Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ПОСЛЕДНИЙ БОЕВОЙ ВЫЛЕТ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

25 апреля 1945 года было очень тепло. На небе ни облачка. Интенсивно таяли остатки снега. Искрились в солнечных лучах многочисленные ручьи. Но не погодой запомнился этот день личному составу полка. Состоялись два построения, редко проводимые раньше и, главное, - заключительный боевой вылет полка.

…Все самолёты были в готовности к вылету, личный состав находился на самолётных стоянках. Построение технического состава проводил старший инженер полка инженер-капитан Сергей Агавельян. Он был строг, справедлив и беззаветно влюблен в самолёты. Он знал, что французские пилоты всегда хвалили советских механиков, доверяли им, удивлялись их выносливости и мастерству. На этот раз вопрос стоял о безотказной работе самолётов в летних условиях.

Только механики разошлись, командир полка собрал пилотов.

- Ставить вопрос о том, войдут ли русские в Германию – смешно, они уже штурмуют Берлин, - начал свое выступление Дельфино. - У нас тут, в Восточной Пруссии, советские войска, захватив половину крепости Пиллау, наносят последние удары по этому городу. Мне сообщили, что в воздухе вновь появились «фокке-вульфы»...

- Нас они не радуют визитами, и в гости не приглашают, - не утерпел заметить Франсуа де Жоффр и рассмеялся.

Месяц назад в бою над Пиллау он покинул на парашюте горящий Як и приводнился в заливе Фришес-Гаф, в двух километрах от берега, который ещё удерживался немцами. Ему удалось вцепиться в толстый деревянный брус и в условиях вражеского обстрела, приблизиться к берегу. Его обнаружили и спасли русские солдаты, во главе с капитаном Назаряном.

- Да, Франсуа, да! - согласился Дельфино и продолжил: - Я добил­ся разрешения, и через час мы вылетаем на Пиллау трясти фашистов. Это будет не обычное задание... Мы отомстим за погибших друзей: Мориса Шалля, Мориса Монжа и Жоржа Анри. Командирам эскадрилий выделить по десять пилотов, на добровольных началах. Группу поведу лично...

Деловая жизнь на аэродроме Хайлигенбайль, не связанная с полётами, на какое-то время приостановилась. Слух о последнем боевом вылете «нормандцев» облетел гарнизон. Воины всех рангов поспешили к взлётно-посадочной полосе. Несколько минут выруливали на старт двадцать истребителей и выстроились в звеньевые четвёрки. Во главе их – Дельфино. Он ждал сигнала на взлёт.

- Раяк-1, я - Сокол, взлёт разрешаю! - раздался голос руководителя полётами.

Одновременно, громко и настырно взвыли моторы и их натужный гул, всё усиливаясь, понёсся над толпой зрителей. Перед взором нескольких сотен глаз четвёрки истребителей, одна за другой, помчались по взлётной полосе и метеорами взмыли в голубое небо.

Дельфино, не разгоняя скорость, дождался, пока все ведомые заняли свои места в боевом порядке и скомандовал:

- Раяки, маневр!

Боевая группа, развернувшись на северо-запад, ушла с набором высоты в направлении Пиллау. По плану, разработанному ещё на земле, Дельфино перевёл свой самолёт в горизонтальный полёт на высоте три тысячи метров. К нему сразу примкнула первая эскадрилья в роли сковывающей группы, а вторая, в качестве ударной группы, следовала на тысячу метров ниже первой. Вскоре проследовали над пустым, своим предпоследним, аэродромом Бладиау. Внизу перемещался под крылья машин серо-голубой залив Фришес-Гаф. Внезапно раздался голос де Жоффра:

- Друзья, обратите внимание! Вот за этим рогом, выступающим в залив, больше суток барахтался в воде я, «человек с Балтики»...

Де Жоффр ещё хромал, давала о себе знать раненная нога, но упросил командира полка разрешить ему поучаствовать в последнем вылете. Пилоты дружно взглянули на серую воду залива…

На горизонте показалась крепость Пиллау. Над ней висела дымовая завеса, пробиваемая столбами чёрного дыма и просвечивающихся языков пламени. Дельфино окинул взглядом сосредоточенные лица пилотов. «Всё же волнуются мои боевые друзья, - думал он, - обстанов­ка не ясная, могут быть всякие неожиданности».

Дельфино вместе с пилотами вёл наблюдение за воздухом и часто поглядывал вниз. Немецких самолётов не было. Зенитчики вели редкий и ленивый огонь. У причалов на рейде было с десяток крупных кораблей и несколько десятков мелких. Все они загружались солдатами и военной техникой.

- Раяки, снижаемся на тысячу метров. Маневр! - раздался голос Дельфино.

Яки дружно теряли высоту. Теперь хорошо был виден город. Наземный бой уже кипел на улицах. Сильный огонь советской артиллерии расчищал путь наступающим. Двигалось много танков, за ними бежали солдаты штурмовых групп.

Воздушного сопротивления нет, и Дельфино принял решение штурмовать вражеские войска. Он быстрым взглядом окинул плацдарм боя и подал команду:

- В бой! Сведём счёты с убийцами наших побратимов! Соваж, вашему звену - корабельные зенитки, остальным моей группы - удирающие фашисты на кораблях. Де Сен-Марсо, ваши цели – в городе. В атаку!

Войдя в боевой азарт, они вихрем метнулись вниз, поражая пушечным и пулемётным огнем артиллерийские расчёты врага на боевых позициях. Де Сен-Марсо и его ведомые, снижаясь в атаках до малой высоты, видели неподвижно лежавших вокруг пушек и пулемётов вражеских солдат и живых, в панике убегающих в укрытия. Резкая горка, и снова обстрел. Возле одного гит­леровского орудия вспучился огненный гриб. Его немалая шляпка, кло­коча огнём и дымом, закрыла часть позиций серой пеленой. Снова раздаётся команда де Сен Марсо, и огонь пилотов переносится в глубь обороны врага.

События у первой группы развивались по-другому. Дельфино и его подчинённых вражеские моряки встретили множеством разрывов зенитных снарядов, которые извергали морские «посудины». Их огонь был частым и плотным. Дельфино подкорректировал своё решение. Все его пилоты снизились до малой высоты, затрудняющей ведение зенитного огня, отошли к косе Фришес-Нерунг, затем развернулись и всеми десятью самолётами навалились на зенитчиков. В дальнейшем подавлять ожившие зенитные расчёты продолжали пилоты звена Соважа. Огненная завеса зенитчиков исчезла, стреляли лишь отдельные орудия. Дельфино и его ведомые ударили по живой силе фашистов. Они, отлого пикируя, открыли огонь по палубам кораблей, металлических и деревянных судёнышек, заполненных солдатами. После двух атак  Дельфино отошёл с подчинёнными в сторону косы, надеясь на новую внезапность штурмовки. На этот раз они, неожиданно для противника, выскочили из-за крыш домов, верхушек высоких деревьев и слаженно атаковали готовившихся к отплытию нацистов. Это, было, по мнению «нормандцев», святое мщение. Им казалось, что рядом с ними участвовали в атаках тени павших от вражеских пуль побратимов. «Нормандцы» самозабвенно стреляли, будто Персей в духов зла - арийских бестий, страшно нашкодивших на чужих им землях, а сейчас спасающих свои шкуры.

После трёх атак, нанёсших немалый ущерб фашистам, Дельфино объявил сбор. Разглядывая результаты своей работы - пожары на двух кораблях, погружение в воду повреждённой баржи, взрыв одного катера, бегство в море трёх обезлюдевших военных ковчегов, не поддающихся подсчёту подстреленных фашистов, они собрались, построились в боевой порядок, развернулись и направились на юго-восток. По опросу экипажей, раненых не было, осколками были поражены девять машин.

Пилоты летели довольные. Это было триумфальное возвращение после трудной и опасной воздушной работы. Все радовались не только последнему боевому успеху. Роились в сознании новые мысли. Пройден громадный боевой путь от Подмосковья до берегов Балтийского моря. Всё выдержали французские сердца и советские крылья. Освобождена Отчизна, и уже преобладали думы об отъезде на родину. Нормандцы торопили свои машины, предчувствуя новые события в своей жизни... А вечером поступило сообщение о падении Пиллау и сдаче в плен всех войск, там находившихся.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru