ЗИМУ ВСТРЕЧАЕМ ВО ВСЕОРУЖИИ
В тёплых и чистых помещениях морозы не страшны
Интервью
Игорь ЛЕНСКИЙ
Председатель самого крупного в России профсоюза – Дорпрофжела Московской железной дороги (более 150 тысяч членов) Николай Синицын в интервью нашему корреспонденту подвёл итоги осеннего комиссионного осмотра.
– Николай Фомич, в ходе прошедшего осеннего осмотра объектов Московской железной дороги комиссии побывали не только на крупных узлах, но и в самых отдалённых уголках. Какие выводы вы сделали?
– Верно, мы поехали туда, где комиссии бывают редко. Должен с удовлетворением сказать, что сделано очень много. Особенно – по устройствам электроснабжения, по зданиям и сооружениям, где проживают и работают сотрудники дистанций, контактной сети, тяговых подстанций. Много сделано в местах отдыха путейцев, пунктах обогрева и принятия пищи, заметно подтянулись локомотивщики. Неплохо выглядели вагонники.
Несмотря на обнадёживающие сдвиги, обнаружен ряд объектов, где необходимо принять срочные меры. Чтобы нормально войти в зиму, чтобы наши железнодорожники находились в хороших условиях, могли питаться в тёплых, уютных, чистых помещениях. Чтобы было где просушить одежду. Зимней спецодеждой сегодня обеспечены все. В наличии весь размерный ряд, такой скоморошины, как прежде, когда вместо пятого роста путейцу доставался третий, на сей раз нигде не было.
Что тревожит? В Бекасово (Московско-Смоленская дистанция пути) – для работников ПЧ нет надлежащих условий. На станции Бирюлёво нам пришлось переводить работников Московско-Павелецкой дистанции пути в другое, отремонтированное помещение. Несмотря на то, что дирекция тяги вышла из структуры дороги в создающуюся вертикаль локомотивного хозяйства, по станциям Волоколамск и Ожерелье начальником дороги принято решение срочно отремонтировать и привести в надлежащее состояние комнаты отдыха локомотивных бригад. Мы хотим добиться, чтобы условия были на гостиничном уровне. Ведь машинистам надо отдохнуть, выспаться, здесь каждая мелочь имеет значение, даже шум стиральных машин и запахи не должны им мешать. Остальные дома бригад находятся в хорошем состоянии.
Наступающая зима первая, когда работники, привлекаемые из других регионов, не будут жить в вагонах. Почти четыре тысячи мест для отдыха привлечённых работников приведены в надлежащее состояние. Всюду имеются электрочайники, микроволновки, есть возможность постирать белье, посмотреть телевизор, отдохнуть в нормальных условиях. Это очень важно.
В ходе осмотра мы посетили детские сады, больницы, проверили готовность котельных, посмотрели наши учебные заведения. Сделали вывод: на всех объектах к предстоящей зиме условия для работников созданы.
Из досье газеты «Без штампов»
На Московской железной дороге расположено 634 станции, её развёрнутая длина – 13000 километров, это вторая в России по протяженности железная дорога, после Октябрьской железной дороги. Численность штатных сотрудников на октябрь 2011 — 59000 человек, из них на перевозках занято 45000. Средняя зарплата персонала — 37000 рублей в месяц.
– Ещё недавно у локомотивщиков были претензии, что, выезжая в командировку в Московский регион, они теряют в зарплате.
– Мы давно добивались устранения этой несправедливости. 21 сентября я выступал на правлении компании и обратился по этому поводу к президенту В.И.Якунину. И вот руководство ОАО «РЖД» впервые разрешило дороге оплачивать работу локомотивных бригад, привлечённых из периферийных регионов в Мосузел, – по ставке московской. В октябре мы получили телеграмму первого вице-президента компании В.Н.Морозова, который дал такие права начальнику МЖД В.И.Молдаверу. Хочу от лица профсоюза выразить признательность руководству РЖД за оперативное решение насущного вопроса.
– Как проходит в этом году подготовка первозимников?
– Ей уделяется особое внимание. Руководством дороги приняты беспрецедентные меры по укомплектации локомотивных бригад. В прошлом году мы набрали почти тысячу человек, и в этом году – тысячу. Готовим их не в депо, как прежде. С 10 октября начал работу центр обучения локомотивных бригад на Красной Пресне: с отрывом от производства, со специальными программами, со специалистами, со столовой и общежитием. Там в спокойной обстановке, на тренажёрах «новобранцы» осваивают вождение в зимнее время. Такое впервые на сети: центры обучения, конечно, были, но они общие, а это – чисто локомотивный.
– Каковы итоги выполнения Коллективного договора за полугодие?
– Социально-экономический форум социальных партнёров, который подвёл итоги выполнения коллективных договоров различных дочерних компаний, находящихся в границах Московской дороги, показал, что все они успешно выполняются. 21 сентября на правлении компании это ещё раз было подтверждено.
– А как обстоят дела по зарплате?
– Зарплаты никогда не бывает много. Но её не должно быть мало. Средняя зарплата на МЖД за октябрь – 37 тысяч рублей. Это самая высокая зарплата по сети, не считая регионов с северными надбавками. Для сравнения, средняя зарплата по сети – 31 тысяча.
– Николай Фомич, на сети продолжается реформирование, некоторые сложные этапы его ещё впереди. Какую роль в этом процессе будет играть профсоюз?
– Уверен, что роль Дорпрофжела будет только возрастать. Это тот стержень, который объединяет все предприятия – и дорожные профорганизации, и профорганизации выделенных структур, которые находятся на МЖД. ЦК профсоюза решил, что выделение вертикали ни к чему хорошему не приведёт.
Профсоюзные организации сохраняются даже в тех депо, которые обрели своих новых хозяев. У нас таких вагонных депо два – в Павельце и Унече. В Павельце также принят Колдоговор, также трижды индексировалась зарплата, в общей сложности на 7,55 процента. Я встречался с гендиректором, он обещал, что к концу года будет восемь процентов, как мы и настаивали. В Унече дело несколько сложнее, но мы и там работаем.
В ходе реформирования ни одного работника за борт не было выброшено – любыми путями мы стараемся людей трудоустроить: на МЖД или на смежных предприятиях. В спорных ситуациях занимаем жёсткую позицию в диалоге с работодателями, не идем на поводу администрации, если где-то нарушаются условия Колдоговора, правовые нормы. Некоторые горе-защитники пытаются конфронтацией с работодателем добиться социальных благ, забывая русскую пословицу: «Как потопаешь, так и полопаешь». Мы же работаем под девизом 31 съезда Роспрофжел «В единстве наша сила». Это и даёт положительный результат в социальных вопросах и размерах заработной платы. Самый благоприятный отклик и поддержку мы всегда находим у начальника Московской железной дороги Владимира Ильича Молдавера.
– Каковы ближайшие планы Дорпрофжела?
– Во-первых, добиться выполнения условий Колдоговора в течение года. Во-вторых, к весеннему осмотру устранить все замечания, сделанные в ходе осеннего осмотра. В-третьих, создать социальные паспорта объектов инфраструктуры, из которых было бы понятно, что мы имеем на данном узле и что хотим видеть. Что будет делать дорога, а что местная муниципальная администрация. Например, есть ли у нас на данной станции пересадка на автобусы, есть ли такси, есть ли баня, кинотеатр – всё имеет значение. Или вот комната отдыха на предприятии: сделана на 20 человек, а надо на 30. Как расширить, сколько средств заложить в бюджет, кто отвечает за ремонт – это будет предусмотрено в социальном паспорте. И такой подход к любой проблеме – планомерный и комплексный. Очень важно, что правление ОАО «РЖД» активизировало социальные программы. Дворцы культуры, детские оздоровительные лагеря, пансионаты – на их модернизацию из бюджета компании выделены солидные средства. И уже виден результат: 18 октября открыли прекрасный водно-оздоровительный комплекс в пансионате «Берёзовая роща» в местечке Аксаково Мытищинского района Подмосковья.
– Довольны ли вы работой профсоюзного актива?
– Очень доволен. Я бы отметил председателя профкома в Рязани Владислава Назарова, председателя объединенной профсоюзной организации дирекции по ремонту пути и дирекции по ремонту путевых машин Зинаиду Емельянову, председателей региональных подразделений Юрия Кузина и Бориса Парамонова, председателя профкома локомотивного депо Курск Юрия Челышова. Все наши профсоюзные вожаки – авторитетные, добросовестные люди, которые не щадят ни себя, ни своего времени. Ведь отстаивать интересы железнодорожников – это всегда непросто.
Факты
Дорпрофжел на МЖД – это более 150 тысяч членов профсоюза, 313 профсоюзных организаций, 121 освобождённый председатель профкома. В профсоюзе состоят 96,4 процента работников. В 2011 году с помощью правовых инспекторов профсоюза труженикам без обращения в суд возвращено более 24 миллионов незаконно удержанных сумм.