Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

НИКУДАРИКИ? НАВСЕГДАНЬИЦА!

В биографических документальных фильмах российские кинематографисты стали часто применять зарубежный метод, когда некоторые сцены разыгрываются актёрами. Такие кадры затем «состаривают», что позволяет получить плёнку, снятую как бы много лет назад. Однако сколь важен здесь художественный вкус! Так, в прошедшем на канале «Культура» фильме «Трудное житие» о Николае Лескове, его создатели показали, как писатель испытал «крушение первой попытки найти семейное счастье». На актёров, изображающих Лескова и его жену, надели… хомуты. И заставили целоваться. Но с хомутами на шее они даже подойти друг к другу не могли. Такой вот символизм.

А в фильме «Менестрель» из сериала «Жизнь в Средневековье» (Великобритания) на том же канале, актёр, изображающий главный персонаж, смотрелся вполне добротно: зрители узнали, что «быть менестрелем в Средние века значило не просто играть и петь. Они должны были развлекать хозяев, поднять в атаку воинов, даже шпионить. Эти средневековые весельчаки были не так уж беззаботны».

Биографические фильмы, созданные за рубежом, часто бывают более объективными, чем российские. Из французской ленты «Жорж Санд. История её жизни» зрители узнали, что эта удивительная женщина и талантливая писательница «отличалась свободолюбивым характером, носила мужскую одежду и мечтала о всеобщем равенстве». Авторы фильма не скрывают, что «у неё была скандальная репутация»: «Жорж Санд заботилась о людях, чего нельзя сказать об её отношении к собственным детям», если её дед по матери «торговал канарейками и щеглами», то об этом в фильме и говорится. Она окуналась «в жизнь, полную литературных и любовных впечатлений»: если писала для сатирической прессы, то так, что газету эту закрывали, если между ней и актрисой Мари Дорваль существовала связь, то авторы не стыдятся привести такую её записку к актрисе: «До вечера в твоей гримёрной или твоей постели». Её страсть к Альфреду де Мюссе дала «самую прекрасную любовную переписку в мире». Эта «всесторонне развитая женщина» также «поднимала серьёзные политические вопросы», у неё «было глубокое чувство социальной справедливости», она «боролась за социализм».

А вот многое в повторенном на канале «Культура» фильме «о талантливом писателе и блестящем мемуаристе Валентине Катаеве» вызвало удивление. Каким боком название фильма «Разбитая жизнь» применимо к Катаеву, признанному и успешному советскому прозаику, драматургу, поэту, Герою Социалистического Труда, лауреату Сталинской премии, награждённому двумя орденами Ленина, медалями, чуть ли не классику, выпустившему несколько многотомных собраний сочинений? Поведав скороговоркой о его высоких писательских должностях, в том числе о главном редакторстве в журнале «Юность», создатели фильма об активном участии писателя в кампаниях травли Пастернака и Солженицына сказали довольно невнятно. Они не привели и известнейшую запись Бунина из его книги «Окаянные дни»: «Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорит: «За 100 тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…» Пишущие о Катаеве полагают, что ему была свойственна известная беспринципность. Е. Евтушенко отмечал: «Мне кажется, что самое главное для Катаева - было пить «Вдову Клико» и есть меренги, а при каком режиме - неважно». А каким «острым глазом» описал Катаев Муромцеву-Бунину, жену своего «учителя»? «Мне кажется, я нашел определение того белого цвета, который доминировал во всем облике Веры Николаевны. Цвет белой мыши с розоватыми глазами» («Трава забвенья»). Писатель Борис Зайцев тут возмутился: «Насчёт белой мыши с розовыми глазами - мерзко».

На канале «Культура» к 100-летию Семёна Кирсанова прошла передача «Циркач стиха». Поэт, как было сказано, «прожил очень тяжёлую жизнь», поскольку «писал стихи во славу Сталина и советской власти». Зачем писал? А затем, что «иначе он бы не издавался». Такой вот этот лауреат Сталинской премии мученик. Художник А. Брусиловский убеждён, что «его сознательно оставили в живых как выставочный экземпляр». М. Розовский считает, что «Кирсанов был советским поэтом», его творчество «связано с революционным подъёмом, это был искренний подъём». И вот снова «диалектика»: куда девать страшное стихотворение Кирсанова: «С тихим смехом: - Навсегданьица! Никударики летят»? Вспоминали автора «никудариков» его сын В. Кирсанов, Е. Евтушенко, Д. Тухманов…

К 100-летию Агнии Барто был показан документальный фильм «Всё равно его не брошу». Здесь С. Михалков отметил, что «в центре создателей детской литературы была Агния Львовна Барто». А передача «Найти человека», которую она вела на радио? Целью её был поиск детей, потерянных во время войны. Для Барто это стало делом всей жизни…

Всё было на месте и в программе «Библейский сюжет» на том же канале, посвященной «Балладе» Владислава Ходасевича, которую ведёт Д. Менделеев. Это была именно литературная передача, в отличие от сериалов «Отечество и судьбы» или «Больше, чем любовь», где обсуждаются главным образом личные, интимные проблемы героев.

К юбилею Р. Нифонтовой был показан фильм по роману Л. Леонова «Русский лес». А американский «Доктор Живаго» на НТВ, ещё недавно казавшийся развесистой клюквой, теперь воспринимается почти как киноклассика.

На встрече с Ю. Грымовым в передаче «Сто вопросов взрослому» на канале ТВ Центр одна девочка спросила режиссера: «Какую книжку вы сейчас читаете и какую можете посоветовать прочитать мне?» Грымов ответил, что читает про то, как в России были организованы «женские батальоны смерти». А до этого - Мураками. Девочке режиссёр посоветовал «Ангелов и демонов» Д. Брауна - «это легкое чтиво, прикольные книжки для вашего возраста».

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

 «ЛГ», 20 – 26 сентября 2006 г.

Об авторе: http://Yunche.narod2.ru/