Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ТОННЕЛЬ «МАРМАРАЙ»: ЗА ОДИН ДОЛЛАР ИЗ ЕВРОПЫ В АЗИЮ

На помощь автомобилистам, часами застревающим в пробках на мостах через Босфор, пришёл железнодорожный тоннель

 

29 октября открыто регулярное движение поездов под проливом Босфор в Турции по железнодорожному тоннелю «Мармарай». Его длина 13,6 км, при этом около полутора км тоннеля, соединяющего  европейскую и азиатскую часть Стамбула, проходит непосредственно под толщей воды. Максимальная глубина залегания достигает 56 м, что делает турецкий тоннель вторым в мире. Пальму первенства по этому показателю удерживает железнодорожный тоннель Сэйкан, соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо: японский путепровод лежит на 100 метров ниже уровня морского дна.

По хитрому византийскому плану особую ценность «Мармараю» придавала его интеграция с густой сетью автодорог, подъездными железнодорожными путями и пригородными линиями. Дополнительных затрат требовала геологическая сложность: подводный тоннель сооружался  в сейсмически активной зоне. В итоге консолидированная стоимость стамбульского мегапроекта достигла 5 млрд долларов. Выделить такие инвестиции в одиночку Турции, разумеется, было не по силам, о сроке окупаемости боятся даже думать. Строительство девять лет вёл турецко-японский консорциум, финансирование с поистине восточной щедростью осуществлялось при участии Японского банка для международного сотрудничества и Европейского инвестиционного банка. Поезда с верхними токоприёмниками, специально адаптированные для тоннеля, изготовили также в Японии.

В первом поезде вместе с турецким премьер-министром Т.Эрдоганом Босфор под водой пересекли главы государств и правительств, прибывших на торжественную церемонию открытия тоннеля. Высокие гости, среди которых особым почётом был окружён японский премьер С.Абэ, с восторгом и без приключений добрались до противоположного берега, чего нельзя сказать о последовавших за ними обычных гражданах. Уже в первые сутки случился конфуз, на линии отключилось электричество, поезд остановился в темноте, и раздосадованным пассажирам пришлось выбираться из тоннеля пешком. Вскоре неполадки устранили, и движение возобновилось.

«Мармарай» удачно вписался в существующую инфраструктуру общественного транспорта Стамбула, которая для удобного подвоза пассажиров к новой железнодорожной магистрали получила около полутора тысяч дополнительных автобусов-челноков. Проблема транспортной доступности в семимиллионном Стамбуле, разделённом проливом на две огромные части, прежде стояла очень остро: в пробках перед двумя мостами через Босфор люди застревали часами, чертыхаясь и срывая все свои планы. Теперь многие предпочтут более удобный и скоростной вид транспорта. Ведь тоннель станет частью единой пригородной железнодорожной линии  протяжённостью 76,3 км с 37 станциями, три из которых совершенно новые. Расстояние между конечными пунктами Гебзе и Халкалы, находящимися в разных концах стамбульской агломерации, поезда преодолеют за один час 44 минуты.

Пропускная способность тоннеля позволяет перевозить до 75 тысяч человек в час в каждом направлении. Ожидается, что новой линией будут пользоваться около 1,5 млн пассажиров ежедневно, 500 млн в год, время поездки из азиатской в европейскую часть мегаполиса и обратно при этом сократится кардинально. Максимальная скорость поездов новой линии достигает 100 км/ч, средняя скорость на маршруте 45 км/ч. В проекте реализованы новейшие системы автоблокировки с интервальным регулированием, позволяющие сократить до минимума межпоездные интервалы движения: в тоннеле «Мармарай» они составляют всего две минуты, как в метро. Непосредственно пересечение пролива шириной 1400 м от момента приобретения билета на одном берегу до выхода на другом займёт несколько минут. Билет из Европы в Азию стоит всего один доллар, а по выходным - бесплатно!

Теперь логистики думают, как использовать ресурсы тоннеля для перевозок грузов и контейнеров. В надеждах оптимистов «Мармарай» не только решает локальную транспортную проблему одного большого города, но и рассматривается как перспективное связующее звено трансконтинентальной железнодорожной магистрали - от Великобритании до Южной Кореи.

Игорь ЛЕНСКИЙ