Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

«КАМАРАД! КАМАРАД!»

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В середине октября бои с гитлеровцами достигли громадного напряжения. Грохот орудий был настолько сильным, что ночами часто будил пилотов и не давал им сомкнуть глаз. Советская авиация, совершая множество боевых вылетов каждый день, существенно помогала наземным войскам. В их составе интенсивно действовали и «нормандцы».

Зелёная ракета над главным командным пунктом аэродрома Антоново позвала в бой. Группа истребителей взмыла в небо. Восемь Як-3, ровно гудя моторами, мчались на запад – к линии фронта, прикрывать наступающие войска. Впереди ведущая пара: Пуйяд и Ларийон, за ними в правом пеленге – Альбер и де ля Пуап, Перрен и Монье, де Сен-Фаль и Эмоне. Проскочили Шталлупенен, на горизонте в багряном фронтовом зареве виднелся Гумбиннен. Над фронтовой станцией наведения группа круто развернулась. Полковник Пуйяд связался по радио с представителем полка Пистраком, который проинформировал его о том, что ожидаются повторные налёты немецких группировок. Пуйяд, подав сигнал о маневре, повёл группу по кругу.

Вчера отличились – сбили больше двух десятков гитлеровских машин, не потеряв ни одной своей. Такие пилоты, как Альбер, Ренэ Шалль, Карбон, Перрен, Кюффо, сбили по два вражеских самолета, а де ля Пуап – даже три. А как будет сегодня? Что готовит судьба?

Все встрепенулись, когда Пистрак передал сообщение о появлении большой немецкой группировки. В эфир отправилась первая команда Пуйяда: «Раяки, подготовиться к бою!». Не зная состава и численности противника, он всё же заранее предупредил подчиненных: «Внимание! Если будут бомбардировщики, то на первое время силы распределяю так: я, Ларийон, Перрен и Монье бьём по бомбардирам, а остальные по истребителям. В дальнейшем по обстановке...».

Тайное стало явным. На порозовевшем фоне гумбинненской стороны показалась большая вражеская орда: полторы дюжины бомбардировщиков «Юнкерсов-87» и больше двух десятков истребителей «фокке-вульф-190». В наушниках раздался удивлённый голос Альбера: «А «фоккеры»-то с бомбами!»

Раздалась команда Пуйяда: «Раяки, в атаку!»

Немецкие зенитки умолкли. Над ними проходила родная армада. А когда пронеслись стремглав восемь Яков, они не успели их встретить огнём.

«Юнкерсы» летели на высоте восемьсот метров, а «фокке-вульфы» с небольшим превышением. Пилоты немецких истребителей, увидев мчавшихся на них горстку Яков, к тому же зная скованность своих машин при подвешенных бомбах, решили десятью самолётами атаковать противника в лоб, а остальным вместе с «юнкерсами» приступить к бомбометанию. Но «нормандцы» перехитрили их. Они на ходу разделились на две группы, и каждая из них устремилась к своему противнику. Четвёрка Пуйяда ударила по «юнкерсам», а две пары Альбера атаковали истребителей, чтобы связать их боем.

Занять позицию незначительного превышения  мешала низкая облачность. Пуйяд и его ведомые, полого пикируя, дружно напали на «юнкерсов», перестраивавшихся из походного строя в боевой – для бомбометания. Не теряя ни секунды, они атаковали их на встречнопересекающемся курсе, прицеливаясь под ракурсом три четверти, быстро и надежно. Как только в прицелах появились цели, на расчётном расстоянии от перекрестия открыли огонь. Светящиеся трассы резанули по моторам и крыльям «юнкерсов», а «нормандцы» проскочили вниз. Вторая атака четвёрки Пуйяда, сзади, снизу, оказалась ещё успешнее. Сблизившись с гитлеровцами, они, почти в упор, ударили по «юнкерсам», а сами крутыми горками ушли вверх, под облака.

Альбер и его напарники сорвали лобовую атаку гитлеровцев резким уходом в сторону, а затем, внезапным доворотом машин к «фокке-вульфам», атаковали их сбоку, под ракурсом «четыре четвёртых». Сближаясь с ними до предельно малых дальностей, открыли результативный огонь, а сами прорвались вниз под истребителей, и атаковали «фокке-вульфов», уже занявших боевые позиции, чтобы бомбить и обстреливать наземные войска. Точный огонь завершил атаку падением горящих «фокке-вульфов» к земле и уходом подбитых за пределы фронта.

Немалое смятение охватило вражеских пилотов, когда они увидели шесть горящих «юнкерсов» и трёх дымящих. Четыре пылающих «фокке-вульфа» падали сверху на бомбардировщиков. Один из них задел «юнкерса». Началась паника. Бомбометание не состоялось. Пилоты «юнкерсов» вывалили бомбы куда попало и торопливо покинули плацдарм боевых действий. Часть истребителей освободилась от бомб прямо над своими войсками и направилась атаковать Яки.

Поле боя превратилось в немыслимое переплетение атакующих и обороняющихся самолётов. Сверкающие огненные трассы рассекали воздушное пространство во всех направлениях. Низкая облачность стесняла вертикальное маневрирование, однако падающих и горящих машин больше не было видно, так как стрелять в такой толчее было опасно для своих же пилотов. «Нормандцы» в первую очередь атаковали «фокке-вульфов» не сбросивших бомбы, не пуская их в сторону советских войск, и заставили их вывалить свой опасный груз неприцельно, что тоже было немалой победой.

Ларийон, заметив, что пара гитлеровцев атакует Монье, бросился на выручку. Прицелившись по ведущему, он поджёг мотор его самолёта.

Гитлеровец рванул окутанную дымом машину в сторону Яка, разворачиваемого Ларийоном, и они столкнулись. Основательно повреждённый вражеский самолёт упал на землю. Ларийон с трудом справился с пилотированием аварийного Яка, на малой высоте вывел машину в горизонтальный полёт и направился на аэродром.

Эмоне, приловчившись, атаковал пару «фокке-вульфов». Прицелившись по ведомому, он поразил его длинной очередью из пушки и пулемётов. Не следя за хвостом своей машины, проводил взглядом падающий «фокке-вульф», и в эти мгновения снаряды и пули ударили в бронеспинку его машины. Что-то обожгло ноги. Як загорелся и понёсся к земле. С большим трудом Эмоне сбросил кабинный фонарь и вывалился из кабины, еле успев выхватить кольцо парашюта. Белый купол так его тряхнул, что он потерял сознание и свалился на нейтральную полосу, между двумя фронтами, на плохо наезженную полевую дорогу. Истекающий кровью Эмоне отсчитывал последние часы своей жизни.

...Боевой экипаж бомбардировщика Пе-2, отбомбившись по железнодорожной станции Эйдкунен, направился на восток. Штурман самолёта, старший лейтенант Степан Якубов сказал по внутренней связи командиру экипажа младшему лейтенанту Василию Ковалю:

- Можешь поздравить, прямое попадание в составы с горючим и боеприпасами.

- Видел, подтверждаю! - пробасил стрелок-радист Николай Данилушкин.

- Николай, передай в штаб полка: задание выполнено. Возвращаемся.

И в эту минуту белое пламя разрыва зенитного снаряда разрослось перед кабиной громадным бутоном. Члены экипажа не сразу поняли, что случилось. Тяжёлый самолет встряхнуло и подбросило вверх, будто легкомоторный биплан. У Василия, коренастого и мускулистого молодца, штурвал вырвало из рук. Василий поймал его, резко отклонил ногой педаль и с трудом вернул самолет в первоначальное положение. И тут раздался новый взрыв справа от кабины. Осколки ударили в правый мотор и по кабине.

Машина слушалась рулей, и Василий надеялся довести её до аэродрома. Но поперхнулся правый мотор, сбавил обороны и остановился совсем. Из-под его капота показались языки пламени, которые стали подбираться к кабине. Дым с запахом бензина и горелого масла заполнил все отсеки кабины. Дышать было трудно. Борясь с резким снижением самолета, Василий взглянул на Якубова и испугался. Лицо того заливала кровь.

- Степан, ранило?

- В голову. Нечем дышать. Задыхаюсь...

- Радист, чего молчишь?

- Осколок в плече...

- Друзья, мы не дотянем до дома. Кругом лес, при падении погибнем. Под нами линия фронта... Приказываю покинуть машину, воспользуйтесь парашютами!

Выбора не было. Штурман и стрелок-радист с помощью командира экипажа, оставили самолёт...

Раскрывшийся парашют так тряхнул Якубова, что он застонал от боли. Но, взглянув в сторону, замер. На него пикировал «мессершмитт-109». «Смерть преследует, не уйти от неё, - с горечью подумал он. Послышался дробный перестук авиационной пушки и пулемётов. - Всё, сейчас полоснет. Прощайте, люди добрые!» Но стрельба прекратилась. Якубов взглянул в сторону вражеского самолёта и обрадовался. Гитлеровец спасался бегством, а его преследовал Як-3, пилотируемый французским летчиком - на фюзеляже его машины светилась белизной молниеносная стрела. «Спас!»- только и успел произнести Якубов и грохнулся на кусты. Освободившись от подвесной системы парашюта, он продрался сквозь кустарник, выбрался на грунтовую дорогу и направился на восток, вдоль следов, оставленных траками танка. Он понял, что приземлился на нейтральную полосу, и что надо добираться до боевых позиций советских войск. Совсем скоро, через сотню шагов, Якубов заметил белевший на дороге парашют и неподвижно лежавшего лётчика. Якубов поспешил к нему и ужаснулся. Тот лежал в окровавленных бриджах и с мольбой в глазах смотрел на него, а затем тихо воскликнул:

- Камарад, «Нормандия»! Франсе, Эмоне!

«Это же пилот из соседнего французского полка», - догадался Якубов. Он торопливо перевязал раненные ноги лётчика, взвалил его на плечи и пополз к своим с черепашьей скоростью. И вдруг раздался нечеловеческий крик француза: «Камарад! Камарад!»

Якубов оглянулся и застыл. Прямо на них, оглядываясь по сторонам, бежали три гитлеровца. Якубов выхватил пистолет и выстрелил первым. Но, волнуясь, не попал – пуля прошла мимо. Только с повторных выстрелов уложил первого, а затем второго фашиста. Третий, самый сильный из них, бросился на Якубова. Сцепившись, они упали на траву. Взгляд на лежавшего француза придал сил Якубову, и он рывком прижал немца к земле, схватил за глотку и что было силы сдавил её. Гитлеровец задохнулся.

Вновь взвалив на плечи Эмоне, Якубов пополз. Но тут возникла опасность - немцы открыли огонь по ползущему офицеру. С русской стороны загремели пушки, заставившие на какое-то время умолкнуть вражескую стрельбу. От переднего края бежали советские солдаты. Потребовалось две минуты, чтобы Якубов и Эмоне оказались в расположении советских войск. Вскоре их доставили в медсанбат. К счастью, они выжили, а дружба, скреплённая кровью, связала Якубова и Эмоне на всю жизнь.

Не добившись превосходства и понеся потери, посрамлённые гитлеровцы улетели на свою сторону. Пуйяд привёл на аэродром только шесть победителей. Командир дивизии знал, что в этот день «нормандцы» сбили двенадцать самолётов противника и поставил их в пример соседним полкам.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru