Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
26 лётчиков и техников полка «Нормандия-Неман» находились в годы Великой Отечественной войны на излечении в 7-м Центральном военном клиническом авиационном госпитале Министерства обороны Российской Федерации. 25 ноября 2005 года на территории госпиталя был открыт мемориал, посвящённый пребыванию в нём французских лётчиков полка «Нормандия-Неман». На бронзовой доске постамента надпись: «В этом госпитале в период с 1942 по 1945 год проходили лечение и обследование французские лётчики истребительного полка «Нормандия-Неман», входившего в состав ВВС Красной Армии».
26 лётчиков и техников полка «Нормандия-Неман» находились в годы Великой Отечественной войны на излечении в 7-м Центральном военном клиническом авиационном госпитале Министерства обороны Российской Федерации. 25 ноября 2005 года на территории госпиталя был открыт мемориал, посвящённый пребыванию в нём французских лётчиков полка «Нормандия-Неман». На бронзовой доске постамента надпись: «В этом госпитале в период с 1942 по 1945 год проходили лечение и обследование французские лётчики истребительного полка «Нормандия-Неман», входившего в состав ВВС Красной Армии».

В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АВГУСТА


От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 7 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В последний августовский день над аэродромом колыхалось марево разогретого солнцем воздуха. А на высоте по-летнему голубело небо, и плыли по нему лишь две белесые тучки.

Пилоты, расстегнув полы демисезонных курток, сидели тесным кружком в курилке. Они только вернулись с тяжёлого боевого вылета и собрались подымить, прийти в себя после воздушной страды. Было не шумно, пока они не упросили старшего лейтенанта Бегина рассказать о результатах вылета. Он, окинув внимательным взглядом посерьёзневшие лица коллег, начал рассказывать:

- Русские верны своему слову. Освободив ельнинские земли, ведут бои по освобождению Смоленска. На земле и в воздухе продолжаются яростные бои. Немцы, чтобы удержаться, подбрасывают новые эскадры истребителей и бомбардировщиков. А Ельню, прежде чем оставить, решили сравнять с землёй. Вот мы её и прикрывали. Боже, что там творилось! Мы увидели внизу под нами горящий город, а на подходе к нему два десятка «юнкерсов-87» в сопровождении восьми «фоккеров». Мгновенное решение, и Лефевр со своей четверкой устремился к «фоккерам» и связал их боем, а я с остальными пилотами ударил по бомбардировщикам. Стремительные атаки и точный огонь заставили «лаптёжников» шарахнуться в сторону. Их боевой порядок распался, они заметались, беспорядочно сбрасывая бомбы. Лефевр надёжно связал боем «фоккеров», а двух из них сбил. А мы продолжали наседать на «юнкерсов». Огненные трассы впивались в них, они загорались, кренились, падали, взрывались встретив землю. Кроме меня, укокошили по одному «лапотнику» Риссо, Альбер, де ля Пуап, Барбье и Мати. Наш начальник штаба Мишель Шик сегодня при встрече обрадовал меня. Он сказал, что с сегодняшними, наша эскадрилья имеет сорок две победы... - Бегин умолк, заметив спешившего к курилке офицера. - Это Шик, лёгок на помине...

Шик сообщил пилотам, что их вызывает командир эскадрильи. Все направились к штабной землянке. Уточнив задачу пилотам на второй вылет - вновь прикрывать Ельню, майор Пуйяд отпустил их на самолётную стоянку. А через полчаса они взлетели и направились, вдоль железной дороги Спас-Деменск - Ельня, на запад.

Дюран, командуя общей группой, вёл пилотов двумя подгруппами. Ударная летела с ним на высоте три тысячи метров в составе: Жозеф Риссо, Генри Фуко, Жан Мати, Поль де Форж и Александр Лоран, а прикрывающая с превышением в пятьсот метров. В неё входили: Жеральд Леон, Ив Фору, Морис Бон и Жан де Сибур.

- Раяки, следите за воздухом! - хотя Дюран волнуется, в его голосе чувствуются бодрость и задор.

