Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ХИТРОСТИ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Сила Красной Армии непреодолима. Мощнейший наземный огонь и сильнейшие удары с воздуха крошили немецкую оборону в Восточной Пруссии. На исходе января гитлеровцы оставили районы Мазурских озёр и отошли к Кенигсбергу. Советские танки уже были в нескольких десятках километров от столицы восточнопрусского фашизма.

В таком понимании наземной обстановки Дельфино доводил до экипажей боевое задание.

- Ваша задача - прикрыть наземные войска от воздушного противника. Ни одна бомба не должна свалиться на них. - В заключение он сказал: - Взлёт по сигналу с командного пункта, с дублированием одной зелёной ракетой. Сигнал «Я свой самолет», данные по связи уточните в штабе... Вопросы есть?

Дельфино душевно посмотрел на пилотов, сидящих перед ним с посерьезневшими лицами: ведущего - Рене Мартэна, ведомых - Пьера Блетона, Роберта Делена и Лионэля Меню.

Вопросов не было. Дельфино помог пилотам в нанесении на полётную карту уточнённой линии фронта и отпустил их. Дежурный «виллис» доставил их на самолётную стоянку. Механики встретили их докладами о подготовленных к вылету самолётах, а погода - ещё не рассеявшимся туманом. Только через полчаса они взлетели и направились к фронту.

Они мчались на высоте четыре тысячи метров, оставляя под крыльями своих машин разрушенные немецкие города: Шталлупенен, Гумбиннен, Инстербург. На горизонте - Велау.

На запрос Мартэна ответил охрипший голос Эйхенбаума:

- Шесть «фоккеров» от Тапиау к нам! - А через несколько секунд поправка: - Не шесть, восемь, они с бомбами...

- Планета, так сколько же их? - уточнил Мартэн.

- Вам виднее, вы повыше. - Послышались смех и наказ ведущего: - Раяки, усилить наблюдение! Немцы могут обмануть.

«Нормандцы» сами разобрались в обстановке. Пилоты восьми «фокке-вульфов» прилетели бомбить наземные войска. Но, обнаружив четырёх Яков, не решились сбрасывать бомбы, ждали, когда они уйдут или когда прибудет вызванная ими помощь. Это была их тактическая хитрость. Они стали в круг и пустились барражировать над своими войсками, набирая высоту.

Мартэн понял их замысел. «Они не нападают на нас и на наши войска потому, что у них машины новой модификации, с более сильными моторами и улучшенной маневренностью и превосходят Яки на высотах свыше пяти тысяч метров. В ведении воздушного боя им не помешают и бомбы,- думал Мартэн. - Кроме того, они ждут, что мы все же нападём на них или выработаем бензин и уйдём, а у них значительно больший запас горючего, и они смогут отбомбиться. Сплошные хитрости».

В этой запутанной ситуации у Мартэна возник новый план боя. Он передал в эфир:

- Раяки, маневр! Курс домой...

Удивлённые пилоты разворачивались за ведущим. Они недоумевали. В истории полка ещё не было такого случая, чтобы «нормандцы» удирали с поля боя. Они поняли, что Мартэн что-то придумал. Яки летели четверть минуты в сторону Инстербурга, потом по команде ведущего развернулись на сто восемьдесят градусов и рванули назад - на Велау. Хитрость удалась. «Фокке-вульфы» снизились с шести до двух тысяч метров, перестроились в новый боевой порядок для нанесения бомбардировочного удара по войскам. Не обращая внимания на интенсивный зенитный огонь, начавшийся с советских позиций, они уже преодолевали нейтральную полосу.

- Раяки, в атаку! - входя в азарт, скомандовал Мартэн.

Будто небесные метеоры, свалились они на гитлеровцев. Вначале переполоха не было. Немцы будто не заметили в те короткие секунды атакующих их истребителей. Молниеносно пикируя на машины врага и прицеливаясь, «нормандцы» открыли огонь. Четыре пучка светящихся трасс, вспоров воздух, ударили по гитлеровским машинам. Два «фокке-вульфа», атакованные Мартэном и Меню, охваченные пламенем, свалились в снег и взорвались на своих же бомбах, а другие два, обстрелянные Блетоном и Деленом, загорелись. Оставляя за собой густой дымный след, они вышли из боя. То невероятное, что случилось, всполошило немцев. Зная, что на этой высоте они проиграют бой, гитлеровцы неприцельно сбросили бомбы на ничейной полосе и рванули самолеты вверх, где уже готовились к новой атаке пилоты Яков.

Теперь бой уже разгорелся в более равных условиях. Один из «фокке-вульфов» неожиданно прорвался в хвост Яку Меню. Заметив это, Блетон бросился к нему на помощь. Он успел атаковать в лоб и обстрелять недруга, свалившегося под Як Блетона. Выполнив полупетлю, Блетон оказался в хвосте «фокке-вульфа» и ударил его огненной очередью. Гитлеровский самолет, окутавшись дымом, поштопорил вниз и уткнулся в землю.

Делена атаковала пара «фокке-фульфов». Он не торопился уходить от них. Когда они приблизились, Делен выполнил замедленную «бочку», чтобы усложнить прицеливание вражеским пилотам. Скорость замедлилась, и он оказался ниже пары немцев. Делен поднял нос самолёта и ударил огненной трассой по «животу» ведомого «фокке-вульфа». Он вспыхнул ярким огнём, свалился вниз и, столкнувшись с землей, взорвался.

Ещё бой не закончился, а на «нормандцев» навалилась новая группа самолетов противника.

- Рене, над нами шестёрка «мессеров»,- доложил Меню.

- Раяки, все ко мне! Уходим вниз! - сразу же скомандовал Мартэн.

«Нормандцы» дружно спикировали в сторону своей зенитной артиллерии, выйдя из под удара шести «мессершмиттов» и оставшихся двух «фокке-вульфов». И, не теряя ни одной драгоценной секунды, вертикальными горками взмыли вверх. Но не численное превосходство врага, а малое количество оставшихся боеприпасов и бензина, волновали Мартэна. Об этом он сообщил Эйхенбауму, который ответил через две секунды:

- Из-за дымки мы плохо вас видим... К нам подходит ваша смена, держитесь…

Вновь разгорелся бой. Атаки следовали беспрерывно. Вертикальные маневры переплетались с горизонтальными. Хотя самолётов не так много, всё же в воздушной свалке стеснён маневр и ограничена стрельба из-за боязни поразить своего. Редко стреляли пилоты Яков, а ещё реже немцы. Однако, отправлялись огненные трассы и в машины с крестами, и в краснозвёздные. Одна вражеская очередь воткнулась в кабину самолёта Мартэна, продырявила фонарь, вывела из строя ряд приборов и радиопередатчик. Управление самолетом ухудшилось.

И в эти мгновения над полем боя проносится группа Ла-5. Гитлеровцы шарахаются в сторону своих зениток и, не задерживаясь, уходят к Кенигсбергу.

Мартэн кружится над станцией наведения, ожидая ведомых. К нему пристраиваются Блетон и Делен, нет Меню. Прождав ещё минуту, угрюмые пилоты уходят на восток. Подойдя к аэродрому, они увидели разрывы артиллерийских снарядов. Мартэн, тяжело вздохнув, покачал крыльями самолета, развернулся со своими ведомыми, и они направились на запасный аэродром. В наушниках раздался голос Делена:

- Не унывайте, друзья. Будем надеяться на лучшее. В воздушной кутерьме подбили, сел на вынужденную. Вернётся наш Лионель...

 

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru