МИШЕНЬ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ – ПАТРИОТИЗМ
О НЕКОТОРЫХ МИФАХ И УРОКАХ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
3 марта в Московском доме журналиста прошла пресс-конференция, посвящённая теме фальсификации истории Великой Отечественной войны. Состав президиума пресс-конференции возглавил председатель городской комиссии по вопросам противодействия фальсификации истории, префект ЮВАО города Москвы Владимир Борисович Зотов. Также в президиуме были заместитель начальника Научно-исследовательского института Военной академии Генерального штаба ВС РФ Николай Иванович Никифоров, заместитель директора Центрального музея Великой Отечественной войны Виктор Николаевич Скрябин и военный историк-исследователь Алексей Валерьевич Исаев. На мероприятии обсуждались цели и методы фальсификаторов, а также пути противодействия их деятельности.
|
|
Открыл пресс-конференцию Владимир Борисович Зотов: «В прошлом году по моему предложению была создана комиссия по противодействию фальсификации истории России. Хотелось, чтобы её основной задачей было реагирование на нападки в адрес России. Был утверждён состав комиссии, разработан план. Каждый, кто вошёл в комиссию, искал различные возможности поиска резервов. Самое главное, что мы увидели, - это то, что чем дальше история, чем дальше подвиг, тем сильнее активизируются фальсификаторы. Самое интересное, что активизация направлена на такие события как Великая Отечественная война. 65-летие Победы очень мощно консолидировало общество, различные политические силы, различные государства, ветеранов, общественные организации и т.д., и это очень не понравилось фальсификаторам, которые так же очень мощно активизировались и пересмотрели итоги войны. Они начали заявлять, что вообще она была не патриотическая, а защитническая, не отечественная, а захватническая.
Для чего это делается – понятно. Россия – мощнейшая держава, которая противостоит проамериканским взглядам, интересам. И чтобы эту державу ослабить, все способы хороши. И фальсификация – один из этих способов. Второе – Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, и чтобы сделать лёгким доступ к ним, нужно посеять как можно больше проблем, как можно больше вопросов. Чем чреваты фальсификации? Попытками ослабить Россию, сделать её сговорчивей.
Чем дальше от войны, тем меньше молодёжь о ней знает. Учитывая, что молодые умы легко воспринимают всю информацию, объектом фальсификаторов в большей степени становится эта часть населения. Мы с вами знаем, что всегда все поколения воспитывались так, что формировался патриотизм - на подвигах отцов, дедов, на сражениях, на подвигах отдельных личностей, которые эти подвиги совершали, защищая Отечество. И у нас самый близкий подвиг – это, конечно, Великая Отечественная война. И если сейчас дезавуировать этот подвиг, то получается, что нас воспитывать не на чем. А это входит в планы фальсификаторов. Чем меньше молодёжь знает, чем меньше доверяет, тем больше она подвержена влиянию западных ценностей, поэтому молодёжь начинает меньше любить свою Родину, с меньшим уважением относиться к историческому прошлому, начинает пренебрегать традициями, обычаями, культурой. Поэтому мы открыто говорим, что мишень фальсификаторов – патриотизм. Если нет патриотизма, значит, нет будущего».
В первую очередь, отметил В.Б. Зотов, должна идти работа с учителями истории. И больше внимания уделять учебникам, которых, как оказалось, большое количество. Причём разных взглядов. И пишутся эти учебники для школ по упрощённой форме: не нужно никаких дополнительных экспертиз проводить, собрал информацию – и всё. А иногда учебники пишут и сами издатели. «В результате ученику, у которого нет запаса исторических знаний, подсовывают дискуссию, мол, вот, почитайте и послушайте, подумайте и делайте выводы сами. Это работа для аспирантов, для учёных. А в школе надо давать исторические знания, это история, наше достояние, и ребёнок на этом достоянии должен расти.
Нам известны фамилии фальсификаторов – и в нашей стране, и за рубежом. Главное для них – самовыражение, по принципу: «Если я завтра начну критиковать президента, все начнут меня слушать».
Что мы сделали? Во-первых, провели встречу с директорами школ и учителями истории в парке культуры Гайдара, это было хорошее мероприятие, и мы сами на нём получили много знаний о целях фальсификаторов, о методах и схемах фальсификации. Если учитель знает это, он может уже обдуманно выбрать материал для учащихся. Нам важно сделать упор на знаниях самих учителей. Поэтому мы организовали встречу авторов учебников, учителей истории, провели большую дискуссионную беседу. Оказывается, в Министерстве существуют определённые правила, которые должны допускать многообразие учебников. Поскольку учебники по истории не проходят экспертизу, мы предложили сделать общенациональный учебник. Все государства издают по истории общенациональный учебник. Они издают его таким образом, чтобы граждане гордились своей историей. В Москве пошли по другому пути. При Департаменте образования из восемнадцати учебников отобрали три, которые посчитали нужным порекомендовать школам. Думаю, что это тоже правильный путь.
Второе, что я хотел бы сказать – подвиг надо увековечивать. В первую очередь, хорошо то, что рассекретили многие материалы. Мы издали книгу, в которой написано о более четырёх тысячах ветеранов, участниках войны, которые рассказали о своих подвигах, о своих впечатлениях, о сво1м времени, которое они пережили и прожили. Там есть видеоматериалы, фотографии. Это останется на века. Книги мы отдаём в музеи, общественные организации, школы...
У меня появились оппоненты, которые спрашивают: а кто фальсифицирует? Да вы что, газет не читаете? Прибалты, поляки… Вы посмотрите, какие они делают заявления. Цель фальсификаторов - пересмотреть итоги войны, а значит - перевести вопрос в плоскость территориальных и экономических претензий».
Продолжил дискуссию Николай Иванович Никифоров: «Нашу победу приходится сегодня защищать. Приходится делать всё для того, чтобы не только не запятнали, не только не предали нашу Победу, но чтобы она оставалась одним из главных символов двадцатого века. К сожалению, надо подчеркнуть, что наши оппоненты активизировались. Более того, оппоненты чаще всего находятся здесь, в нашей стране, или в тех новых государственных образованиях, которые появились.
Наши противники в годы Великой Отечественной войны ответили на те вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, - кто на кого собирался нападать. В Германии работали над историческим десятитомником, и они чётко там подчеркнули, что Гитлер хотел напасть на СССР и сделал это. К сожалению, книга не переведена в России, хотя этот вопрос пора ставить. Мы стараемся сегодня делать всё для того, чтобы донести людям правду о войне. Работаем над реализацией поручения Президента РФ, готовим многотомную историю - двенадцать томов планируется выпустить о Великой Отечественной войне. Надеюсь, что там читатель найдёт ответы на многие вопросы. К 2015 году планируется завершение двенадцатого тома. И специалисты, и историки, и все, кто интересуется историей, получат добротный фундаментальный труд. Есть очень большие трудности в его подготовке. Дело не только в архивах. Последнее десятилетие показало, что в нашей отрасли стало гораздо меньше настоящих профессионалов, которые могут квалифицированно и доказательно, на архивных материалах, представить добротный исторический материал. Мы понимаем, что нужны не оперативные материалы. Первая и вторая часть малоформатной продукции была подготовлена в рамках деятельности комиссии Института военной истории, мы постарались дать там почти учебным, букварным стилем наши ответы на основные вопросы, которые муссируются сегодня по истории Великой Отечественной войны. Здесь есть небольшая статья о Сталине. Что предлагается чаще всего нам на прилавках - вы видите, очень много книг, которые другой альтернативы читателю не дают: почему мы выиграли войну - вопреки Сталину или благодаря Сталину. И определённая заданность просматривается почти у всех авторов. А почему не вместе со Сталиным? Он был Верховный главнокомандующий, рядом с ним были молодые талантливые наркомы Шахурин, Ванников, Устинов и другие. Они работали талантливо и великолепно, прекрасно понимая всю свою ответственность. Ванников в своих воспоминаниях пишет, что была поставлена задача: выпускать в день десять тысяч винтовок. И когда однажды подвели итог, оказалось, что выпущено девять тысяч девятьсот девяносто восемь. И он подумал: ну какая, в сущности, разница? Напишу десять тысяч винтовок и доложу Сталину, он велел ежедневно докладывать. Но всё-таки в конечном итоге написал девять тысяч девятьсот девяносто восемь, Докладная легла на стол Сталина, который написал: а завтра должно быть десять тысяч две. Казалось бы, факт маленький, но он говорит о высочайшей организованности того времени… Рядом со Сталиным были талантливые полководцы, которые не жалели ни сил, ни здоровья, всё делали для того, чтобы приблизить Победу. Когда готовили парадную форму для Рокоссовского, сняли с него мерку, то талия была сорок два сантиметра. Это к вопросу о том, кто жирел на войне. Поэтому та работа, которая ведётся сегодня комиссией под руководством Владимира Борисовича, я считаю, что очень необходима и важна, и слава Богу, что она с проведением юбилейных мероприятий не закончилась, чего мы опасались. Считаем, что одна из важнейших задач сегодняшнего дня - дать соответствующие методические рекомендации тем, кто учит детей, молодёжь в школах, училищах, других учебных заведениях. В принципе, мы почти завершили такое учебное пособие и постараемся в нём привести много фактологического материала, чтобы учитель мог получить ответ на все животрепещущие вопросы о Великой Отечественной войне».
Затем слово взял Виктор Николаевич Скрябин: «В дополнение к теме фальсификации, о которой здесь было уже подробно сказано, нужно отметить ещё одну очень важную вещь. Когда бываешь за рубежом, заметно понижение статуса нашей державы как государства, которое внесло не только решающий вклад в Победу во Второй мировой войне, а и вообще спасло человеческую цивилизацию. Поэтому, действительно, защита Победы, сохранение памяти о ней - одна из важнейших целей. Кстати, самая распространённая форма фальсификации - бытовая, с которой мы очень часто сталкиваемся, – умолчание, забвение темы. Человек, не знающий истории, верит всему. И в этом смысле главным средством противодействия является формирование гражданственности, военно-патриотическая работа. Проводится целый комплекс неформальных мероприятий по воспитанию молодёжи, работы с учителями – семинары, которые дают возможность педагогам расширять свой кругозор, получать представления о фактах из истории Великой Отечественной войны.
Проводится большая работа со школьными музеями. Недавно проходило награждение победителей конкурса школьных музеев. Мы провели целый ряд совместных мероприятий, в том числе - научную конференцию, на которой была дана принципиальная оценка попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны. Очень важной формой деятельности по воспитанию являются те программы, которые реализуются совместно с музеями округа в школах, – уроки мужества, исторические уроки, посвящённые конкретным темам, конкурсы школьных сочинений на военно-исторические темы, конкурсы детского рисунка, фотографий и т.д. К этому нужно добавить активное участие школьников округа, волонтёрских движений в оказании помощи ветеранам и проведении работ по военно-техническим реконструкциям. Одним словом, мы делаем вывод, что там, где руководитель заинтересован в этой теме и понимает значение патриотического воспитания, там эта работа организована. Можно выработать некий алгоритм, который может быть рекомендован, - это семья, школа, деятельностные формы личного участия. Поэтому эта работа даёт значительный результат».
Завершил пресс-конференцию Алексей Валерьевич Исаев: «Прежде всего, хотелось бы сказать, что не следует понимать борьбу с фальсификацией как некую «охоту на ведьм». Противодействовать фальсификации можно и позитивными методами, и именно они на данный момент являются основным направлением деятельности комиссии. К таким методам относится как издание брошюр, представление некоторой информации в сжатом и удобном виде, и чтение лекций. На данный момент я дважды выступал перед учителями истории и рассказывал им о битве за Москву. За последние двадцать лет, благодаря открытости архивов, мы узнали, естественно, не только плохое о Красной армии, мы узнали и много хорошего, и я учителям рассказывал об этом. Таким образом, подтвердились, получили новую окраску и новые яркие детали те подвиги, которые совершили наши отцы, деды и братья под Москвой. Я объяснял на простых примерах то, как происходила битва за Москву, что невозможно армию, которая с танками, пушками, с авиацией идёт на город остановить ополченцами с одной винтовкой. Её можно остановить только организованными вооружёнными силами, и именно так это и происходило. Я рассказывал о подтверждённой информации о разбитой немецкой технике, которую уничтожили курсанты артиллерийского училища. В общем, ориентировался, прежде всего, на позитивные примеры. Когда у людей есть некий позитивный пример, на котором они могут учить детей, объяснять, что происходило под Москвой, конечно, они выберут его, а не некий негативный рассказ о каких-то появившихся в прессе страшных нерассказанных и, может быть, не всегда приглядных страницах битвы под Москвой. Поймите, что положительных примеров было больше. Именно на них нужно, прежде всего, обращать внимание.
