Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

 МЕЛОДИИ СТАНЦИИ СИВЕРСКАЯ

 

Композитор Исаак Шварц жил и творил вдали от городов

 

«Она была рядом, но с каждой минутой я почему-то ощущал её всё более и более далёкой...Я вдруг подумал, что то ленинградское лето для неё исчезло давно и не тревожит больше, – как покидают и растворяются без следа в прошлом полузабытые детские сны...»  Об этом размышляет,  глядя из окна городского поезда в Киото на медленно ползущие рельсы, русский композитор Илья. И понимает, что завязавшийся год назад, в волшебную пору белых ночей, его роман с пианисткой Юко, прибывшей в город на Неве из Страны восходящего солнца, едва ли будет иметь продолжение.

 

Музыка о любви

Тогда, 35 лет назад, в пору «железного занавеса»  и  намечавшейся «разрядки» фильм авангардиста Сергея Соловьёва «Мелодия белой ночи» с Юрием Соломиным и Комаки Курихарой в главных ролях  показался зрителям трогательным, щемяще-грустным, утончённо-психологичным, но... малодостоверным. Говоря словами соломинского персонажа, в эпоху крылатых ракет и томагавков мы были не в том состоянии, «когда ждут феерических женщин из иных миров». Сегодня-то многим понятно, что советско-японская мелодрама с весьма смелой по тем временам кульминацией вряд ли так уж сильно выделялась в кинематографе семидесятых. Но мы, забывая о прочем, бережно храним и воскрешаем её в памяти благодаря божественной музыке Исаака Шварца.

Светлая, неподражаемая по фирменному шварцевскому мелодизму печаль, сравнимая с плеском набегающих на песчаный берег сумеречных волн, узнаётся и в фильме «Станционный смотритель». Мотивы повести, которая легла в основу его сценария, веком ранее Пушкин подсмотрел здесь же, неподалёку от Сиверской, в Выре. Совсем иного накала, зажигательная мелодия Шварца уже по первым тактам угадывается в знакомом всем с юности фильме «Белое солнце пустыни»,  без просмотра которого, согласно заведённому обычаю, теперь немыслим старт космического корабля.  «Звезда пленительного счастья», «Сто дней после детства», «Дикая собака Динго», «Обрыв», «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и Катюша», «Дерсу Узала» – эти и другие картины являются визитной карточкой Шварца. Всего в активе композитора несколько концертов, более 35 спектаклей, два балета, более 125 разножанровых художественных фильмов. И всё же главная музыка Шварца – это грустная музыка о любви.

Занятно, но в одной старой картине – «Симфония Бетховена», эпизод которой снимался перед войной на Московском вокзале в Ленинграде, юный Изя сам участвовал в массовке: по сценарию пионеры бежали по платформе, махали белыми платочками вслед уходящему экспрессу и провожали в Москву на конкурс своего товарища; его сыграл Марк Тайманов, в будущем пианист и шахматный гроссмейстер. Живя перед войной в столице Киргизии Фрунзе, Шварц через весь город ходил на вокзал, но увы, никуда не уезжал: здесь через репродукторы («колокольчики», как их нежно называл композитор) он слушал радиотрансляцию симфонических произведений из Москвы.

 

Сиверская дачная местность

...Прокладка линии Варшавской железной дороги, соединявшей столицу с самыми западными землями Российской Империи, велась почти одновременно со строительством магистрали Санкт-Петербург–Москва. В 1857 году в 68 км от вокзала открывается станция Сиверская, и на живописные, но труднодоступные до того берега Оредежа, замысловато петляющего в вековом сосновом бору, на «горы», сложенные красным песчаником девонского периода, на заповедный Лялин луг хлынул поток дачников. Железная дорога дала мощный и доныне ещё не исчерпанный импульс развитию Сиверской дачной местности, рассказывает мне директор Информационно-краеведческого центра Гатчинского муниципального района Рашид Ганцев. После Великой Отечественной войны лучшего места для размещения пионерских лагерей и здравниц в окрестностях прошедшего через блокаду города было не найти. По скорости паровозы сороковых-пятидесятых годов ничем не уступали современным электричкам, дорога в Сиверскую занимала те же полтора часа, вспоминает уроженка этих мест, потомственная железнодорожница, главный хранитель музейных сокровищ Лариса Киселёва.

Голодным послевоенным летом 1946 года, окончив первый курс Ленинградской консерватории, куда был принят по рекомендации Д.Шостаковича, Шварц освоил аккордеон, чтобы на каникулах было чем заняться с пользой для отдыхающих и для себя. Зимой 1947 года Исаак Иосифович на поезде впервые приезжает в Сиверскую в составе концертной бригады  областной филармонии, где подрабатывал, будучи студентом консерватории по классу профессора Б.Арапова.  Выступления красивого и элегантного аккордеониста с пышной волнистой шевелюрой пользовались успехом у публики. Что неудивительно: ведь ещё до войны 12-летний Шварц с блестящим исполнением первого концерта Шопена стал победителем смотра молодых дарований. К окончанию консерватории в 1951 году молодой композитор уже был автором Сонаты для скрипки и фортепьяно, струнного квартета, романсов на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, при этом критики уже отмечают у Шварца сочные контрасты лирических и жанровых музыкальных образов, свежесть мелодики и гармонического языка.

Более 15 лет будущий знаменитый композитор приезжал с летними концертами на станцию Сиверская. Местность, словно бы созданная для тихого уединённого творчества, на берегу тихой полноводной реки, с целебным хвойным воздухом вдали от городской суеты и многолюдья Шварцу так понравилась, что у него затаилась мечта поселиться здесь навсегда. Распадается его первый брак, а через много лет его бывшая жена Соня Полонская и дочь Галина выберут путь репатриации. Там же, на далёких берегах, вырастут его внуки Кирилл и Магда, появятся правнуки… Но сам Шварц, воспитанный в отечественной музыкальной традиции, воевавший на фронте, контуженный в результате артобстрела под Харьковом весной 1942-го, вставший на ноги в алма-атинском госпитале – не мыслил своей жизни и творчества без России. И оказался прав – за границей таких духоподъёмных фильмов не ставили, столь искренней,  мелодически богатой и щедрой, по-свойски гостящей в каждом доме, в каждой семье, укоренённой в русских характерах музыки он бы в Израиле наверняка не создал.

 

Дом, ставший музеем

В октябре 1964 года в дачном местечке Кезево близ Сиверской очарованный девственной природой композитор построил дом, в котором жил и творил 45 лет, до конца своих дней. «Жил он очень скромно, очень», – ещё в автобусе по пути в Кезево предупредила меня пожилая попутчица, из местных. Здесь, в уютном маленьком флигеле  в дальнем углу яблоневого сада созданы всемирно известные произведения Шварца, принесшие ему Гран-при многих международных фестивалей, Госпремию РФ, трижды  премию «Ника» –высшую кинематографическую награду России, но главное – искреннюю любовь миллионов телезрителей. Обладатель многогранного таланта,  Шварц писал в широком диапазоне: от грандиозной симфонии «Жёлтые звёзды» до популярной музыки к кинофильмам, и все его произведения нашли дорогу к сердцам меломанов.

Здесь, в Сиверской, народного артиста России называли седовласым волшебником, музыкантом с лучезарными глазами. «Моя родная Сиверская, где живём мы с женой, где живёт наша собака, где пролетают тихие ангелы Пушкина и Набокова...» – так на склоне лет Исаак Иосифович отвечал на вопрос о том, что такое счастье.

Ещё при жизни композитора критиками было подмечено его уникальное свойство не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке. У слушателя невольно возникает ощущение, что пронзительно-печальная, нежная и задумчивая музыка Шварца знает всё, даже то, что мужчина и женщина на экране в самые интимные мгновения не решаются сказать друг другу вслух. «Шварц – необыкновенный человек, интеллигентный, тонко чувствующий. Его высокий интеллект неразрывно связан с духовностью, просто неотделим от неё. Бог одарил его талантом слышать высшие мелодии и выражать их языком ясным и доступным – с помощью музыки. А музыке нас птицы научили», – сказал о композиторе музыковед Б.Кушнер. В экспрессивном состоянии запомнил музыканта часто гостивший в Сиверской режиссёр В.Мотыль: «Я видел Шварца в авралы. Он прогонял из дома всех посторонних, не подходил к телефону. Спал по четыре-пять часов. Беспрерывно курил...»

В 1979 году 56-летний Шварц, всегда сторонившийся всяческих излишеств, женится на 20-летней Антонине Нагорной. Она становится для него всем: и хранительницей домашнего уюта, и первой слушательницей только что наигранных мелодий, и импресарио, и антрепренёром, и поваром,  и секретарём, и водителем. Вместе они душа в душу прожили 30 лет. Антонина Владимировна гостеприимно принимала в Сиверской порой целые делегации, не говоря уже о друзьях и коллегах композитора, среди которых были В.Высоцкий, А.Миронов, А.Куросава, З.Гердт, И.Смоктуновский,  И.Бродский, Б.Окуджава, В.Мотыль...

– Мой муж редко выезжал из Сиверской, – рассказывает мне Антонина Нагорная возле своего компьютера, с колонок которого звучит бессмертная музыка Шварца. –  Но если отправлялся в поездку, – в Москву, в Киев, в Одессу – то предпочитал всегда поезд. В столицу ехал он обычно «Красной стрелой», в мягком вагоне СВ. Здесь ему лучше думалось, возможно, под стук колёс приходили лирические мотивы. Ему очень понравилось, когда в начале 1980-х между Ленинградом и Москвой начали курсировать скоростные электропоезда ЭР-200.

После кончины композитора в конце 2009 года усилиями Антонины Нагорной в Сиверской, создан Мемориальный дом-музей композитора Исаака Шварца. За полтора года работы музея его посетили более 5000 человек, включая туристов из-за рубежа, где также высоко ценят музыкальное наследие Шварца. Пространство мемориального кабинета наполняют предметы, из которых была соткана хрупкая ткань творческой жизни великого музыканта: его любимый рояль «Блютнер», рукописи партитур и клавиров, фонотека, библиотека. Обширные галереи фотодокументов прослеживают не только всю длительную и богатую событиями жизнь композитора, но и эпоху, в которой он творил.

Игорь ЛЕНСКИЙ

Ленинградская область, станция Сиверская.

Сентябрь 2012