Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
М.Г. Профателюк в 1980 г. Вручение грамоты к Дню Победы.
М.Г. Профателюк в 1980 г. Вручение грамоты к Дню Победы.

ЗАСЛУГА И ЧЕСТЬ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 27 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Александр Лоран сидел в кабине самолёта в готовности к взлёту. Громкий голос механика Юры Максаева вывел его из глубокой задумчивости.

- Алекс, ракета, запускаем...

Дежуривший с ним Ренэ Мартэн запустил мотор и первым порулил на старт. Лоран, отогнав мечты и грёзы, нагнал его. Взлетели парой, вслушиваясь в передаваемую им по радио задачу:

- Раяки, квадрат 10-20, курсом 90 градусов летит разведчик, приказано сбить...

Мартэн подтвердил ясность задания, и они устремились на высоту. Чтобы найти вражеский самолет, всё время крутили головами. Небо казалось пустым. Оставляя за собой шлейф потревоженного воздуха, они тянулись ввысь. Стал чувствоваться озноб. Летели молча. Мартэн провёл взором по приборам и остановил взгляд на высотомере. Стрелки показывали шесть тысяч метров.

- Нет фашиста. Что же делать? Возвращаться? - уныло спросил Лоран.

- Алекс, смотри на десять часов! - воскликнул глазастый Мартэн.

- Ничего не вижу, - решительно сказал Лоран и вдруг встрепенулся, - вижу чёрную запятую...

- Он выше нас... В набор! - скомандовал Мартэн.

Яки вновь отправились набирать высоту. Пилоты не спускали глаз с приближающегося с запада вражеского самолёта. Лоран уже не удивлялся происходящей метаморфозе: к ним на большой скорости подходил крошечный самолётик, постепенно превратившийся в громадного двухмоторного стервятника.

- Маневр! - послышалась в эфире команда Мартэна.

Они прекратили набор высоты, перевели самолеты в горизонтальный полет и развернули их в сторону солнца. Разведчик оказался ниже «нормандцев». Они не спешили с атакой, дали ему возможность побольше углубиться на территорию, освобождённую от захватчиков.

- «Юнкерс-88»... Атакуем, как договорились! - скомандовал Мартэн.

Два Яка сзади, сверху устремились к гитлеровской машине. Стрелки «Юнкерса» встретили истребителей плотным огнём. Но их огненные очереди проскакивали мимо, вероятно, им мешали в прицеливании солнечные лучи. Яки все ближе подходили к длинному фюзеляжу крестоносца. Его пилот стал бросать машину из стороны в сторону. Прицелившись, Мартэн, а затем и Лоран, ударили длинными огненными: трассами по моторам «юнкерса» и горками ушли вверх. А разведчик успел развернуться в обратную сторону и с большим углом планирования кинулся на запад. Он пытался оторваться от истребителей, всё увеличивая скорость. Первая безрезультатная атака разозлила «нормандцев», и они решили изменить тактику действий. Лоран атаковал «юнкерса» сверху на попутнопересекающемся курсе. Он мгновенно нагнал разведчика и с близкого расстояния ударил по его правому мотору. Затем боевым разворотом ушёл к солнцу. А Мартэн атаковал гитлеровца с задней полусферы, не открывая огня на пикировании, он всё приближался к громадному фюзеляжу «юнкерса». Из-под хвоста разведчика резала пространство огнен­ная трасса. Но Мартэн нырнул под неё, а потом, приподняв нос Яка, вошел в ещё непоражаемый «мёртвый конус» «юнкерса», сблизившись с ним, поразил длинной светящейся трассой низ кабины и левый мотор. Оба мотора загорелись. Очаги пожара были, по-видимому, ещё слабыми, так как «юнкерс» ещё быстрее помчался к линии фронта. Мартэн, не отрываясь от его хвоста, вновь прицелился и полоснул огненной очередью по тому же левому мотору. На этот раз загорелось и левое крыло, охватывая и кабину. После атаки Мартэн крутой горкой вырвал самолёт вверх.

Лоран в третьей атаке прицелился по кабине. Длинная пулемётно-пушечная очередь воткнулась в заалевшее от пожара кабинное остекление. Только успел Лоран после обстрела «юнкерса» отвалить в сторону, как фашистский разведчик взорвался в воздухе.

…Усталые пилоты возвращались на аэродром. Первым зашёл на посадку Лоран. На удалении нескольких сотен метров за ним следовал для приземления Мартэн. На четвертом развороте Лоран перевёл машину на снижение и начал планирование. И в эти секунды из-за домиков деревни, на бреющем полёте, выскочил истребитель с чёрными крестами на длинном осином фюзеляже. Он крутой горкой взмыл вверх и проворно за­шёл в хвост самолёта Лорана. В воздухе других своих самолетов не было, зенитной артиллерии тоже. Единственной силой, способной спасти Лорана, был его партнёр Мартэн. Он не растерялся. Обнаружив боковым зрением «мессершмитта» и не поверив в галлюцинацию, он мгновенно бросился вниз. Выровняв Як на одной высоте с гитлеровцем, Мартэн под ракурсом четыре четвёртых прицелился, учтя упреждение, нажал на все гашетки огня и не отпускал их, пока не умолкли пушка и пулемёты. Смертельные огненные трассы прошили «мессершмитт» от мотора до хвостового оперения. Скабрировав, он свалился за лётным полем. Огромный взрыв потряс окрестности аэродрома.

Отлегло от сердца. Обрадованный Мартэн развернул самолёт, провёл его по кругу аэродрома и приземлил.

На стоянке буйствовало ликование. С трудом выбравшегося из кабины Мартэна подхватили пилоты. Под одобрительные возгласы присутствующих его высоко подбрасывали. Ведь «врага уничтожить - большая заслуга, а друга спасти - это высшая честь». Эти слова писателя Твардовского не раз пилоты слышали от полковника Пуйяда.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru