ВСТАВНОЙ ЗУБ ДЛЯ САДОВОДА
Владимир Путин дал новый импульс «дачной амнистии», одновременно признав, что прогрессивные нововведения в законодательстве после апробации упёрлись в чиновничью лень и нерасторопность. Помимо очевидных для всех причин фальстарта – дороговизны землеустроительных работ, отсутствия подзаконных актов, обещанных народу доступных тарифов – есть ещё одна, не лежащая на поверхности. Чиновникам райцентров, который год от имени государства привычно распоряжающимся ускользающей теперь землёй, просто не резон вот так запросто и за здорово живёшь передавать права собственности на неё дачникам. Глупо даже. Вот если бы в аренду - с её ежегодным перерасчётом ставок, закатами-откатами, перманентно возобновляемыми вопросами в духе «разрешить - отказать», «согласовать - отложить», «продлять - не продлять» - тогда другое дело.
И всё же если бы закон ограничился участками, находящимися в пользовании граждан, едва ли бы он встретил столь мощное подспудное сопротивление бюрократии. Однако депутаты Госдумы, не ограничиваясь полумерами, внесли в «дачную амнистию» весьма многозначительный по своим последствиям пункт: «Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность дачного объединения бесплатно». Весьма своевременная идея!
Земли общего пользования и проходящие по ним подъездные дороги, электроподстанции, линии электропередачи, система газо- тепло- и водоснабжения, коммунальные объекты вроде избушки правления, домика сторожа, медпункта, спортплощадки – это главнейший признак садоводческого товарищества, именно то, что отличает его от обыкновенной группы домов, стоящих по соседству, как на хуторе. Заметим, что общественные земли составляют от 10 до 30% территории любого садоводческого товарищества, а общая их площадь только в Подмосковье составляет десятки тысяч гектаров. Именно за эти богатства и развернулась сейчас отчаянная схватка между дачниками и чиновниками. Предстоящая передача в собственность окажется совсем не дармовой, как можно было ожидать, ведь предварительные расходы садоводов на межевание и составление кадастровых планов общественных земель обойдутся в круглую сумму. Удешевлять эти расходы, как то предписывает закон, муниципалитетам нет практического смысла, ибо землеустроительные организации по сложившейся скверной традиции всюду очень близки к местным властям, платят им регулярную дань не только взаимным уважением. В этом, пожалуй, главная причина того, что почти ни в одном регионе, включая Московскую область, нормативные акты, закрепляющие предельные цены на кадастровые услуги, не приняты.
С другой стороны, районные администрации, дабы полностью не утратить контроль над общественными землями садоводческих товариществ, нашли изобретательный ход - загодя разметили их генпланами под муниципальные объекты. До 2005 г. генплан сельского поселения в отличие, скажем, от постановления о резервировании земли под конкретный объект, не имел юридически закрепленного статуса документа, подлежащего обязательному исполнению. По жизни генплан был чем-то вроде декларации о намерениях. Именно так его до сих воспринимают в структурах государственного земельного кадастра (Роснедвижимость), где никакого надзора за принимаемыми органами местного самоуправления генпланами не осуществляют. «Генпланом можно запланировать хоть египетские пирамиды, мы на это не реагируем - пояснил мне остряк в областной Роснедвижимости. – Вот если эти пирамиды действительно начнут строить на землях сельхозназначения, то наш инспектор приедет и составит административный протокол». Однако последняя редакция Градостроительного кодекса содержит важную новацию. Впервые установлено, что документы территориального планирования, в их числе – Генплан, «являются обязательными для органов госвласти, органов местного самоуправления» при принятии ими решений и реализации таких решений. За неисполнение генплана положена ответственность (неясно, впрочем, какая). Нигде не определено, на какое время рассчитан генплан, однако в головном институте ВНИПИ Генплана Москвы и Московской области уверены, что на 20 лет. Что касается столицы, то столь внушительный срок, вероятно, оправдан. Но в деревне генплан так долго не живёт.
Рвение провинциальных чиновников, вопреки «дачной амнистии» не собирающихся уступать садоводам ни пяди их общественных земель, порой приобретает анекдотический характер. Так, в Мытищинском районе некий сановный умник с глазами цвета воронёной стали нарисовал в генплане «вставной зуб» садоводческому товариществу, разметив внутри его площадку размером с половину футбольного поля под муниципальное предприятие торговли, эдакий гипермаркет посреди дач. Причём столоначальника не смутило, что торгово-питейный объект как на грех оказался запроектирован окно в окно напротив командного пункта, казармы и оружейной комнаты зенитно-ракетного дивизиона, защищающего Москву!