Если говорить о фальсификации в целом, не имеет смысла называть имён, но я бы выделил шесть таких направлений, по которым идёт фальсификация истории нашей войны. Это когда нам говорили, что совершенно целенаправленно и намеренно бросали в бой безоружных людей. Такого всё же не было. И никаких подтверждений такие утверждения не получают. Документы говорят об обратном – о том, что людей старались по максимуму подготовить и вооружить даже в условиях нехватки времени. Второй тезис – это теория о якобы готовившихся в СССР захвате Германии, захвате Европы. Он тоже не получил никаких документальных подтверждений. Как следствие этого тезиса - перекладывание на СССР ответственности за развязывание Второй мировой войны. Дальше идёт постулат о равенстве Гитлера и Сталина, коммунистического и нацистского режима. Наш Президент говорит о десталинизации, но давайте не будем уподобляться сталинским следователям, которые рабочего, не завернувшего какую-то гайку, превращали в террориста. То же самое – это постановка знака равенства между советской властью и нацистским режимом. Конечно, у нас были негативные моменты, репрессии на основе политической борьбы, прежде всего, но они не идут ни в какое сравнение с практикой геноцида нацистской Германии. Как отражение в зеркале тех событий, которые происходили у нас, - геноцид народа, как пример – в Орловской области жили до войны более трёх миллионов человек, когда область была освобождена, остались два миллиона. Миллион – это геноцид нацистов только на территории Орловской области! Ещё один тезис фальсификации –обвинение Красной армии в варварстве и одобренном командованием варварском отношении к населению Германии. Этот тезис также не получает документального подтверждения, и хотя, как говорится, бывают справедливые войны, но не бывают справедливых армий, какие-то эксцессы происходили, но ни о каком одобрении командования этих людей не может быть и речи. Более того, в большинстве расследуемых случаев они жестко наказывались, поэтому обвинять Красную армию в организованном варварстве – это, безусловно, фальсификация истории. Наконец, ещё одно, доставшееся в наследство от холодной войны, утверждение о решающем вкладе союзников в победу над Германией. Оно бытует, в большей степени, в массовом сознании, но не в научной среде. Учёным, в том числе западным, и в голову не придёт отстаивать тот тезис, что союзники внесли главный вклад в победу над Германией. В серьёзных зарубежных изданиях прямо говорится, что потери на Восточном фронте было гораздо больше, чем на Западном. Поэтому, когда говорят о решающем вкладе, то следует понимать, что это всё основывается на научной базе, причём не только отечественной, но и иностранной. Рассказывая подрастающему поколению о том, что происходило в реальности, мы тем самым противодействуем фальсификации».
Вместо послесловия.
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
(по страницам книги В.Р. Мединского «Война. Мифы СССР. 1939–1945» и «Литературной газеты» за 4 февраля 2011 г.)
Правда о первых днях. Первые ростки Победы
«Да, летом 41-го было всякое. Пыльные колонны наших пленных, дороги, забитые беженцами, дезертиры и расстрелы (вызвали в Москву и расстреляли всю верхушку командования ЗапОВО), были паника и ощущение свершившейся катастрофы. Но если бы было только это, как нам часто представляется по сегодняшним фильмам и книгам, то 25 августа немцы действительно маршировали бы по Москве. Значит, происходило и другое. Планировались и осуществлялись контрудары. Перестраивалась стратегия. Подтягивались резервы. А главное, открылось удивительное русское явление – массовый героизм.
Самый первый контрудар Красная Армия нанесла уже утром второго дня войны – 23 июня южнее Гродно – во фланг вражеской группировке. Шесть немецких дивизий оказались на несколько суток прикованы к району Гродно и понесли большие потери».
От 20 до 30 минут – столько времени немцы отводили на взятие погранзастав согласно плану «Барбаросса». Однако многие заставы держались сутками. По меркам Большой войны пограничники с их винтовками и пулемётами были почти безоружны. Но они были на 100% укомплектованы, хорошо обучены и, главное, входя в жёсткую структуру НКВД, по сути, всегда находились в состоянии боевой готовности. Это позволило пограничникам в первые же минуты войны дать немцам отпор, с которым тем ещё никогда сталкиваться не приходилось».
Миф о преданном ополчении. «Одна винтовка на троих»
«Это практически устойчивое выражение. Мол, гнали комиссары наших безоружных солдатиков на немецкие танки «с одной винтовкой на троих». Редко кто не слышал это выражение. Но ещё реже кто сейчас вспомнит, откуда оно взялось. Не буду утомлять цифрами. Желающие могут залезть в первоисточники, а я сразу представлю вам парадоксальный факт. Дивизии народного ополчения были недоукомплектованы бойцами. Соответственно, обычно оружия в них было больше, чем солдат. Не одна винтовка на троих, а три винтовки на двоих – даже так. По вооружению дивизий ополчения есть исследования военных историков, есть статистика».
Штрафбаты и заградотряды. Мифы о приказе «Ни шагу назад»
«Штрафные батальоны и роты появились только в сентябре 1942 года. Согласно приказу наркома обороны (тому самому знаменитому приказу № 227, который в литературе получил название «Ни шагу назад!») на целый фронт таких батальонов было от одного до трёх – «смотря по обстановке», как говорилось в приказе. Это значит, что строчка Высоцкого про то, как «в прорыв идут штрафные батальоны», – просто творческая метафора. Честь и слава воинам-штрафникам, которые шли в прорыв. Но это мог быть только один батальон, а не несколько. За всю войну на всех фронтах было всего 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Но не одновременно! С 1942-го по 1945-й, как я выяснил, просуществовал только один батальон – 9-й отдельный штрафной. Специалисты давно подсчитали: за всю войну через армию прошли 34,5 миллиона человек. А в штрафные подразделения было отправлено 428 тысяч! МЕНЕЕ ПОЛУТОРА ПРОЦЕНТОВ. Это много. Очень много. Но это ничтожно мало по сравнению с представлением, что войну выиграли штрафники».
Обратный отсчёт в военных фильмах.
1986 – План «Ост» в действии. «Иди и смотри»
«И снова скажу – всё так и было. Это был план «Ост» в действии. Считается, что в основу фильма легла трагедия Хатыни, белорусской деревни, сожжённой вместе со всеми жителями. Но в Белоруссии та же судьба постигла сотни деревень. Ещё точнее – вместе со всеми жителями было уничтожено 628 деревень. ШЕСТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ. Погиб каждый четвёртый житель Белоруссии. В СССР в войне погибло около 19 миллионов мирных жителей. По 13 000 детей, женщин и стариков ежедневно, в каждый из 1418 дней войны. Сказал бы я, что этот фильм надо показывать по телевидению каждое 22 июня – сиди дома и смотри, – чтобы не было иллюзий насчёт немецких планов послевоенного обустройства России. Но не могу. Из-за сцен жестокости, натурализма фильм имеет рейтинг +18. Это взрослый фильм».
Советские «Оскары»
«Первый «Оскар» в советском кино получил, вопреки всеобщему заблуждению, не Бондарчук и не Владимир Меньшов. Его получил фильм о том, как «мы вырыли немцу могилу в туманных полях под Москвой». Это строчки из «Марша защитников Москвы» – саундтрека, выражаясь современным языком, к документальному фильму Леонида Варламова и Ильи Ковригина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Фильм был отмечен высшей премией Американской киноакадемии в начале 1943 года. Ещё один «Оскар» достался продукту советского военного кинематографа – ленте «Радуга» (1944). Американцы уходили добровольцами на войну после просмотра русского фильма!»
Последние залпы. Он трудный самый
«Перед Рейхстагом наших обстреливали и контратаковали с флангов – тут трудно понять, каково было реальное соотношение сил. Уточню сразу: трудно понять, во сколько раз немцев было больше. В это невозможно сегодня поверить, но и в самом Рейхстаге атакующих оказалось намного меньше, чем обороняющихся. Скажу больше: то, что брал Рейхстаг целый укомплектованный стрелковый полк, – сильное преувеличение. После боёв за Берлин 756-й полк Зинченко был потрёпан изряднейше... Получалось прямо по-суворовски: наших, штурмующих, считай, на треть меньше, чем осаждённых. В том тяжелейшем, растянувшемся на три дня бою в общей сложности – в самом Рейхстаге и на подступах к нему... наши потери – 63 убитых и 398 раненых».
Уроки Войны. Первый урок. Войну выиграли мы.
«Великая Война в очередной раз показала, насколько жизнеспособен наш народ, показала его силу, не побоимся этого слова – его могущество. Этот урок должен быть нами глубоко усвоен. Он должен лежать в основе нашего национального самосознания, быть краеугольным камнем всей политической пропаганды. Вместо унылого великорусского мазохизма: дороги... дураки... Сталин - идиот... чудовищные потери... бессмысленная победа... Вместо этого жалкого скуления да придёт осознание главного: мы – вершители истории. Как мы сломали хребет объединённой континентальной Европе Наполеона, так же – и объединённой Европе Гитлера. Американцы вообще ни разу не скрестили оружие с нацистами до 1944 года – они возились с Японией. И не британцы решили исход войны где-то в пустынях Африки. Только после Сталинграда самим немцам стало предельно ясно: «поход на Восток» обречён. И это сделали мы!!! Вот главный урок: МЫ ВЫИГРАЛИ ВОЙНУ. Остальные нам только помогали. А рядом с первым и главным – второй важный урок: урок великодушия. Мы победили, но мы – не мстили... Если мы о преступлениях, почему так мало пишут и говорят о ковровых бомбардировках союзниками мирных немецких городов в 1944–1945-м? Бомбардировки нацистами английского Ковентри были ужасным преступлением – число погибших хорошо известно – до 60 тысяч человек. «Акции возмездия», предпринятые ВВС союзников, превратили в руины десятки немецких городов, погубили до 600 тысяч мирных жителей: стариков, женщин, детей. По десять «проклятых тевтонов» за каждого англичанина. Но сегодня об этом в политкорректной объединённой Европе – молчок. Действительно, разве кого-то интересует историческая истина? К чему напоминать цивилизованным людям о старых обидах? Лучше посочинять про миллионы немок, изнасилованных ордами русских варваров. К тому же этот миф для немцев даже в чём-то полезный – помогает преодолеть комплекс «вечно виноватых». Мол, мы тоже – жертвы, не только немцы совершали военные преступления... А какой миф нужен нам самим? Думаю, что он может быть и похож, и в то же время не похож на миф о Войне советского времени. Нам незачем сегодня прятать от самих себя страницы, не соответствующие советскому официозу. Наша история – не о государстве и не об идеологии, а о народе. Мы не отрицаем секретных протоколов 1939 года. Но и не считаем их позором. Такие договоры хотели подписать или подписывали с Гитлером, по сути, все. Сталин лишь оказался проворнее других. Так нам что теперь, каяться, что наши лидеры перехитрили западных?! Не дождутся. Для нас Договор о ненападении стал драгоценной форой, оттяжкой уже неизбежного начала войны. Мы проклинаем многие преступные деяния Сталина, но именно это решение – приветствуем. Мы не считаем бессмысленной и проигранной «зимнюю войну» с Финляндией. Мы её выиграли, ибо получили всё, что нам было от этой войны необходимо. Мы не унижались до мести. Мы не устроили конюшни в доме Гёте, как нацисты – в доме Толстого в Ясной Поляне, и не стёрли с лица Земли Берлин и Дрезден, как они – десятки наших городов и десятки тысяч деревень».