Е.П. КУШНИР, генеральный директор
ООО «Меховое ателье «СнежинкА» (г. Москва):
НЕ ТОРМОЗИТЬ, А ПОМОГАТЬ
Мне кажется, что одна из основных проблем нашего общества, государства – реальное развитие малого бизнеса. Если посмотришь телевизор, послушаешь радио, то получается, что вроде бы с этим полный порядок: малый бизнес развивается, его поддерживают, у него есть перспективы. На самом деле малый бизнес находится в очень тяжёлом положении, я бы сказала, зависимом, не дающим возможности развиваться и идти вперёд.
При этом один из главных вопросов – аренда помещений. Не секрет, что она очень высока. Так, наше маленькое меховое ателье, в котором работают всего четыре человека, вынуждено арендовать подвальные помещения для своего оборудования и приёма посетителей площадью 42 квадратных метра при ежемесячных затратах на это 42 000 рублей. А ведь мы, при более низкой арендной плате, которая практически съедает нашу прибыль, могли бы увеличить размер площади, число работников, и таким образом, возрос бы объём наших услуг населению, на сегодняшний день очень востребованных.
С проблемой аренды неразрывно связана проблема обновления оборудования. Чтобы идти в ногу со временем, конечно, надо периодически обновлять оборудование, регулярно проводить профилактику. А где же брать деньги на модернизацию оборудования при высокой арендной плате?
Вторая основная проблема, которая беспокоит любой бизнес – и большой, и малый – это кадры. В Москве, например, на сегодняшний день очень трудно найти хорошего скорняка. А они нужны в каждом районе. Почему бы не организовать их подготовку в колледжах, используя опыт и возможности таких меховых ателье, как наше? К профессиональной оценке нашего коллектива вполне подходит поговорка: мал золотник, да дорог. Все – профессионалы высшего уровня, и не случайно ателье заслужило второе место в прошлогоднем конкурсе «Московские мастера».
Что касается налогов… Если они повышаются (а в этом году это произошло), то уменьшаются, естественно, наши возможности. Повышать же расценки не резон, так как к нам приходят простые жители района. Ведь и им, а не только богатым, хочется ходить в красивых шубах, иметь хорошие меховые шапки и другие изделия. Кстати, покупая в магазинах и на рынках внешне эффектные недорогие шубы, они нередко сталкиваются с тем, что довольно скоро эти шубы странно себя ведут, буквально выходят из строя. Получается, назрела проблема качества меховых изделий, реализуемых населению через торговую сеть… Не случайно москвичи, обращающиеся к нам, спрашивают: а у вас работают отечественные мастера? А они опытные? И успокаиваются, когда им рассказываешь и показываешь, как мы работаем: по совести, не ради мимолётной наживы. А мастерство такое, что находим выход из самых сложных ситуаций, и в результате шуба для взрослого, отслужившая свой срок, превращается в чудесную шубу и шапку для ребёнка. Почему бы не проводить рейтинг малых предприятий сферы услуг, и тем, кто работает КАЧЕСТВЕННО, давать льготный кредит на оборудование и предоставлять помещения по приемлемой арендной плате?
В малом бизнесе, и это факт, работают очень инициативные люди, и при хорошей поддержке он стремительно разрастётся. Только бы очистить «поле» от ненужных «сорняков».
Не секрет, что в других странах, где малый бизнес развивается успешно, нет таких проблем. В первую очередь там малый бизнес, например, в Германии, решает проблему занятости. А у нас в стране экономика сырьевая, и зачем государству, в таком случае, нужны люди инициативные в других, несырьевых областях? Пора с этим кончать, надо менять психологию, и прежде всего – наверху, реально помогая предпринимателям.
И ещё. Уверена, как только начнёт по-настоящему развиваться малый бизнес, то в него пойдёт молодёжь. Когда есть реальное дело – не до пьянки и пустого времяпровождения. Малый бизнес многое может сделать для занятости населения, у которого сейчас немалые проблемы с материальным обеспечением семей.