Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ДЕВИЗ «НОРМАНДЦЕВ»

 

От редакции.

ПРОДОЛЖАЕМ публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты (см. публикации с 16 мая  2011 года по 7 января 2012 года). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

М.Г. Профателюк, заместитель начальника штаба по оперативной части полка «Нормандия - Неман». 1943 г.
М.Г. Профателюк, заместитель начальника штаба по оперативной части полка «Нормандия - Неман». 1943 г.

Очередная четвёрка Як-3 взлетела во второй половине дня. В первой паре Габриель Мерцизен с Пьером Блетоном, а во второй - Роберт Кастэн с Пьером Дуаром.

Погода улучшалась, и лётная горячка охватила всех «нормандцев». Они стремились летать, не отставая от советских летчиков, прикрывать наступающие войска. Девизом стал афоризм погибшего командира эскадрильи майора Тюляна: «Каждый сбитый в бою гитлеровец - шаг к победе!»

Перед вылетом с пилотами беседовал майор Дельфино и исправил на их полётных картах линию фронта, отодвинувшуюся ближе к Кенигсбергу.

Ровно гудели моторы. Пилоты часто осматривались. В небе было спокойно. Маршрут полёта уже был знаком, и ориентироваться на местности было нетрудно. На подходе к переднему краю наступающих войск Мерцизен назвал свой позывной и спросил у Эйхенбаума о воздушной обстановке. Наводчик заверил, что в данное время в воздухе работают только русские летчики. А через полминуты воздушная ситуация изменилась. В эфире послышался взволнованный голос Эйхенбаума, который сообщил о подходе к району Пилькаллена четырех «мессершмиттов- 109» на высоте две тысячи метров. Через десяток секунд он дополнил свою информацию:

- За «мессерами» летят на дистанции три километра шесть «фоккеров» с бомбами...

«Хитро задумано, - подумал Мерцизен, - хотят подготовить плацдарм для бомбометания». Он подал команду о дополнительном наборе высоты. Яки слаженно устремились вверх и оказались над передним краем под облаками. Имея значительное превышение, «нормандцы» быстро разглядели приближающегося противника. Учитывая метеорологическую обстановку, Дуар предложил новый план боя:

- Габриель, ты с Пьером отвлечешь «мессеров», а я с Робертом, скрываясь в облаке, внезапно нападу на них, а потом вместе мы навалимся на «фоккеров».

- Согласен, только нам надо встретить их за нейтральной полосой. Прислушивайтесь, подам сигнал.

Новый замысел оказался удачным. Мерцизен успел вывести ведомых на боевые позиции вражеских войск в те мгновения, когда «мессершмитты» подходили к переднему краю своих войск и прекратила огонь гитлеровская зенитная артиллерия. Дуар и Кастэн юркнули в облако, а Мерцизен и Блетон описали размашистую дугу перед мчавшимися к линии фронта нацистами. Обстановка, казалось, была очень выгодной для вражеских пилотов. Они стали торопливо разворачиваться для атаки пары Яков. И в эти секунды из облака показались краснозвёздные машины. Стремительным ударом сверху, сзади Кастэн и Дуар подожгли двух «мессершмиттов». Один из них свалился на-землю, а второй, оставляя дымную дугу, ринулся на запад. Вторая разрозненная двойка немцев прекратила атаку Яков и шарахнулась в сторону, попав под огонь Мерцизена и Блетона. Предпоследний «мессершмитт» дымным факелом рванулся в пологое пикирование в сторону позиций своих войск, а последний бросился наутёк. «Нормандцы» боевыми разворотами ушли под облака и собрались в группу. В эту же минуту бойко приблизились к переднему краю «фокке-вульфы». Но они, к удивлению Мерцизена, летели не в одном боевом порядке. Над четвёркой немцев, с небольшим превышением, следовала пара прикрытия. «Значит, получили прискорбное сообщение пилотов «мессершмиттов», - подумал Мерцизен и передал по радио ведомым:

- Роберт и Пьер, атакуйте верхнюю пару! Вперед!

«Фокке-вульфы» не успели перестроить свой боевой порядок для бомбометания. Четыре стремительно пикирующих Яков из-под облаков ударили по ним. Прицелившись, Мерцизен быстро сблизился с ведущим четвёрки «фокке-вульфов» и нажал на гашетки огня. Светящиеся трассы резанули немецкую машину. Она, вспыхнув, понеслась в сторону своих войск. «Фокке-вульф», атакованный Блетоном, пылающим факелом упал на снег и взорвался на своих же бомбах. Устрашая немецких пилотов, между их самолётами пронеслись в одно мгновение, словно ракеты, два горящих «фокке-вульфа», сбитые Кастэном и Дуаром. Кто-то из французских пилотов успел заметить место падения их и воскликнул:

- Они взорвали немецкие блиндажи...

О бомбометании не могло быть и речи. Мерцизен видел, как два уцелевших «фокке-вульфа», освободившись от бомб на нетральной полосе, взмыли вверх. Проводив их взглядом, он вздрогнул. Левее крыла его машины мелькнули огненные трассы, и в ту же секунду Кастэн крикнул по радио:

- Габриель, в хвосте машины «мессер»!

Резкий рывок в сторону, и вторая огненная очередь пронеслась ещё дальше от самолёта. На выручку Мерцизену, в мгновение ока, бросились Блетон и Кастэн. Увлёкшись боем с «фокке-вульфами», Мерцизен забыл об осиротевшем «мессершмитте» и за это мог поплатиться.

Заметив атаку двух Яков, пилот «мессершмитта» рывком увёл самолет ввысь и присоединился к двум выскочившим к облакам «фокке-вульфам». Только теперь «нормандцы» заметили нарисованные на фюзеляже «мессершмитта» голову очковой змеи-кобры, а перед хвостовым оперением жёлтую полосу. «Орешек» из эскадры Удет», - догадался Кастэн.

Казалось, победа обеспечена, но недобитые фашисты что-то замышляли. Не теряя ни секунды, Мерцизен и его ведомые вертикальными горками взмыли под облака. В верхней точке подъема Кастэн заметил «фокке-вульфов», бросившихся к самолёту Блетона. Он довернул машину и открыл огонь из пушки и пулемётов по гитлеровским машинам. Немцы прекратили атаку и отвалили в сторону, а к ним устремились Мерцизен и Дуар. Казалось, что «мессершмитт» только и ждал Кастэна. Он, будто сорвавшись с привязи, бросился к нему и обстрелял его машину. Поняв, что промахнулся, гитлеровец удрал вниз отвесным пикированием. Кастэн кинулся в погоню. Две крылатые машины, разгоняя бешеную скорость, как вихрь, пронеслись к земле. Заметив преследование, пилот «мессершмитта», рванул самолёт «свечой» вверх. Кастэн, преодолев громадную перегрузку, энергично перевёл машину в вертикальную горку. Более лёгкий Як, выработавший половину бензиновой заправки, постепенно нагнал «месершштта». Дистанция быстро сокращалась. Кастэн ловко подвернул самолёт, поймал немецкую машину в прицел и дал длинной очередью из всех огневых точек. Загоревшийся «мессершмитт» несколько секунд продолжал подниматься, затем резко потерял скорость, завалился на крыло и, полыхая огнём, упал на землю. Кастэн вывел Як в горизонтальный полёт и осмотрелся. Под облаками кружились три Яка. Друзья поджидали его.

- Раяки, - раздался голос Эйхенбаума. - Командующий благодарит вас.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru