Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 МУЛЯЖ АБХАЗСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Что стоит за смещением президента республики Александра Анкваба?

История и хроника государственного переворота в Абхазии

Прошло более двух месяцев, как в результате беспорядков в Сухуме, организованных проигравшими в 2011 году на президентских выборах оппозиционерами, без доказанных обвинений и в нарушение Конституции Абхазии 1 июня со своего поста был смещён третий президент республики Александр Анкваб. Чудом оставшийся в живых после шести покушений, устроенных на него за девять лет пребывания на постах премьера, вице-президента и президента, Анкваб по вине своих оппонентов стал символом поверженной абхазской демократии – расстрелянной террористами и растоптанной непримиримыми оппозиционерами.

Истоки майских беспорядков надо искать в клановой злопамятности, зародившейся в те значимые для республики  дни народного триумфа в августе 2011-го, когда Анкваб один в первом же туре набрал больше голосов, чем все его соперники, вместе взятые, – около 55%. Будем откровенны, победа Александра Золотинсковича ожидалась, но чтобы с таким внушительным отрывом – этого, пожалуй, не мог предсказать никто, даже самые оптимистичные  его сторонники. После удивительного разгрома бесполезны были дежурные экивоки неудачников на нарушения, подтасовки, пересчёт голосов, незаконные методы агитации и т. д. Всё было предельно внятно, прозрачно, убедительно. Апелляций не последовало. И это при том, что один из круто оступившихся кандидатов годами бесплодно эксплуатировал образ «наследника Ардзинбы», а другой ещё до выборов… провозгласил себя победителем! Этого нокаута Анквабу не простили. Но кто мог тогда подумать, что странная для цивилизованных абхазских политиков XXI века мстительность примет такие коварные и причудливые формы?

Некоторые из непримиримых противников Анкваба, столько лет с поразительным жестоким упорством готовивших ему публичную казнь,  успели побывать в рядах и тех, и других – кто-то в роли исполнителей, иные – в качестве идеологов намеченной расправы. По числу покушений на глав государств мира за последние 50 лет Анкваб уступает только Ясиру Арафату, Фиделю Кастро и Шарлю де Голлю, в XXI веке же он и вовсе рекордсмен. Отчаявшись достать главу государства из ствола ручного гранатомёта, менее прямолинейные недруги нашли средство вернее – натравить на президента возбуждённых и бесчинствующих от вседозволенности людей. Готовые на всё, организаторы «мероприятия» на площади слишком хорошо знали своего президента: на кровопролитие и братоубийство он не способен, Анкваб  никогда не даст приказ вооружённой охране открыть огонь по соотечественникам. А это значит, что вынужден будет отступить – иного не дано.  И разъярённый крик нескольких сотен захлёбывающихся от ярости погромщиков под звон разбитых стёкол окажется громче и убедительнее, чем  шелест 60 000 бюллетеней, опущенных избирателями в урны за президента Анкваба 26 августа 2011 года. Таков смысл и мораль очередной абхазской «революции»: хочешь власти – не жди выборов, а выходи на площадь! Покажи свой бунтарский дух! Подразни милицию и охрану! Все государственные проблемы, оказывается, можно решить на митинге – стоит только покрепче нажать.

А разве не так? Вечером 27 мая сторонники оппозиции заняли здание Администрации Президента Абхазии, разбив в нём стекла и сломав двери. Несмотря на имевшуюся у президентской охраны возможность отразить натиск погромщиков с применением оружия, Анкваб воспретил открывать огонь. Чтобы избежать кровопролития и братоубийства, президент покинул здание. Утром 28 мая потерпевший три года назад от Анкваба унизительное поражение на выборах, главный оппозиционер Рауль Хаджимба сообщил, что его сторонники объявили высшей властью Координационный совет оппозиции.

Вечером того же дня на российскую военную базу в Гудауте прилетели из Москвы для посреднической миссии помощник президента РФ Владислав Сурков и заместитель секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев. Первый из них приступил к консультациям политического характера, а второй - к обсуждению вопросов правопорядка и освобождения занятых митингующими госучреждений. В ходе разговора наедине с Анквабом в Гудауте Сурков посетовал, что абхазскому лидеру следовало заблаговременно озаботиться об избрании более лояльного к нему, пропрезидентского состава парламента, более решительными темпами двигаться в направлении политической интеграции с Россией, а также интересовался у Анкваба, не вдохновляет ли его пример Крыма? В ответ Сурков услышал, что абхазское общество к форсированному развитию объединительного процесса пока не готово, и что не только Анкваб, но и его противники-оппозиционеры устраивать в Абхазии референдум, подобный Крымскому, не намерены,  и вообще потеря Абхазией суверенитета ни в каких государственных планах не значится.

Переговоры Суркова и Анкваба не дали существенных результатов, компромисс с оппозицией через посредника удалось достичь лишь по второстепенным вопросам, например, о стабильной работе банков. По главному вопросу - о власти и разблокировании госучреждений - прогресса не было. Непосредственно с президентом Путиным телесвязь во все дни кризиса, вплоть до отставки, у Анкваба не состоялась. По официальным данным, российский лидер был крайне занят ситуацией на Украине и подготовкой своего визита во Францию; по неофициальным, экспертным суждениям, памятуя о кризисе 2004-2005 гг., Путин не захотел вмешиваться во внутренние дела Абхазии.

На следующий день, 29 мая, парламент Абхазии в неполном составе (21 депутат из 35)  предложил Анквабу уйти в отставку. Между тем, абхазская Конституция требует для этого решения Верховного суда, установления в действиях президента состава преступления. Ничего подобного в помине не было!

Реакция Народного собрания Абхазии, по сути поддержавшего политических экстремистов, удивляет: как можно назначить при живом президенте его дублёра и не запросить обязательного в такой ситуации вердикта Верховного суда? Кто же должен чтить закон, если не парламент? «По прихоти небольшой оппозиционно настроенной части общества без оснований и доказанных обвинений глава государства был смещён с должности», – сказал о событиях глава Службы государственной безопасности РА, генерал-майор Аслан Бжания. К чему приводит подобное низвержение президента, мы видим на примере Украины. После Майдана раздираемую противоречиями страну уже полгода рвёт кровью десятков тысяч сограждан!

***

Привлёкший в Абхазию около 15 миллиардов рублей российских федеральных инвестиций, Анкваб стал первым президентом, при котором экономика Абхазии сделала мощный шаг вперёд. За годы его правления в два раза увеличен бюджет республики, с помощью ОАО «РЖД» полностью отремонтирована железная дорога от Псоу до Сухума.

Работая с 2005 года сначала в должности премьер-министра, затем на посту вице-президента и три года во главе государства, Анкваб, по мнению большинства населения, сделал для Абхазии много полезного. Плоды его труда и после отставки зримо видны гражданам республики: едва ли не каждую неделю открываются новые школы, детские сады, лечебные учреждения. Значительные усилия приложены Анквабом для развития и укрепления отношений с Российской Федерацией. Военно-политические связи с Россией, обороноспособность Абхазии укреплены настолько, что о провокациях со стороны Грузии три года уже ничего не слышно. Лично координировал усилия специальных служб Абхазии и России по организации работы по обеспечению безопасности грандиозной сочинской Олимпиады. За годы плодотворного и многостороннего сотрудничества Анкваб встречался с Президентом РФ Владимиром Путиным в Москве, Сочи и Пицунде семь раз. И каждая встреча двух лидеров была вехой в укреплении вековых российско-абхазских связей, начертанием новых планов, проектов, инвестиций, перспектив. Такие тесные отношения двух руководителей тоже сильно раздражали оппозицию.

Анкваб стал первым президентом Абхазии, который в своей деятельности руководствовался государственным, а не этническим принципом. С этой концепцией связан конфликт вокруг паспортизации жителей Гальского района, большинство населения в котором составляют грузины. Несмотря на то, что большинству этих людей была выдана заменяющая паспорта форма № 9, подтверждающая принадлежность к абхазскому государству, задолго до Сергея Багапша и Александра Анкваба, а в период деятельности третьего президента эта форма была обменена на паспорта. Не тут-то было! Противники Анкваба потом тенденциозно назовут это раздачей паспортов «направо и налево». При этом нигде в цивилизованном мире национальные интересы не понимаются как исключительно интересы коренной нации. И то, что президент Анкваб в споре с непримиримой оппозицией в этом щепетильном вопросе оказался в меньшинстве, едва ли говорит о зрелости абхазской демократии.

Сопереживание каждому земляку, умение чувствовать собеседника всегда было сильной стороной Анкваба: радость и боль утрат своих соотечественников воспринимал как свою личную радость и боль. Более 13 тысяч граждан Абхазии побывали на личном приёме у президента Анкваба. Почти половина из них получили реальную, осязаемую помощь в своих житейских и социальных проблемах. Но и остальные ушли не с пустыми руками – в главном кабинете их выслушали, поняли, поддержали, подбодрили, а это тоже немало. Номер мобильного телефона Анкваба был известен едва ли не в каждой семье, позвонить по прямому проводу на работу Александру Золотинсковичу, минуя секретаря, мог любой.

Произошедшее в Абхазии – очень плохой прецедент для неокрепшей абхазской демократии. Это игры с огнём, которые рано или поздно могут погубить государственность, не имеющую пока устоявшихся традиций политической культуры. Если подобное когда-то повторится, никто не сможет гарантировать, что следующий руководитель страны окажется столь же выдержанным как Анкваб, что у него не сдадут нервы, когда возбуждённая группа митингующих пойдёт на штурм его резиденции. Вероятно, поэтому столь взволнованные вопросы задавали представители абхазской диаспоры на встрече с кандидатом в президенты Абхазии Асланом Бжанией в Москве 31 июля 2014 года.

В дни государственного переворота в Абхазии все мы большего ждали от руководства России. Не только убежища для президента Анкваба на военной базе в Гудауте, позволившего защитить законно избранного главу государства от расправы диверсионных групп, бесчинств агрессивных экстремистов. Не только робких и малоэффективных посреднических усилий Суркова и Нургалиева. Конечно, никто не требовал военного вмешательства, хотя, например, американцы в подобных ситуациях в странах-сателлитах действуют весьма жёстко. Но огласить заявление от лица МИД РФ о том, что дружественное суверенное государство Абхазия обязано соблюдать свои собственные законы и Конституцию – наверное, можно было бы?

Шаг вперёд, два шага назад. Со всей беспощадной очевидностью майские беспорядки в Сухуме, путч боевиков оппозиции, незрелая, провокационная и опасная для государства реакция парламента, которая легитимизировала абсолютно противозаконные действия, показали, что абхазская демократия – всё ещё заложник произвольного стечения обстоятельств и не являет собой правовой общественный механизм. С такой оценкой согласна и экспертиза Центра гуманитарных программ, предпринявшего честную и непредвзятую попытку анализа произошедшего.

Игорь ЛЕНСКИЙ