СБЕРЕЧЬ ЛЮДЕЙ, СОХРАНИТЬ КОЛЛЕКТИВ МАГИСТРАЛИ
Главные задачи на 2013 год, приоритеты и перспективы развития Мосузла обсуждены в День информирования
на Московской железной дороге
25 марта в ОАО «РЖД» во второй раз прошёл общекорпоративный день информирования, посвящённый результатам деятельности холдинга в 2012 году и главным задачам на 2013 год. В рамках мероприятия в управлении Московской железной дороги выступил с информационным докладом и ответил на вопросы железнодорожников начальник МЖД Владимир Молдавер.
Три новых бизнес-блока
Общекорпоративный день информирования в большом зале управления МЖД начался с просмотра видеообращения президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и других руководителей компании ко всем работникам холдинга.
– Завершены основные преобразования в организационной структуре компании, – отметил Владимир Иванович главные итоги 2012 года. – Осуществлён переход от территориальной системы управления к модели управления по видам бизнеса. Созданы вертикали управления по всем основным видам деятельности. Завершено формирование ключевого филиала инфраструктурного блока компании. С 1 октября 2012 года все дороги функционируют в качестве Региональных центров корпоративного управления.
Всего в компании предполагается создать три бизнес-блока: «Пассажирские перевозки», «Транспортно-логистический», «Инфрастуктура». В 2013 году усилия всего коллектива холдинга должны быть сосредоточены на повышении внутренней эффективности и снижении издержек. Остановившись на транспортно-логистической миссии ОАО «РЖД», глава холдинга отметил важность приобретения мировой лидера в области транспортной логистики – компании Gefco, подчеркнул, что в текущем году предстоит наращивать объём пригородных и дальних пассажирских перевозок и грузоперевозок. Большое значения, отметил В.Якунин, имеют международные проекты ОАО «РЖД», которые в 2013 году получат мощный импульс к развитию.
– Тактические и стратегические цели компании понятны, – продолжил Владимир Молдавер после видеотрансляции. – Политика холдинга по всем направлениям раскрыта ясно и убедительно, все мы её поддерживаем и приложим усилия к тому, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
В русле современных технологий
В 2012 году производственная деятельность на Московской магистрали проходила в непростых условиях, сообщил начальник МЖД в информационном докладе, который транслировался в селекторные студии регионов. Задачи, которые были поставлены перед дорогой и территориальными дирекциями, выполнены. Пассажирооборот вырос на 8,4%, а в пригородном сообщении динамика, достигнутая на МЖД, определила показатели всей компании. На Московской магистрали в 2012 году перевезли 624 млн пассажиров, а это рост к 2011 году на 11,6%. Доля пригородного сообщения на дороге составляет более 60% от сети. Задание по производительности труда также выполнено с ростом к 2011 году на 4,4%. Увеличена погрузка, достигнут роста грузооборота. Отрадно, что в минувшем году динамика грузооборота превысила докризисный 2008 год. Отказы технических средств на полигоне дороги снизились на 6,5%. На 36% уменьшился производственный травматизм.
– В 2012 году мы внедрили ряд новых современных технологий, – рассказал Владимир Молдавер. – Открыт технологический центр управления пригородным комплексом. Продолжаем работу по оборудованию автоматической системой визуального и громкоговорящего оповещения пассажиров в пригородном сообщении. Реализуем очередной этап мероприятий по организации пассажирского движения на Малом кольце. Создаются центры обучения с отрывом от производства. И первый такой центр для локомотивщиков стабильно работает на станции Пресня. Получили 14 новых электропоездов, шесть рельсовых автобусов. Проводили работы по совершенствованию технологических процессов и внедрению технических новшеств. Цель, в первую очередь, сокращение эксплуатационных затрат и повышение производительности труда. Продолжаются работы по усилению инфраструктуры, выполнен комплекс мер по усилению всех хозяйств. Все средства, которые выделялись по инвестиционным программам, капитальным ремонтам, полностью нами освоены. Тем самым мы укрепили техническое состояние инфраструктуры.
Всеми видами ремонта, сказано в информационном докладе, отремонтировано 1042 км пути. Увеличена скорость движения пассажирских поездов на 426,6 км. Реализованы меры по сокращению постоянно действующих ограничений скорости.
Важным итогам прошедшего года стало образование Московского регионального и Центрального межрегионального координационных советов. Это позволило оперативно обсуждать наиболее острые вопросы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами и находить оптимальные пути их решения.
Сделано много, предстоит ещё больше
– В полном объёме на Московской магистрали выполнен коллективный договор, – с удовлетворением отметил Владимир Ильич. – Повышение заработной платы на полигоне дороги осуществлялось на основе роста производительности труда и достигло на перевозках 38630 рублей. Рост зарплаты к 2011 году составил 7%.
ФАКТЫ
В течение года московским железнодорожникам была оказана корпоративная поддержка при приобретении квартир. Такой поддержкой воспользовались 222 работника МЖД. Из них 118 человек, в том числе 50 молодых специалистов – работники в возрасте до 30 лет. Безвозмездные субсидии получили 90 работников, в семьях которых родились дети в период выплаты задолженности по ипотечному кредиту, и девять очередников льготной категории.
– Много сделано в 2012 году, – сказал В. Молдавер. – Но ещё больше предстоит сделать в 2013 году – юбилейном для компании ОАО «РЖД». Конъюнктура рынка, которая сегодня сильно влияет на нашу основную деятельность, тревожит. За два последних месяца этого года мы уменьшили грузооборот, сократили погрузку. Углубление мирового финансового кризиса отражается и на нашей стране, что заставляет нас очень взвешенно и осторожно оценивать перспективы 2013 года. Да, огромные деньги выделены государством через федеральные целевые программы – для того, чтобы осуществлять комплекс мер технического характера для развития инфраструктуры Московского железнодорожного узла. В ответ мы должны сделать всё возможное для повышения внутренней эффективности.
Для обеспечения стабильной работы на МЖД разработан ряд антикризисных мер по всем направлениям и видам деятельности. В первую очередь, они направлены на сокращение расходов и повышение доходов. Главным образом, за счёт улучшения эксплуатационной деятельности. Ряд организационных мер подготовлен для того, чтобы плавно и без больших потерь преодолеть негативные тенденции, которые задаёт рынок и кризисная макроэкономическая ситуация.
– Реализация разработанных нами мер позволит на 5% сократить эксплуатационные расходы, добиться повышения производительности труда, – прогнозировал начальник МЖД. – Одна из главнейших задач года – это сохранение коллектива дороги. Через внедрение новых технологий, через организационные меры, оптимизацию мы должны преодолеть объективные трудности и проблемы. Но так, чтобы при этом сохранить контингент персонала дороги, не допустив сокращения наших работников. Вот пять основных задач мы поставили перед собой в 2013 году.
Задание на год
Первая задача – это синхронизация производственной деятельности всех структурных подразделений (о чём говорил президент компании Владимир Якунин) в части изменения системы управления холдингом.
– Существующая модель управления, на которой мы все выросли, сегодня вызывает очень много вопросов, – сказал В.Молдавер. – Необходимо время, чтобы состоявшееся реформирование всё поставило на свои места. Конечно, без ошибок тут не обойтись, главное, чтобы они не были болезненными, чтобы не потерять в столь сложное время управляемость компании. Чёткая и скоординированная работа всех структур холдинга – это залог успеха.
Сегодня сформирован широкий набор механизмов управления в новых условиях. Начальник дороги имеет достаточно полномочий, чтобы координировать работу всех подразделений и структур в границах полигона МЖД. Основные нормотворческие документы – это регламенты, сейчас действуют 229 регламентов, определяющих взаимодействие структурных подразделений, работающих в границах дороги. В первую очередь, это регламенты взаимодействия между территориальными подразделениями функциональных филиалов. Работает такой эффективный рычаг корпоративного управления как Региональная оперативная комиссия. Одним из важнейших инструментов взаимодействия участников транспортного рынка являются координационные советы. Многосторонний диалог в рамках советов позволяет находить пути решения любых вопросов.
Вторая задача. Реализация согласованных мер по реконструкции Малого кольца МЖД под пассажирское движение. Этот проект имеет выраженную социальную значимость. Он позволит решить проблему транспортной доступности в Мосузле, прежде всего – в городе Москве. Предстоит осуществить огромный комплекс работ по модернизации кольцевой магистрали. Построить 31 остановочный пункт, из них 19 крупнейших транспортно-пересадочных узлов.
– В 2012 году мы освоили более 5 млрд. рублей инвестиционных средств, в этом году предстоит освоить более 13 млрд. рублей, – сообщил Владимир Ильич. – Хочу отметить очень активную поддержку правительства Москвы и выполнение им взятых на себя обязательств. Это даст возможность уложиться в намеченные сроки: пассажирское движение по Малому кольцу должно начать функционировать в четвёртом квартале 2015 года.
Третья задача. Организация движения ускоренных комфортабельных электропоездов на участке Москва – Новопеределкино для своевременной и безопасной перевозки пассажиров в московский район Солнцево. Движение по этому участку должно быть открыто ко Дню железнодорожника в августе 2013 года. Это ещё один серьёзный проект, который выступает альтернативой метрополитену. Сегодня экономически обоснованным приоритетом у правительства Москвы и федеральных властей является железнодорожный транспорт, развитие железнодорожной инфраструктуры, отмечено в докладе. На реализацию железнодорожных проектов целевыми программами, как городскими, так и федеральными, выделяются достаточные средства. Жаловаться на недофинансирование никто не может, надо грамотно, эффективно и своевременно осваивать инвестиции.
Новые учебные центры на МЖД
Четвёртая задача МЖД, на которой остановился В.Молдавер, это реализация комплекса мер по улучшению использования локомотивов и локомотивных бригад. Стратегическая цель – организация пилотного проекта центра управления тяговыми ресурсами. Такого центра, который учитывает специфику Московской дороги.
– Вы знаете, что создаются полигонные центры управления тяговыми ресурсами, но там другие задачи, – пояснил начальник дороги. – Мы формируем центр для адаптации к нашей развитой сети пригородных перевозок в сочетании с дальними пассажирскими перевозками. С 1 апреля мы запускаем данный центр в опытную эксплуатацию. Цель – эффективно использовать наши важнейшие ресурсы, локомотивы и локомотивные бригады, предполагая сокращение непроизводительных потерь, которые сегодня очень велики. Это те самые внутриотраслевые непредвиденные потери, которые мы должны во что бы то ни стало приостановить. В полном объёме, я считаю, этот центр заработает с 1 октября 2013 года.
Пятая задача. Это повышение профессионального уровня работников дороги. Вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов в выступлении по видеотрансляции определил цели и задачи общекорпоративного центра в кадровой политике. На МЖД, в свою очередь, ещё полтора года назад определены стратегические задачи в этой сфере.
– Мы понимаем и отстаиваем свою позицию, – сказал В.Молдавер. – Подготовкой и обучением кадров должен заниматься корпоративный центр управления. Это единый кадровый резерв, единый кадровый потенциал. В 2011 году мы организовали первый центр подготовки локомотивных бригад с отрывом от производства на станции Пресня. Добились позитивных результатов в плане подготовки локомотивщиков, повышения их знаний, овладения навыками. Имея опыт работы Пресни, сегодня мы работаем над созданием аналогичного учебного центра для инфраструктуры. В этом году мы его должны запустить в полном объёме. Это крупнейший центр, такого нет нигде в России. Также мы создаём центр подготовки с отрывом от производства для работников дирекции управления движением на станции Перово. Центр будет открыт в этом году.
Большие задачи стоят по освоению инвестиционной программы. Значительные средства, выделенные для модернизации существующей и строительства новой инфраструктуры, требуют полной мобилизации сил.
– При соблюдении установленного графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов нам надо до 2020 года построить 250 км дополнительных железнодорожных путей в Московском пригородном узле, – объявил начальник дороги. – На таком небольшом пятачке построить столько, сколько за весь советский период в Мосузле не строили! Задачи, прямо скажу, непростые. Помимо строительства надо внедрять новые технологии. Прежде всего – процессный подход, чтобы добиваться повышения эффективности как перевозках, так и в других аспектах деятельности. Подводя итог, хочу сказать: сделали много, а предстоит ещё сделать в разы больше!
После информационного доклада желающие задали вопросы начальнику дороги. Андрей Жуков, начальник отдела управления персоналом Московской дирекции тяги в связи с окончанием в 2013 году действия коллективного договора интересовался, сохранятся ли ныне действующие льготы и гарантии в новом колдоговоре.
– На прошлой неделе мы проводили региональный социально-экономический форум и подводили итоги колдоговора за 2012 год, – ответил В.Молдавер. – Социальные партнёры пришли к выводу, что основные условия колдоговора на Московской магистрали выполнены. Мы подготовили обращение, чтобы условия действующего до 2013 года колдоговора были сохранены и в следующем, который сейчас разрабатывается. Как сказал вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, это будет более адресный коллективный договор, в нём будет более тщательно прописана персонификация – на принципах страховых, пенсионных. Считаю, что это правильно, профсоюз нас тоже поддерживает. При этом все мы должны понимать главное: всё зависит от того, сколько мы с вами заработаем. Потому что коллективный договор – это не манна небесная, которая сыпется нам на голову. Это деньги, которые мы сами зарабатываем, и которые можем и вправе использовать на социальные нужды.
Начальник отдела дирекции управления движением Ирина Романова спросила начальника дороги о том, как будут меняться задачи РЦКУ в процессе дальнейших структурных преобразований на сети.
– В системе управления идут непрерывные изменения, – пояснил Владимир Ильич. – И сегодня вертикально интегрированные структуры, которые взяли на себя хозяйственные функции, по оценке президента компании, ещё не в полной мере могут осуществлять эту хозяйственную деятельность. Вот пример. Служба гражданских сооружений была передана в Центральную дирекцию инфраструктуры. Когда на ассамблее начальников железных дорог увидели и обсудили проблемы, возникшие с полной хозяйственной деятельностью дирекции инфраструктуры, то предложили президенту компании вернуть эти службы в состав регионального центра. С 1 апреля службы гражданских сооружений опять будут переданы на хозяйственную деятельность в региональные центры корпоративного управления. Это показывает, что рост компетенций требует времени. Желательно, чтобы процесс роста происходил быстро и безболезненно. Но учиться хозяйственной деятельности не так-то легко и просто. Вот для этого сегодня и есть корпоративное управление со стороны РЦКУ Московской магистрали. Важно также, что нам удалось отстоять заместителей начальника дороги в регионах.
Думаю, что какие-то ещё изменения вполне могут быть в процессе становления управления холдинга. Если вертикально-интегрированные структуры быстро научатся управлять хозяйственной деятельностью, и мы в РЦКУ будем с высоким качеством технологически и корпоративно координировать деятельность новых структур, то через несколько лет о нынешних трудностях забудем. Новая система управления закрепится и будет эффективно работать. Нужно только время, и всё у нас получится! – на мажорной ноте завершил беседу с работниками МЖД Владимир Молдавер.
Игорь ЛЕНСКИЙ