Такие случаи в Подмосковье носят, к сожалению, распространённый характер. Нередко объекты социального назначения размещаются земельными начальниками не в заявленных целях, которые являются фиктивными, а ради удобного отчуждения у садоводческих объединений крупных земельных участков и дальнейшей их продажи на сторону с использованием административного ресурса. Как иначе расценить 7 крупных торговых объектов на 35 жителей деревушки или планирование в дачном товариществе детского сада, который заведомо никогда на средства садоводов построен не будет? Пекущиеся подчас как пироги, экспромтом, без детального анализа ситуации, без должной проработки, без совета с дачной общественностью, которая в Московской области, как правило, не является для районных властей избирательным электоратом, генпланы сельских поселений в руках чиновников иной раз становятся инструментом саботажа «дачной амнистии». Красиво расчерченные цветистые карты размером со стену отражают стратегию укрупнения населенных пунктов, постепенного перевода земель сельхозназначения и расположенных на них садоводческих товариществ в земли поселений с принципиально иным, чуждым для дачников правовым режимом. Обратной стороной неминуемого процесса урбанизации становится вольница для муниципальных чиновников, ограничение прав объединений садоводов, как первого, самого нижнего уровня местного самоуправления. Разве для этого затевалась реформа?
Сегодня надо признать: определённому слою управленцев «дачная амнистия» оказалась просто невыгодной. Ударила, прямо скажем, по их личному карману. Смогут ли дачники Подмосковья в этих обстоятельствах воспользоваться преимуществами инициированного президентом закона, легализовать свои выстраданные права на недвижимость?
***
Явно обозначился такой фактор как саботаж амнистии со стороны земельных чиновников в районных администрациях. Передавать в собственность товариществам земли общего пользования бесплатно (как предписывает новый закон) они желанием не горят. Такая халявная приватизация не входит в их интересы.
Инструментом саботажа дачной амнистии становятся Генпланы. Как-то в одночасье оказалось, что все земли общего пользования в дачных кооперативах расписаны чиновниками архитектуры под некие муниципальные нужды!
Сейчас Генпланы (по крайней мере, в Подмосковье) имеются на каждый населенный пункт. И отражают они не что иное, как стратегию укрупнения поселений – то есть Генплан деревни рисуется в широких границах: вместе с близлежащими дачными товариществами, землями под ИЖС и проч. Земли сельхозназначения незаметно переводятся в земли поселений: там для чиновника вольницы больше. Когда дачник пытается зарегистрировать свои излишки, ему в ответ – а вы, любезный, не вписываетесь в Генплан! Тут у нас, между прочим, магазин запланирован, а тут библиотека, сквер, тут баня, а тут спортплощадка, аптека, кафе и т.д.
Шаг ступи за калитку, и уже что-то запланировано!
К примеру, в деревне Троице-Сельце Мытищинского района (20 км от МКАД) прописано 35 человек, в основном - пенсионеры. Сегодня здесь нет даже захудалой продуктовой палатки – не для кого торговать. А Генплан, который подгреб в черту деревни все окрестные товарищества, предусмотрел аж семь (!) предприятий торговли, каждое на участке в 15-25 соток. У проектировщика безудержная фантазия: вот вам на бумаге кафе, ресторан, вот - детский сад. Не хватает только концертного зала!
К настоящему времени, спустя три с половиной года после принятия упомянутого Генплана, ни один из «объектов соцкультбыта» не построен и даже не в стадии. Не беда, отвечают мытищинские чиновники, Генплан рассчитан на 20 лет. То-то еще будет. Скажете, это даже и не Генплан, а так – фантазия, мечта? Обжаловать? Попробуйте в суде признать мечту «недействительной»!
Вот так лакомые участки земли в товариществах власти путем «распределения компетенций» застолбили за собой на десятилетия вперед. Недоступны они садоводам. Попробуй, отними!
Выкупная кадастровая цена земли под торговыми объектами в 4 раза выше, чем под дачными участками. Под дачными она – подозрительно дешевая, от 300 до 900 рублей за квадратный метр. Легализовать в собственность дачные излишки чиновникам просто невыгодно. Глупо даже, полагает местное начальство.
Сейчас в районных подразделениях архитектуры новые Генпланы пекут как пироги. Чтобы саботировать упавшую как снег на голову «дачную амнистию» земельным бюрократам это самый нужный сейчас документ. И не подкопаешься: всюду красиво расчерченные цветистые карты, соблюдено «функциональное назначение и градостроительное обоснование».
А я думаю, что такое «генпланирование» в Подмосковье проводится не в заявленных целях, которые являются фиктивными, а ради удобного отчуждения крупных земельных участков и дальнейшей их продажи с использованием административного ресурса. И примеров – пруд пруди.
Дмитрий ДЕРЖАВИН