Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ЕСЛИ «ХИМИЯ – НАША ЖИЗНЬ»,

ТО КАКОВО ЕЁ БУДУЩЕЕ?

ЭТОТ ВОПРОС ОСОБЕННО АКТУАЛЕН

ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Как известно, решением Генеральной Ассамблеи ООН нынешний год объявлен Международным годом химии, он пройдёт под девизом: «Химия – наша жизнь, наше будущее». В феврале в Большом зале Президиума РАН прошла торжественная церемония открытия Года химии в России, где, в частности, с докладом выступил декан химического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академик В.В. Лунин. Редакция портала Российской Академии наук попросила Валерия Васильевича рассказать о подготовке кадров химиков – учёных, педагогов.

 

- Валерий Васильевич, что входит в программу Международного года химии в России и включает ли она элементы образовательных процессов?

- Химия – ключевая область современного естествознания, экономики, всей нашей жизни. В нашей стране Международный год химии это большая программа - юбилейные торжества и проведение важных мероприятий для развития химического образования и науки в России. В самом деле, мы празднуем 300-летие со дня рождения первого химика России – М.В. Ломоносова. Как известно, открывая в 1748 году первую лабораторию в России, Михаил Васильевич сказал: «Изучение химии имеет двоякую цель: одна усовершенствование естественных наук. Другая – умножение жизненных благ». Отмечаем и 150 лет создания теории строения органических соединений академиком А.М. Бутлеровым – выдающимся представителем великой Казанской научной школы. 6 февраля исполнилось 150 лет со дня рождения основателя выдающейся школы химиков в Московском университете и в Академии наук академика Н.Д. Зелинского. В рамках Международного года химии будут проведены: олимпиада школьников России на родине М.В.Ломоносова - в Архангельске, Международная Менделеевская олимпиада - в МГУ имени М.В. Ломоносова, конгресс - в Казани, 19-й Международный Менделеевский съезд -  в Волгограде, творческие конкурсы, конференции учителей, работников библиотек и много других мероприятий.

Вместе с тем, мы понимаем: достижение фундаментальных целей, сформулированных нашими великими предшественниками, создание новых материалов, лекарств, новых технологий, открытие новых реакций и явлений возможно лишь при хорошей подготовке кадров для химического образования и науки в нашей стране, и, если взять проблему шире - при глубоком естественно-математическом и гуманитарном образовании ещё на этапе средней школы. Однако, в этой сфере, как известно, появились и проблемы, и тревожные тенденции.

- Скажите, а у нас, в России, количество исследователей-химиков достаточное?

- Этот показатель является производным от общего числа исследователей в России в сопоставлении с другими странами. Проясняет картину и сопоставление общих расходов на НИОКР в 10 странах мира (в млрд. долл.): CША – 389,2; Япония -139,6; Китай – 123,7…  и в самом конце «десятки» - Россия – 21,7! Нужны ли дополнительные пояснения? Отмечу, однако, динамику: в Китае число исследователей в государственном секторе за десять лет увеличилось в три раза - с 450 тысяч в 1998 году до 1,5 миллиона в 2008 году. А в частных и частно-государственных компаниях – в четыре раза, с 1 до 3,8 миллиона. Результат: если десять лет назад экономика Китая была восьмой, то сегодня - вторая экономика мира.

Когда видишь это соотносительное положение дел, то сокращение финансирования институтов РАН, РФФИ, РГНФ вызывает глубокую тревогу за реализацию провозглашённой программы модернизации страны.

Ускорение темпов подъёма нашей экономики, модернизации предприятий, их инновационного развития определяется, в первую очередь, вниманием со стороны государства к науке, учёным, к уровню их жизни. Ну и, разумеется, качественным образованием на всех ступенях.

- Начиная со школы?

- ЕГЭ уже в большой степени разрушил системное предметное образование. Введение ЕГЭ привело к резкому падению уровня знаний у выпускников средней школы. По последним данным только 30% молодежи читают художественную литературу. Около 80% выпускников школы выбирают ЕГЭ по обществознанию, 20% - историю. Физику и химию выбирают лишь 12-15%.

В тоже время, как отмечают все деканы химических факультетов, уровень знаний по химии, физике, математике у абитуриентов значительно снизился. В базисном учебном плане на изучение химии отводится два часа в неделю в 8-х и 9-х классах. В 10-х и 11-х классах химия преподаётся не во всех школах.

Как тут не вспомнить слова выдающегося российского ученого К.А.Тимирязева – основателя всемирно известной отечественной школы биохимии растений. В предисловии к английскому изданию своей книги «The Life of the Plant, London, 1912 г.» он писал: «...Я постоянно придерживался правила Армстронга, с которым вполне согласен: «Чему бы мы в нашей школе не учили, мы не должны забывать о химии: она наука о жизни, так как жизнь – ряд последовательных химических превращений; она, следовательно, основа физиологии».

