ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ В БЕЗЛЮДНОЕ КОЛЬЦО
Будет ли использован исторический шанс для осуществления
крупнейшего инфраструктурного проекта?
Игорь ЛЕНСКИЙ
О планах реконструкции железнодорожных магистралей в столичном регионе Президенту РФ Дмитрию Медведеву доложил 15 августа в Сочи мэр Москвы Сергей Собянин. Собеседники с удовлетворением отметили увеличение объёма пригородных пассажирских перевозок на Московской железной дороге, эффективность стратегии сдерживания тарифов, обсудили, как в перспективе сделать пассажирские перевозки на МЖД стабильно безубыточными. Среди приоритетных проектов реконструкции на МЖД – Малое московское кольцо. О том, какие перемены происходили на уникальной внутригородской транспортной развязке за последние десятилетия, рассказывает видевший это своими глазами наш корреспондент.
В детстве поезда ходили чаще
За полвека Малое кольцо как-то незаметно взяло меня в окружение. Где бы я в Москве ни жил, ни учился, ни работал – оно всегда пролегало где-то рядом. Теперь настолько близко, что я прямо из окна своего дома вижу соединительную ветку со станции Владыкино-Московское, там, где она вливается в южную горловину станции Бескудниково.
1970-й год, мне семь лет. Жили мы тогда возле станции Лихоборы, на улице со странным и мрачноватым названием «Лихоборские бугры». Неподалёку от нашей «хрущёвки», на задах этой хулиганистой улицы, за крутым косогором находился пустырь, а за ним на высокой насыпи – железная дорога. Помню, теплым августовским вечером стояли мы с матерью на пустыре и смотрели, как тяжёлые двухсекционные тепловозы, выпуская струю чёрного дыма, натужно тянули длинные грузовые составы с металлом, щебнем, углём. Встречались и грузы поинтересней. Помню цепь укрытых брезентом бронемашин, укреплённых на лязгающих платформах. Время было неспокойное, разгар войны во Вьетнаме, где Советский Союз, конечно, не был сторонним наблюдателем. А мне так хотелось увидеть привычные зелёные вагоны с выглядывающими из окон веселёнькими пассажирами! Ждал в надежде, что вот ещё пара грузовых пройдёт, потом ещё пара, ну а потом, наконец, непременно промчится скорый. Или на худой конец, электричка. Не дождался, обиде не было предела. «Людей здесь не возят», – сухо отрезала мать.
Потом я ещё не раз в жизни об этом жалел. Сколько возможностей сэкономить время мною упущено! Студентом было бы удобно со станции Лихоборы за полчаса добраться до Института физкультуры на Сиреневом бульваре, это аккурат станция Черкизово. А не пилить часа полтора тремя разными видами транспорта через центр, чертыхаясь и втискиваясь в переполненный автобус. Работая в Госкомспорте СССР на Лужнецкой набережной, мог бы просто и быстро, а главное – без всяких пересадок доехать от тех же Лихобор до станции «Воробьёвы горы». В выходной день, по пути с детьми в зоопарк, минут за двадцать добраться до станции «Пресня». Навещая занемогшего друга-шахматиста в больнице № 1, мог взять билет до станции «Канатчиково». И даже сейчас, следуя на службу в «Московский железнодорожник» – как ловко сойти с электропоезда на платформе где-то между Черкизово и Лефортово. Да-да, именно там, где пока сплошь гладкое полотно. Ведь согласно проекту, остановочные пункты на Малом кольце будут через каждые полтора-два километра. Приятно наблюдать за исполнением мечты, хотя бы и через 40 лет!
Вспоминая былое, должен отметить: движение по Малому кольцу было весьма интенсивным. В 1952-м году, рассказывал моей коллеге ветеран МЖД П.П. Бовкун, через станцию Андроновка проходило до 500 грузовых поездов в сутки. В 1970-1980-е годы, сам помню, поезда шли один за другим, интервалы составляли минут пять-семь. А поскольку шли в обоих направлениях – просвета на дороге не видать! Перейти полотно, чтобы попасть в живописную лесистую долину, где петляла Лихоборка, можно было улучив мгновение, с опаской, оглядываясь по сторонам, с соблюдением величайших мер предосторожности. В начале ХХI века картина уже иная. Полносоставных грузовых поездов, как рассказал мне начальник станции Владыкино-Московское Павел Селиванов, ходит всего 40 пар в сутки, остальное – резервные локомотивы, дрезины, хозяйственные поезда, автомотрисы, дефектоскопы. Снижение грузовой активности на Малом кольце при сохраняющихся высоких затратах на его содержание и эксплуатацию, при огромных площадях, которые оно занимает в центре города, как мне думается, стало одной из причин, побудивших задуматься об организации пассажирского движения.
