития Малого кольца. В совет директоров совместной компании вошли по три представителя от каждого из учредителей. Председателем совета директоров избран заместитель руководителя департамента имущества города Москвы Константин Песоцкий. Генеральным директором назначен бывший генеральный директор Трансмашхолдинга Михаил Хромов.
В 2011-2012 годах планируется разработать проектную документацию на инфраструктуру, подготовить градостроительные обоснования, проекты планировки территорий и документацию для строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). НИИ «Мосжелдорпроект» уже начало выполнять соответствующие проектные изыскания. Во второй половине 2012 года – начать строительно-монтажные работы. В 2015 году - завершить реконструкцию и электрификацию Малого кольца и построить 12 первоочередных остановочных пунктов. Городское пассажирское движение будет открыто поэтапно, сначала на отдельных участках кольца, в сентябре 2015 года. В 2016 году планируется построить все 30 остановочных пунктов, среди которых 19 крупных ТПУ: 12 – с пересадкой на метрополитен, 6 – на радиальные направления, и один будет обеспечивать оба вида пересадок одновременно.
По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в результате реконструкции и развития кольцевой дороги столица получит дополнительный пересадочный контур. Ежегодный объём перевозок составит до 250 млн пассажиров. Для этого ежесуточно по дороге будут курсировать 100 пар электропоездов с интервалами в часы пик до 5 минут.
25 июня на станции Черкизово Малого кольца МЖД состоялось первое выездное совещание рабочей группы Правительства Москвы и Московской железной дороги по рассмотрению вариантов реализации пассажирского пригородного движения по Малому окружному кольцу и выбору места расположения пассажирских платформ. Перед обсуждением 70 участников совещания совершили объезд Малого кольца на автомотрисе и были приятно удивлены состоянием магистрали. За событиями наблюдал и наш корреспондент.
Напомним, что идею реконструкции Малого кольца для организации перевозки пассажиров и решения проблемы транспортной доступности в столичном регионе на встрече с главой ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным 11 июня одобрил премьер-министр РФ Владимир Путин. Для реализации проекта уже создана компания ОАО «МКЖД» с паритетным долевым участием ОАО «РЖД» и Правительства Москвы, уставной капитал ее составит 5 миллиардов рублей. По общему мнению, координация сотрудничества между двумя главными участниками проекта имеет решающее значение. Совещание на станции Черкизово проводили начальник МЖД Владимир Молдавер, заместители мэра Москвы – по вопросам строительства и градостроительной политике Марат Хуснуллин, по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов. На совещании присутствовал начальник Московского метрополитена Иван Беседин, гендиректор «Мосгортранса» Петр Иванов, префекты столичных округов, другие руководители, имеющие непосредственное отношение к крупнейшему инвестиционному проекту.
– Это очень эффективное выездное совещание, - оптимистично заявил вашему корреспонденту после окончания мероприятия начальник МЖД Владимир Молдавер. - Мы обсудили реальные возможности Малого кольца по перевозке пассажиров, концепцию создания сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Создали рабочую группу, которая будет координировать дальнейшие действия. Эффективность сотрудничества с Правительством Москвы высокая, у нас есть общее понимание задачи, все вопросы решаются конструктивно. Интересы города и интересы железной дороги в этом стратегическом проекте должны слиться воедино.
Впечатления от Малого кольца – благоприятные. Ухожено, чисто, аккуратно. Удобные подъезды. Участники совещания присматривались к точкам, где было бы оптимально построить остановочные пункты. Уже решено, что на 52-километровой дистанции их будет около 30. То есть через каждые полтора-два километра. Для будущих платформ выбирали места, где рядом метро, где станции радиальных направлений железной дороги, где остановки городского наземного транспорта, где крупные магистрали, предприятия. Где инфраструктура в шаговой доступности. Именно там лучше всего создавать транспортно-пересадочные узлы, развязки, перехватывающие парковки. За основу берется рост пассажиропотока, ведь он будет зависеть прежде всего от удобства транзита на новое транспортное кольцо. Важна экономия времени на пересадку с одного вида транспорта на другой. С учётом этого обстоятельства теперь в Москве будут строиться и новые станции метрополитена.
«Что касается ТПУ, то очень важно определиться по идеологии вопроса, - сказал на совещании вице-мэр Николай Лямов. – ТПУ – это не только здания и сооружения, это единая технология подъезда автотранспорта, автобусов, троллейбусов, трамваев, это пересадка на метро и перехватывающие стоянки. Границы ТПУ – это не границы строительства. Транспортно-пересадочный узел должен охватывать не только станции, но и прилегающие улицы, а в ряде случаев придется менять организацию движения на них».
Начальнику Московского метрополитена Ивану Беседину (в прошлом руководившему Калининградской железной дорогой) понравилась концепция комплексного освоения территории ТПУ, где совместно будут находиться объекты МЖД, метро, наземного транспорта, эксплуатирующих организаций. По его мнению, такая схема позволит качественнее обслуживать пассажиров. Оплата будет осуществляться по единым проездным на метро и Малому кольцу. Так выгоднее и транспортникам, и пассажирам – кому хочется платить лишнее, стоять в очереди за билетом?
Коммерческая технология внутригородских железнодорожных перевозок ориентирована на привлечение инвестиций – за счёт роста привлекательности и цены прилегающих территорий. Что позволит крупнейшим участникам проекта, ОАО «РЖД» и Правительству Москвы, рассчитывать не только на возврат вложенных средств, но и на дальнейший рост рентабельности. Вдоль некоторых участков Малого кольца в ближайшее время начнется строительство Четвёртого транспортного автомобильного кольца. За счёт вывода промзон и сноса гаражей, примкнувших к Малому кольцу на значительном протяжении, возможно высвобождение земельных участков для жилищного и офисного строительства. И, конечно же, большой простор открывается для деловой активности малого бизнеса. Пассажиры смогут прямо на ТПУ в торговых комплексах и минимаркетах купить продукты, товары первой необходимости.
Пассажирское движение по Малому кольцу будет с самого начала осуществляться на электропоездах, сообщил нам начальник технологической слубы МЖД Николай Кириллов. Для обеспечения 100 пар электропоездов в день с 5-минутным интервалом на Малом кольце будет задействовано 28-30 составов, вагоны, по всей видимости, специально для мегаполиса модифицируют, оснастят кондиционерами. На первом этапе городские электрички будут состоять из шести вагонов, если пассажиропоток возрастёт – до 12. Останавливаться они станут у высоких красивых платформ, адаптированных также для инвалидов и маломобильных групп граждан. Моторвагонное депо будет расположено на станции Андроновка.
ОБ АВТОРЕ
Игорь Леонидович Ленский родился 16 февраля 1963 года в Москве. Окончил в 1983 году шахматное отделение Государственного центрального института физкультуры (ГЦОЛИФК), а в 1991 году – отделение журналистики Института молодёжи Госкомтруда РФ. Кандидат педагогических наук, специалист по проблематике межнациональных отношений, по истории грузино-абхазского конфликта. Автор книги политической публицистики «Свидетели абхазской беды» (М., «Деловой ритм», 2008, 320 с.). В 1990-2000 гг. – специальный корреспондент, редактор отдела газеты «Правда». Автор более 1000 публикаций по актуальным проблемам политологии в газетах «Правда», «Правда-5», «Независимой газете», «Российской газете», журнале «Кто есть кто», газете «Военно-промышленный курьер» и других. В октябре 1993 года первым опубликовал в газете «Правда» (от 1 октября) интервью американских правозащитников в поддержку блокированного Верховного Совета РФ. В 2000-2011 заведовал московским бюро общественно-политической газеты Кузбасса «Губернские ведомости» (медиапроект Отари Аршбы). Сейчас работает в газете «Московский железнодорожник». Международный мастер по шахматам. Имеет двух детей: сын Клемент (р. 1989) – музыкант, дочь София (р. 2000) – школьница.