Химический факультет МГУ – единственный, где нужно представить четыре сертификата по ЕГЭ: по русскому языку, математике, физике и химии. В других классических университетах требуются два либо три сертификата ЕГЭ. И физика в их число не входит.

После введения закона о ЕГЭ, химия и некоторые другие естественно-научные дисциплины стали необязательными предметами при зачислении в технические и технологические вузы. Преподавателям технических университетов приходится изыскивать особые методологические подходы, чтобы обеспечить приемлемый уровень химических знаний студентов к концу освоения ими курса химии в высшей школе.

- Но ЕГЭ в определённой степени дополняет система школьных олимпиад…

- Да, российские предметные олимпиады школьников – это достояние нашей страны, одна из лучших инноваций в образовании, существующая десятилетия. На встрече с победителями олимпиад школьников и обладателями президентских грантов 18 марта 2010 года Президент нашей страны Д.А. Медведев отметил: «…за последние пять лет российские школьники завоевали по математике 30 медалей, по астрономии - 28, по физике - 22, по химии - 20, по информатике – тоже 20, по биологии - 16».

Три года назад по инициативе вице-президента РАН, ректора МГУ, академика В.А. Садовничего Российский союз ректоров и Минобрнауки РФ учредили перечень вузовских олимпиад. Вначале их было 120, в 2010 году – 80, в этом -72. В них участвуют более половины выпускников, учащиеся 9-10 классов. В этот перечень включены 11 олимпиад по химии. Участие в них во многом определяется личностью учителя. Поэтому, убеждён, при разработке новых стандартов, прежде всего, необходимо уделить внимание статусу учителя.

Никогда ещё в истории России статус учителя не опускался так низко, как в последние два десятилетия. Считаю, положение учителя в обществе требует внимания высших руководителей страны. Великая благодарность нашим коллегам-учителям, продолжающим «сеять разумное, доброе, вечное» на благо будущего нашей страны.

- Очень много разговоров сегодня про проект новых стандартов образования.

- Представленный на утверждение правительства проект стандарта среднего (полного) образования вызвал всеобщее возмущение педагогической, научной общественности, родителей. Стремление Минобрнауки РФ и разработчиков стандарта перейти на платное среднее образование приведёт к печальным последствиям для нашего государства.

Основной разработчик этого стандарта генеральный директор издательства «Просвещение» А.М. Кондаков признаёт: «Реформы системы школьного образования России не дали ожидаемого эффекта. Поэтому впервые в нашей истории мы построили стандарты начального, основного и среднего общего образования как общественный договор - ответ на запрос семьи, общества и государства. В основу стандарта был положен системно-деятельный подход, ориентированный на ребёнка и позволяющий достичь не только предметного, но и личностного результата».

Думаю, очевидно, что этих авторов необходимо отстранить от работы над важнейшим документом, определяющим не один сегодняшний день их жизни в России, а будущее наших детей и внуков.

В опубликованном варианте отмечены обязательные для всех предметы: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта. Остальные предметы - по выбору учащегося. Авторы проекта, в частности, глава Рособрнадзора Л.Глебова объясняют причину массового неприятия стандарта тем, что «его просто надо переводить с профессионального языка, чтобы было понятно, что там имеется в виду».

Такой язык перевести на русский невозможно. В основу стандарта должны обязательно входить: русский язык, русская литература. Именно великая русская литература воспитывает в наших душах патриотизм и любовь к Отчизне. Никакой курс «Россия в мире» не сможет заменить роль русской литературы в формировании личности гражданина своей страны. Математика, физика, химия, биология вместе с русским языком и литературой формируют мировоззрение, представление о единой картине мира во всём его многообразии.

Кстати, Международный год химии – ещё и дань великой женщине, дважды лауреату Нобелевской премии Марии Склодовской-Кюри. Напомню её определение прогресса в обществе: «Цивилизация страны измеряется тем, какой процент бюджета отведёен на национальное образование».

- Давайте посмотрим следующую ступень – вузы.

- Всего химиков готовят в 64 субъектах Российской Федерации. С 1994 года Минобрнауки РФ последовательно проводит линию на реализацию в вузах России Болонской конвенции, соответственно, подготовка химиков ведётся в нашей стране по трём направлениям. Наряду с подготовкой специалистов (5 лет обучения), стали вводить подготовку бакалавров (4 года обучения) и с 1998 года подготовку магистров (2 года обучения после получения диплома бакалавра). Подготовка бакалавров химии (направление подготовки 020100), магистров химии (направление 020100) и специалистов (специальность химия 020101) по программам классических университетов осуществляется в 80 университетах страны. Из них: 64 классических, 13 технологических и 3 педагогических.

Учебно-методический совет по химии Учебно-методического объединения классических университетов, стремясь сохранить лучшие традиции химического образования, активно работает над образовательными стандартами и программами для бакалавров, специалистов и магистров по направлениям.

За последние годы прием абитуриентов на первый курс в условиях демографического спада практически не изменился.

В сентябре прошлого года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана состоялась 2-я Всероссийская конференция «Химия в нехимическом вузе». Выражая тревогу за качество подготовки инженеров в нашей стране, конференция обратилась к УМО по химии классических университетов России с предложением о создании при УМО «Общественного Совета нехимических вузов по химии». Уверен, что уже в ближайшее время мы поддержим это обращение наших коллег из нехимических вузов.

С 1 сентября 2011 года вузы России переходят на двухуровневое образование: бакалавр-магистр. Нормативные документы о правилах приёма, распределении мест по численности Минобрнауки РФ обещает выпустить в июне. Данные о распределении бакалавров по различным видам деятельности в Европейских странах и Объединённом королевстве Великобритании свидетельствуют, что основная часть бакалавров стремится продолжить учебу. А как востребованы бакалавры в химических и родственных компаниях? Очень ограниченно. Работая над новым поколением стандартов, мы обратились к потенциальным работодателям: в Российский Союз химиков, Еврохим, Русал, Роснефть, представительства зарубежных компаний в России: ВASF, Shevron, Dupon, Bayer и ряд других, и получили ответ – бакалавры нам не нужны. Всем нужны высококвалифицированные специалисты-химики.

За все время подготовки бакалавров, нам не известны случаи проведения Минобрнауки РФ мониторинга результатов трудоустройства выпускников бакалавриатов. По данным опроса членов УМС по химии из выпуска 2006 года лишь 5% бакалавров приступили к трудовой деятельности.

В письме министру образования и науки А.А. Фурсенко 27 марта 2009 года мы писали: «Учитывая состояние рынка жилья в стране и уровень материального обеспечения молодых специалистов, миграция специалистов с высшим образованием внутри страны в ближайшие годы маловероятна, и поэтому реализация двухуровневой системы (только бакалавр 4 года и магистр 2 года) с ограничением приёма в магистратуру, по нашему мнению, со временем может привести к существенному снижению в стране объёма научных исследований в области химии и других естественных наук и, вообще в целом, к уменьшению интеллектуального потенциала страны». Ответа, как обычно, мы не получили.

Учебно-методический совет по химии Учебно-методического объединения классических университетов неоднократно обращался к руководителям нашей страны, в Минобрнауки РФ с обоснованием необходимости сохранения, при переходе к Болонской системе, ступени специалиста-химика со сроком обучения 5 лет. При активной поддержке председателя Совета УМО академика В.А. Садовничего УМС по химии удалось сохранить в рамках перехода на двухуровневое образование с 1 сентября 2011 года подготовку специалистов (пятилетнее образование). Однако Министерство образования и науки РФ до настоящего времени не опубликовало нормативные документы, регламентирующие действия вузов в этих условиях.

Возникают два принципиальных вопроса. Первый: как будет планироваться министерством план приёма на первый курс вузов – план по бакалаврам и отдельно план по специалистам или план будет общим, а ректораты и факультеты сами будут планировать соотношение бакалавров и специалистов?

Второй: будет ли обязательным зачисление 25 абитуриентов в одну группу (на чем настаивает министерство) и что будет, если вуз зачислит менее 50 абитуриентов (20-40 человек)?

Почему эти вопросы принципиальны?

В 2010 году почти в половине университетов, готовящих химиков, зачислили на первый курс менее двух групп студентов полного состава и в том числе почти половину в составе менее одной группы (до 25 человек).

Исходя из задачи обеспечения кадрами высококвалифицированных химиков научных исследований в институтах РАН и научных центрах,  других государственных и негосударственных организациях, УМС по химии считает целесообразным по результатам зачисления абитуриентов на первый курс в 2011 году:

- разрешить вузам организацию двух студенческих групп неполного состава (одну для подготовки бакалавров и одну для подготовки специалистов);

- в случае приёема до одной группы студентов разрешить части студентов по их заявлениям после окончания третьего курса завершать образование по программе специалистов по индивидуальным планам.

По состоянию на 15 октября 2010 года для организации приема в 2011 году имеют лицензии:

- на подготовку бакалавров - 77 % университетов;

- на подготовку магистров - 72% университетов;

- на подготовку специалистов - 91% университетов.

Как уже отмечалось, более половины университетов принимают на первый курс 20-25 человек. В этих университетах абсолютно необходимо сохранить подготовку специалистов-химиков. В любом другом варианте многие регионы страны могут остаться без кадров.

Завершая, хочу напомнить слова Президента страны Д.А.Медведева: «Курс на модернизацию экономики и на создание современных технологий, их использование в нашей экономике стал одним из ключевых направлений развития нашего государства».

Поэтому хочется верить, что Международный год химии привлечёт внимание руководителей государства, химического сообщества, всего общества к науке химии, во многом определяющей научно-технический прогресс. Химия давно стала частью материальной культуры общества. Без химии нет современной инженерии, медицины, биологии, физики, фармакологии. Без химии нет жизни!

Беседовал Сергей Шаракшанэ

Источник: портал Российской академии наук