С грозным рёвом десяти моторов они помчались по заданному курсу. Вдали уже показались дымные столбы, признак горящего города. Над ним творилось что-то поразительное. Будто резвилась стая огромных птиц. Дюран догадался, что это вели бой с противником их соседи - гвардейцы. Он понимал, что бой в разгаре - как с истребителями, так и с бомбардировщиками, и что от них требуется грамотно включиться в него. Сблизившись с плацдармом воздушного сражения, Дюран заметил подходившую к городу новую группу бомбардировщиков и истребителей противника. Его зоркость позволила ему определить их типы и численность. Дюран со своими ведомыми дерзко напали на ведущих «фокке-вульфов» и внесли сумятицу в их действия. Они отвлеклись от прикрытия «хейнкелей» и все разом набросились на десятку Яков, пытаясь атаковать их. После первого удара, по примеру Дюрана, все его ведомые вырвались вверх, в сторону солнца и вновь напали на «фокке-вульфов», прикрывая друг друга. Замелькали острые крылья истребителей, огненные трассы резали воздушное пространство. Только Дюран перевёл самолет в горизонтальный полёт, как с верхнего яруса свалились на него шесть «фокке-вульфов». Резко выполнив разворот, он не побоялся атаковать их в лоб. Мчась на них, Дюран начал обстреливать их из всех огневых точек. Такая дерзость всполошила вражеских пилотов. Они отвалили в сторону и, разделившись на пары, кинулись на смельчака с трёх направлений. Но Дюран опередил их. Он молнией бросился на самую ближнюю к нему пару, прицелившись, ударил по ведущему сверкнувшей очередью и выхватил Як ввысь. «Фокке-вульф», загоревшись, стал снижаться и, полого пикируя, оставил поле боя. Оказавшись выше атаковавших его немцев, Дюран заметил схватку Фору с четырьмя вражескими истребителями. Одного «фокке-вульфа» Фору подбил, а тройка зажала его. Их розоватые трассы впились в машину Фору.

- Держись, Ив, спешу на выручку!-  крикнул в эфир Дюран и устремился к Фору. Сблизившись с его машиной, он заградительным огнем отогнал гитлеровцев и позвал его: - Ив, разворачивайся ко мне!

- Они ранили меня в ногу и руку, - раздался в наушниках печальный голос Фору. - Кровь, кровь...

- Выходи из боя. Пикируй в сторону аэродрома, прикрою тебя! - подсказал Дюран.

Фору, планируя в сторону востока, на малой скорости направился в направлении аэродрома. Дюран, сопроводив его, вернулся на поле боя. Набирая высоту, он вскоре снова оказался среди своих, атакующих гитлеровцев.

Риссо сразился с двумя «фокке-вульфами». Они старались расправиться с ним на вираже. В этой горизонтальной карусели Риссо, накренив Як на максимальный угол, в течение нескольких десятков секунд нагнал ведомого немца, зашел в хвост его самолёта и полоснул длинной очередью из пушки и пулемётов. Запылавший «фокке-вульф» спикировал к земле и взорвался. Риссо не стал преследовать ведущего немца, охваченного страхом и нырнувшего вниз, он энергичной горкой вывел самолет вверх и поспешил к де Форжу, которого атаковали две пары гитлеровцев на рубеже нижнего яруса. Они зашли в хвост его машины, открыли огонь. Риссо соколом метнулся вниз и нагнал вражеские самолеты, быстро прицелившись, открыл огонь. Сверкнувшие огненные трассы настигли сначала ведущего правой пары, а затем ведущего левой пары. Не увидев результатов своей атаки, Риссо взмыл ввысь и услышал по радио: - Жозеф, спасибо! Одна пара удрала, со второй продолжаю бой.

Леон и Мати, набирая высоту, сразу ушли на солнце. Мати увидел трёх «фокке-вульфов», преследовавших одного Яка. Причём пилот Яка то сам нападал на них, то уходил от свирепой тройки. Они стремительно снизились, перехватили гитлеровцев и атаковали их. Старательно прицелившись и открыв огонь, Леон первой же очередью сбил ведущего тройки, который, полыхая факелом, свалился вниз. Одного ведомого сразил Мати и заставил кувыркнуться к земле, второго ведомого подбил де Сибур. Леон узнал его по номеру самолёта, нарисованного на фюзеляже, и предложил ему:

- Жан, присоединяйся к нам...

Бон и Лоран одновременно с другими пилотами вступили в бой с гитлеровцами. Они атаковали пару «фокке-вульфов». Бон удачным маневром зашёл в хвост самолета ведущего и открыл огонь. Искрившаяся трасса пропорола фашистскую машину от мотора до кабины. А Лоран успел полоснуть ведомого немца. Гитлеровцы шарахнулись в сторону и решили спастись бегством.

Дюран, преследуя пару «фокке-вульфов», встретил уходящего с поля боя «хейнкеля-Ш» и атаковал его. Пикируя на него на встречнопересекающемся курсе, он прицелился и ударил по его левому, а затем по правому мотору. Загоревшийся «хейнкель» упал в лес, недалеко от города.

Воздушный бой продолжался. Противник присылал новые группы истребителей. Над плацдармом наземных войск метались по многим направлениям «фокке-вульфы», пытаясь прорваться к своим бомбардировщикам. Это им не удавалось, что злило немецких пилотов и заставляло ожесточённо бросаться на «нормандцев». Огненные стрелы скрещивались и сплетались. Ошалелые пилоты пытались прицеливаться, но редко стреляляли, боясь поразить своих.

Строй бомбардировщиков нарушился, они заметались. Гвардейцы, пользуясь тем, что «нормандцы» связали боем истребителей прикрытия, беспрерывно атаковывали «хейнкелей», не допускали их бомбить наземные войска и сбили несколько бомбардировщиков.

После боя не поднялись к месту сбора на три тысячи метров и не заняли свои места в строю трое: де Форж, Лоран и де Сибур.

 

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru