Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ТРУД И ДОСУГ

 

Сейчас сочетание этих двух слов - «труд» и «досуг» - выглядит необычно, а для индустриальной России шестидесятых-семидесятых годов прошлого века это было в самый раз. Потому как не деньги были основным мерилом. Предлагаем читателям автобиографические заметки Юрия Михайловича Каменского – металлурга завода «Серп и молот».

 

А всё-таки в стали,

и в слове, и в славе –

работа,

работа и снова –

работа!

Это – главное. В труде человек раскрывается полностью, как на войне. Труд – вот что даёт человеку право сказать: «Я не зря жил на земле».

Работа по душе – это высшее счастье, не меньшее, чем любовь. Когда люди не считаются со временем и подвиг не называют подвигом, когда девчата плачут от сознания неумелости своих рук и когда все мы радостно улыбаемся, глядя на первый слиток, полученный после бессонных ночей и до предела уплотнённых дней, – всё это называется просто: работа. Мы не любим говорить о ней громких слов, хотя нужно было бы писать поэмы. Не столько о том, как очищается от примесей металл, сколько о людях, которые творят это чудо и очищаются сами.

Когда вы проходите по сверкающим залам метро, летите в самолёте или вдыхаете запах молодого соснового парка, слышите ли вы голоса незримых людей, оставивших всё это после себя? Это было их работой. Это стало нашей с вами жизнью.

Труд – главное.

Досуг... Это уже не работа. Это то, что остаётся от двадцати четырех часов, не считая работы, еды и сна. Не так уж много, если только ты не бездельник.

Досуг – это у каждого по-своему. А как по-своему?

«Мы живем в атомный век»... «Циклотрон и ракета – вот символы нашего времени!» «Сейчас не до сантиментов...» Такое слышим нередко.

 

Ты повторяешь старые сказки:

«Искусству не время...»

– Оставь-ка!

Всё – от ракеты до детской коляски –

только лишь средство доставки.

Пусть у машины линии плавные,

окрашена в цвет мышиный –

всё это дело десятое.

Главное –

главное, КТО в машине!

 

Сначала о тех, у кого работа продолжается и дома не по принуждению, а по велению души. Сейчас, чтобы быть квалифицированным специалистом, надо читать гору литературы. А наука и техника не стоят на месте. Наоборот, они развиваются всё более быстрыми темпами.

...1 марта, в первый день весны, я наблюдал такую картину: по обеим сторонам Внуковского шоссе шли лыжники. На безоблачном небе ярко светило солнце, оно уже набирало силу, и снег местами подтаивал, но скольжение было хорошим. Шли в одиночку, парами, семьями. За молодыми мамой и папой упрямо тянулся карапуз лет четырёх. Шли старые люди с детьми и внуками. Шли спортсмены-разрядники и явные дилетанты.

Люди отдыхали. Эти часы, проведённые на свежем воздухе, на снежной равнине, залитой солнцем – часы, полные смеха и бодрого движения вперёд, должны запомниться надолго.

Посидеть над умной книгой; отойти от картины, а потом снова вернуться к ней, чтобы разобраться в чувствах, которые она в тебе пробудила; раствориться в чуткой тишине зала консерватории; послушать, как артист Валерий Токарев читает стихи Назыма Хикмета – читает так, что кажется, будто это сам Назым – живой, пламенный, стоит перед тобой; наконец, встретиться вечером с друзьями, поговорить, вспомнить студенческие песни, потанцевать – всё это и есть досуг. Ну разве это так трудно?

Оказывается – трудно. Для иных значительно легче просидеть весь воскресный день во дворе, забивая пресловутого «козла». Или с утра напиться, вечером добавить и утром с больной головой прийти в цех.

Легче? А может, это не оттого, что легче – просто не умеют по-другому?

...Я обратил на него внимание, когда встретил в троллейбусе читающим книгу. Работает он подручным сталевара.

Надо сказать, что большинству наших сталеваров от тридцать пяти до сорока лет. Это то самое поколение, которое заменило ушедших на фронт, придя на заводы в 14-15 лет. Большинство из деревни. Это они вынесли на своих плечах двенадцатичасовые смены, когда иные падали от недоедания и усталости. Это они поднимали славу завода. И теперь у большинства из них – двадцатилетний стаж. Вся жизнь – на заводе.

Им некогда было ходить в консерваторию. Если приходилось выбирать между книгой и сном, они выбирали сон. Свои лучшие годы они отдали укреплению могущества Родины, и поэтому в космических успехах нашей страны есть и их доля.

Суровое военное и послевоенное время наложило отпечаток на формирование их взглядов, вкусов, привычек. Но оно не огрубило чувств, не погасило интереса к прекрасному, и я не удивился, увидев в руках Юрия С. книгу рассказов. И заинтересовался этим человеком.