Факты
На Малом кольце сейчас расположено 110 искусственных сооружений, из них 74 путепровода и шесть мостов, в том числе четыре больших моста через реку Москва – Краснолужский, Андреевский, Даниловский, Дорогомиловский. Все 12 станций Малого кольца имеют одностороннее расположение приёмо-отправочных путей (их полезная длина – 850 километров) на внешнюю сторону относительно главных путей и не имеют жесткой специализации по направлениям движения. Основная выгрузка на Малом кольце приходится на предприятия строительного комплекса, доля которого составляет две трети от общей выгрузки. Всего на Малом кольце в год выгружается примерно 90 000 вагонов.
И последние станут первыми
Почему электропоезда не пустили раньше? Перевести Малое кольцо на электрическую тягу в советское время мешали старые мосты с низкими порталами, которые во множестве нависали над магистралью на всем её 54-километровом протяжении. Устранить системный дефект можно только комплексно, в рамках единого проекта с бесперебойным финансированием. Долгостроя здесь быть не может! Как обещает недавно созданное ОАО «МКЖД», проект будет готов к 2012 году, а затем начнётся реконструкция и электрификация всей линейной инфраструктуры. После начала движения электричек железная дорога, сказал 11 июня на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин, «возьмёт на себя часть нагрузки общественного транспорта в Москве». Это радостное событие ожидается, как объявило правительство Москвы, ко Дню города, в сентябре 2015 года.
На первом этапе на Малом кольце появятся 12 остановочных пунктов, почти все в шаговой доступности от метро. Вокруг них, по планам руководителей стройкомплекса Москвы и МЖД, возникнут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Платформы предполагаются островные, как в метрополитене, для этого первый главный путь на остановочных пунктах вынесут метров на 15 ближе к внутренней оси. Оснащённые кондиционерами электропоезда обтекаемой формы, с острыми «носами» головных вагонов и улучшенными аэродинамическими качествами всего состава построят на предприятиях Трансмашхолдинга.
Один из крупных интермодальных ТПУ появится на станции «Владыкино-Московское».
– Думаю, станция будет важным остановочным пунктом и прекрасно впишется в проект, – говорит мне молодой начальник станции «Владыкино-Московское» Павел Селиванов. – По обе стороны от нас южный и северный вестибюли метро «Владыкино», так что пересадка с железной дороги на метро займет не более двух минут. Рядом с метро – разворотный круг автобусов, чуть дальше Алтуфьевское шоссе. Около южного выхода из метро планируется перехватывающая парковка. Поблизости платформа Окружная Савеловского направления. А ещё по соседству – гостиницы, офисные центры, Ботанический сад.
Павел Валерьевич Селиванов полон оптимизма. Он уверен, что возглавляемая им станция, которой пока присвоен четвёртый класс, со временем окажется в первых рядах, будет полна пассажиров со всех концов необъятного города. Ведь Малое кольцо, по расчётам, создаст около 350 новых вариантов пересадок для жителей Москвы и Подмосковья.
А что же станция моего детства, с которой в 1908 году начиналась история грузовой дороги? По иронии судьбы, Лихоборы оказались наиболее удалённым от метро из всех существующих перевалочных пунктов Малого кольца. До ближайших станций метрополитена - Петровско-Разумовская и Войковская - отсюда около трёх километров. По причине удалённости от метро станция Лихоборы не вошла в список 12 первоочередных остановочных пунктов, которые будут построены к 2015 году. Однако в списке всех 30 пассажирских платформ, которые поэтапно возведут на кольце, станция Лихоборы, конечно же, предусмотрена.
Начальник станции Лихоборы Валентина Сорокина, отдавшая МЖД более 30 лет жизни, в телефонной беседе со мной сделала упор на необходимость после начала пассажирского движения сохранить грузопотоки на Малом кольце. Для того чтобы движение грузовых поездов осуществлялось не только в ночное время, будет проложен третий главный путь. С целью обеспечения благоприятных условий для горожан и предотвращения травматизма, многоопытный ветеран настаивает на сооружении ограждения по всему периметру дороги, шумопоглощающих стен, пешеходных мостов, значительном усилении освещенности пути.
Скептики будут посрамлены
О том, какие перспективы открываются с реконструкцией, электрификацией и запуском пассажирского движения по Малому кольцу, уже много написано и сказано. Начальник МЖД Владимир Молдавер считает, что в этом проекте сольются интересы города и интересы дороги. ОАО «МКЖД», учредителями которого являются ОАО «РЖД» и Правительство Москвы, обеспечит надежную финансовую основу модернизации. Над будущим Малого кольца, как сообщил мне начальник технологической службы МЖД Николай Кириллов, трудятся специалисты института «Мосжелдорпроект», ряда ведущих институтов по градостроительству и транспорту, в том числе НИиПИ Генплана г. Москвы, ГУП «МосгортрансНИИпроект», ОАО «Мосметропроект». Свою лепту внесёт ЗАО «Интегрированные транспортные системы». Межведомственная рабочая группа МЖД и правительства Москвы проконтролирует своевременное и слаженное выполнение работ. Казалось бы, алгоритм ясен. Но есть и голоса скептиков. Так, модный сейчас эксперт, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин в одном из интервью отмечает, что это «очень дорогой и сложный проект… Дешевле будет развивать в столице скоростной трамвай». Блинкин, широко известный телеаудитории благодаря внешнему сходству с Окуджавой, сомневается в том, что участки Малого кольца, проходящие по промзонам, будут востребованы пассажирами: «Замкнуть кольцо в ближайшие годы едва ли удастся».
Что значит дешевле? Ездить на велосипедах или ходить пешком, минуя автомобильные пробки, может быть, ещё дешевле. Но удобно ли это в наш сверхстремительный век? Скоростной трамвай, конечно же, хорош сам по себе, и две новые линии очень кстати скоро будут проложены на окраинах Москвы. Но и это не альтернатива скоростной электричке, роль которой в перенаселённом мегаполисе год от года будет возрастать. А главное, дешевле - не значит лучше. Тем более в ситуации, когда страна на подъёме, когда и город, и железная дорога, и частный бизнес располагают необходимыми ресурсами, а запланированные инвестиции в 100-150 миллиардов рублей сегодня не кажутся неподъёмной суммой. Намного существеннее, что на сложном этапе модернизации федеральный бюджет с целью обеспечить безубыточность пригородных пассажирских перевозок продолжит их стимулирующее субсидирование.
Совместно с московскими и подмосковными властями МЖД продолжает работу по внесению в Пригородную пассажирскую компанию материальных активов. ППК со своей стороны вносит активы в виде электричек, депо, обустройства пригородных станций, а бюджеты Москвы и Подмосковья в свою очередь должны внести деньги, которые пойдут на приобретение нового подвижного состава и улучшение сервиса.
А вот пугающие горожан безлюдные промзоны и лабиринты гаражей, словно кандалами опутавшие Малое кольцо, благодаря городской электричке как раз и исчезнут из центра. Ведь привлекательность и рыночная цена территорий, прилегающих к железной дороге с оживлённым движением, значительно повысится, а сами земли преобразятся. Вместо промышленных зон здесь появятся зоны жилые, деловые и офисные, а также места для активного отдыха, стадионы, парки, скверы, детские площадки. Станет легче дышать, за счёт ликвидации тепловозной тяги в поездном движении по Малому кольцу улучшится экологическая обстановка.
***
Модернизация Малого кольца с целью организации пассажирских перевозок в центре внимания общественности и специалистов – уже не один десяток лет. Освещал эту тему, ещё работая в 90-х годах в газете «Правда». Но всякий раз, пока шли словопрения, масштабный проект безнадёжно устаревал. Может, случалось так оттого, что разговоров велось много, но шли они без участия первых лиц государства? А в июне этого года идею реконструкции кольца впервые одобрило руководство страны – в лице премьер-министра Владимира Путина. Это важное, принципиальное событие, которое придаст проекту, базирующемуся на фундаментальных основаниях, необходимую динамику в реализации. Времени на раскачку нет. Сегодня нельзя упустить уникальный шанс для решения ключевой для Москвы и её окрестностей проблемы – проблемы обеспечения транспортной доступности в столичном регионе.