ПОД ХМЕЛЬНУЮ ДИЧЬ
Первый канал совмещает любовь к советскому времени с почитанием Священного писания. Здесь лелеют песню «Просыпается с рассветом вся советская земля» и заповедь Сына Божия: «Не человек для субботы, а суббота для человека». На Первом идёт программа «Играй, гармонь любимая!», «посвящённая самобытным музыкальным талантам России». По субботам. А просыпается с рассветом вся земля потому, что запускают эту программу в наилучшее для «любимой гармони» время - в 7.20 утра! На этом обыкновенно и оканчивается культурная часть канала. Хорошего – понемногу. А зритель спел с утра под гармонь «Хас-Булат удалой!» – и весь день свободный. Можно даже коктейль выпить. Молочный.
Однако тут его ждёт подвох. Как в американском городе Бостоне. Попадёт ли этот сюжет в программу «Безбашенные американцы» на канале МузТВ или в монолог к Задорнову - знает лишь Интерфакс. Потому что один американский писатель написал боевик, где «рассказывалось о приключениях в большом городе гамбургера, жареной картошки и молочного коктейля». Такой вот банды. Сюжет этот не прошёл мимо кинематографистов – они сняли по нему мультфильм. А бывает фильм без рекламы? Ни прибыли, ни «Оскаров». Поэтому руководство канала, где мультфильм этот должен был пойти, сыграло на повальном страхе сограждан перед «террористами»: его работники разложили по городу пакеты с лампочками. Это была такая «рекламная компания». Лампочки мигали. А жители ударились в панику: «В полицию посыпались звонки, сапёры со всеми предосторожностями изымали изделия для изучения, были перекрыты важнейшие артерии города». Вскоре поняли, что это не бомбы. Однако паника и звонки в полицию продолжались. Бостонские «приключения гамбургера, жареной картошки и молочного коктейля» смогут теперь войти в Книгу рекордов Гиннесса. Или стать основанием для «возбуждения дела против телекомпании». Просто «творожная загадка природы».
Но наш «йогурт» повыше будет. Он и Уильяма, понимаете, Шекспира за пояс заткнёт. Вот глядите: Ромео и Джульетта. На руках у них дети. Родила их Джульетта. А папа - Ромео. Такое достижение получилось потому, что эта сладкая парочка регулярно потребляла в-о-о-т такой «йогурт»! Съели? А он, «йогурт» этот, как свидетельствуют стоматологи, продлевает жизнь на девяносто процентов. И ещё на несколько процентов добавляет времени, как в футбольном матче с тренером Гусом Хиддинком. Вот это настоящая «рекламная компания»!
«Для кого пишут лауреаты российского Букера? – задаётся вопросом канал ТВЦентр. - Почему книги, получившие русского Букера, невозможно читать?» А потому, что их надо не читать, а использовать по прямому назначению. Завернуть в бумагу, прикрепить лампочки, чтоб мигали, и разбросать по городу. Тогда хоть сапёры вникнут.
Ох, не прост наш потребитель рекламы, не прост! Много он уже повидал. И теперь мало в чём уступает зарубежному. И не струсит даже перед какой-нибудь бомбой. А уж подойти и чего-нибудь спросить – это сможет.
Одна из сотрудниц Третьяковской галереи на центральном канале поделилась, о чём, бывает, посетители спрашивают экскурсоводов. Вот, к примеру, один пытливый ум однажды вполне законно поинтересовался: «Как Иван Грозный отнёсся к картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван»? А другой посетитель, наблюдательный, заметил: «Почему на всех изображениях Богоматери у неё на руках мальчик? И ни на одном нет девочки?»
К 100-летию со дня рождения Дмитрия Кедрина канал «Культура» показал фильм «Пропавший без вести». Под «пропавшим» имелся в виду автор поэмы «Зодчие». И здесь не обошлось без «лампочек». Были «со значением» прочитаны строки из этой знаменитой поэмы: «И тогда государь повелел ослепить этих зодчих, чтоб в земле его церковь стояла одна такова, чтобы в Суздальских землях и в землях Рязанских и прочих не поставили лучшего храма, чем храм Покрова!» Иллюстрировали эти строки не виды Покровского собора и даже не портреты кровопийцы-царя Ивана Четвёртого. А показали памятник… Ленину. Вроде как Ленин повелел ослепить строителей храма. А когда читали стихотворение «Кукла», обращённое к девочке, живущей в доме с забулдыгой-отцом, то свели его к показу «безысходной» жизни ребёнка в «беспросветном» советском обществе: «Неужели и ты в этой доле, что смерти тяжеле, в девять - пить, в десять - врать и в двенадцать научишься красть?» А смысл стихотворения обратный. Нет, создатели фильма, конечно, не могли процитировать: «Для того ли, скажи, чтобы в ужасе, с черствою коркой ты бежала в чулан под хмельную отцовскую дичь, надрывался Дзержинский, выкашливал лёгкие Горький, десять жизней людских отработал Владимир Ильич?» Не дошли до зрителя и комсомольцы, которые «придут» в конце стихотворения «и пьяного грузчика свяжут, и нагрянут в чулан, где ты дремлешь, свернувшись в калач, и оденут тебя, и возьмут твои вещи, и скажут: «Дорогая! Пойдем, мы дадим тебе куклу. Не плачь!»
Зачем представлять известного поэта «пропавшим без вести» изгоем и антисоветчиком, превращать только в жертву сталинского режима? Ведь уже и Есенина представляют антисоветчиком, есть попытки представить таковым и Маяковского. Нет, Кедрин не был «дачным», «без вести пропавшим» поэтом. Он был популярен, любим читателями. Разве не стали поэтической классикой и его строки из стихотворения «Красота»: «Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок»? А его стихи о войне? Кедрин был певцом России, сравнивавшим её с солнцем: «Я теперь понимаю, что вся красота - только луч того солнца, чьё имя - Россия!» Кедрин - поэт советской эпохи, выдающийся русский советский поэт. И в памяти истинных любителей поэзии таковым остаётся.
Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ
«ЛГ», 14 – 20 февраля 2007 г.
Об авторе: http://Yunche.narod2.ru/