У него нелёгкая жизнь. Отец погиб на фронте. В воспитании Юрия принимали участие государственные учреждения. Но спросите о нём у товарищей, и они вам скажут: «Это – человек». Он тянется ко всему хорошему, красивому в жизни. Через месяц после встречи в троллейбусе я увидел Юрия в Манеже на художественной выставке. Ребята ходят в театры и кино, они даже летали на выходной день в Ленинград и воочию увидели Невский и Зимний, фонтаны и Эрмитаж. Юрий был одним из организаторов этой поездки. Его избрали культоргом смены. Он хорошо знает и любит своё дело. В его характеристике было написано: «Пользуется всеобщим уважением коллектива».

А рядом работает Николай Г. Года два назад он был одним из лучших сталеваров. Незаметно Николай опустился. Стал сильно пить. Приходил на завод пьяным. Сперва его жалели – отличный сталевар, не хотелось позорить. Он опозорил себя сам. Кончилось увольнением с завода. Потом его приняли снова. Но сейчас ему уже не верят. Не сегодня, так завтра прогуляет опять – пить не бросил.

Коля, Коля! Где твоя гордость? Скажешь – виной водка? Нет, ты сам всему виной. Неужели в жизни нет ничего интереснее выпивки? Брось, Николай! Я никогда не поверю, что человек ничего не может с собой поделать, надо только захотеть. А помнишь, как дело кипело в твоих руках, как не успевали за тобой подручные и крановщики, как гордились тобой твои товарищи? От тебя одного зависит, чтобы всё это вернулось.

Человек должен быть сегодня лучше, чем вчера, и завтра лучше, чем сегодня. Завтра... Оно маячит где-то там, впереди, заставляя думать о себе, спорить, искать. И в то же время люди завтрашнего дня – они ведь живут меж нами, на наших глазах происходит их формирование.

 

Мы все рождаемся поэтами,

на всё нам выданы права –

болтать по-дружески с планетами

и слушать, как растёт трава.

Но управдом, сухарь отпетый,

кривится: «Смысл совсем не в том...»

И умирают в нас поэты,

и остаётся управдом.

(Да простят меня эти неутомимые труженики, кто-то из вас всё же повинен в том, что должность ваша стала синонимом казёнщины. Не все, конечно. Есть управдомы, как поэты, и есть педагоги, как управдомы).

Всё – хорошее и плохое – начинается с детства. Я на всю жизнь запомнил тот день, когда пришёл поступать в хоровой кружок Центрального дома детей железнодорожников. Певцом я, конечно, не стал, но именно здесь зародились во мне любовь к искусству и чувство благодарности к людям, которые раскрыли мне мир прекрасного.

Настоящее искусство всегда несёт в себе противоречия, борьбу, жизнь. Оно обогащает нас, делая счастливыми от сознания того, что мы живём на этой земле. И всегда бывает жаль тех, в ком не разбудили эту тягу к прекрасному, кто остался слеп и глух на всю жизнь.

Мне могут возразить, что таких меньшинство. Что в народных университетах культуры занимаются сотни тысяч. Что в кино ходят миллионы. Что телевизор смотрят десятки миллионов.

Всё это правда. За последнее время необычайно вырос культурный уровень нашего народа. Ну кто мог предположить сорок лет назад, что на сцене театра имени Станиславского будет выступать Народный театр балета завода «Серп и молот»? А солистом будет мастер ремонтно-строительного цеха Константин Скрябин? Таких фактов –  множество. И именно потому, что у нас повышается благосостояние масс, сокращается продолжительность рабочей недели, именно потому, что у нас искусство действительно принадлежит народу – задача эстетического воспитания сегодня важна, как никогда прежде.

С чего начинать? С детства. Каждому подрастающему гражданину надо сделать доступными все богатства, которыми обогатило себя человечество. А для этого нужны умные, знающие педагоги. Школа – вот откуда начинается будущее нашей страны, её завтрашний день, её строители и защитники, её поэты и философы.

А семья? Разве мало можно сделать в семье? Откройте ребёнку глаза на красоту природы, приучите его к музыке, дайте в руки отвёртку и гаечный ключ, прочитайте книжку Маршака, сходите в зоопарк – ведь это доступно всем, не надо только отмахиваться от вопросов ребёнка. Поверьте, ваши труды окупятся.

Ты говоришь – атомный век.

Другой добавит

космический.

Это правда,

 достиг человек

силы почти фантастической.

И теперь, когда столько

брешей пробито

в этой стене непонимания и лени –

неужто ты будешь

бесчувственным роботом,

ты,

властелин Вселенной?!

Юрий КАМЕНСКИЙ