Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

Лучезарный человек

В добром здравии и при исполнении многотрудных общественных обязанностей 4 октября 2018 года отметил 87-летие один из старейших железнодорожников-руководителей, первый заместитель председателя совета ветеранов Московской железной дороги Виктор Тихонович Рощевкин.

 

Трудовой путь на Московской магистрали Виктор Рощевкин  начал в 1950 году слесарем вагонного депо Лихоборы, а завершил карьеру в 1991 году главным инженером Московско-Окружного отделения (Малое кольцо МЖД).

Сын сельского сапожника, фронтовика, героически погибшего в годы Великой Отечественной войны в Донбассе, 19-летний Виктор Рощевкин после окончания железнодорожного училища в Воронеже пришёл в отдел кадров вагонного депо Лихоборы осенью 1950 года. Уже в те годы судьба внутригородской кольцевой магистрали была в центре внимания государства.

– В 1949 году было принято постановление правительства о проекте электрификации Малого кольца с предполагаемым затем запуском пассажирского движения. Этот вопрос на железной дороге постоянно обсуждался, – вспоминает Виктор Рощевкин. – Каждый новый начальник Московско-Окружного отделения загорался этой идеей, однако после первого же объезда становилась понятна главная трудность – множество мостов с низкими порталами не давали возможности быстро и дёшево электрифицировать линию. Я очень рад, что спустя 67 лет смог воочию увидеть движение электропоездов «Ласточка» с пассажирами. Скажу вам откровенно, приятно наблюдать за осуществлением мечты, хотя бы и на склоне лет.

В первый рабочий день, 13 ноября 1950 года, слесарь пятого разряда и комсомольский активист Виктор Рощевкин даже не подозревал, что вся его жизнь окажется связанной с Малым кольцом. А надо сказать, что в те послевоенные годы даже у тогдашнего начальника вагонного депо Лихоборы Василия Егоровича Белова не было институтского диплома.

Одним из первых на предприятии получив высшее образование инженера путей сообщения-механика на дневном отделении МИИТа, Виктор Тихонович прошёл все ступени становления руководителя. Был инженером, старшим инженером, заместителем начальника вагонного депо Лихоборы, шесть с половиной лет трудился начальником вагонного депо Москва-Павелецкая, два года – ревизором по безопасности движения Московско-Окружного отделения. А затем 10 лет главным инженером – заместителем и первым заместителем начальника Московско-Окружного отделения МЖД. Это были годы наивысшего подъёма грузовой работы на Малом кольце, когда в сутки через него следовало до 18 тыс. вагонов. Только по станции Кожухово завод ЗИЛ отправлял до 320 вагонов ежесуточно, а станция Южный Порт – до 100 вагонов.

Среди главных достижений Малого кольца в период работы Виктора Рощевкина главным инженером отделения – капитальная реконструкция нескольких крупных станций, прежде всего Бойни и Новопролетарской (1984–1985), строительство цеха для экипировки и подготовки тепловозов в рейс в депо Лихоборы, превращение этого депо в высокотехнологичное, передовое на сети по ремонту большегрузных контейнеров. На крупнейших по объёму грузовой работы станциях кольца Кожухово, Бойня, Южный Порт были созданы крупные пункты ремонта и подготовки вагонов под погрузку. На станциях Лихоборы, Серебряный Бор, Канатчиково, Пресня оборудованы специальные пути для ремонта вагонов, где установлены стационарные электрические домкраты, электротельферы, электросварочные и пневматические линии.

Этапными шагами вперёд стали переход стрелочных переводов с ручного управления на электроцентрализацию стрелок и сигналов, модернизация ЭЦ станций Владыкино, Угрешская, Воробьёвы Горы. Проведена важнейшая для технического перевооружения работа по ликвидации угольных котельных и подключению к теплоцентралям, усиление освещения на всех станциях отделения и установка осветительных мачт, внедрение автоматизации, строительство административно-бытовых корпусов на станциях Лихоборы, Черкизово и Ростокино, перестройка бывших жилых домов МОЖД на многих станциях кольца. Во всех этих масштабных делах непосредственным зачинателем и организатором работ был главный инженер отделения, неутомимый оптимист Виктор Рощевкин.

– В годы моей 40-летней деятельности начальниками Московской магистрали были Леонид Анатольевич Карпов и Иван Леонтьевич Паристый. Первый из них внёс неоценимый вклад в становление дороги, второй – в её развитие и модернизацию, – вспоминает Виктор Тихонович. – Как главный инженер отделения я часто общался с Иваном Леонтьевичем. Он был очень строгим, требовательным руководителем. Но людей ценил, кадры берёг. Мог влепить выговор любому начальнику, но с работы не выгонял. Каждому давал шанс исправиться, реабилитировать себя, наверстать упущенное, наладить дело. Это и помогло вырастить на Московской железной дороге целую плеяду будущих руководителей сетевого уровня. Среди учеников Паристого, моих товарищей и коллег, впоследствии возглавлявших железные дороги, – Анатолий Володько, Сергей Козырев, Вячеслав Лемешко, Виктор Попов, Владимир Воробьёв. Начальник МЖД в 2002-2009 годах Владимир Старостенко выделялся чрезвычайной строгостью, нередко «рубил с плеча», мог запросто, экспромтом, в порыве гнева в ходе объезда дороги уволить по несколько управленцев, да и рядовых железнодорожников.  Нынешнего руководителя Московской магистрали Владимира Молдавера отличает умение проявлять решительность и брать на себя ответственность в кризисных ситуациях, благодаря чему после 2009 года на МЖД были сделаны великие дела. Главным  его делом явилось строительство Московского центрального кольца. Молдавера по его опыту, знаниям и заслугам давно пора избрать в правление ОАО «РЖД», – заключил свой «начальственный» обзор Виктор Рощевкин.

После ухода на пенсию и до 1997 года Виктор Тихонович Рощевкин продолжал работать в родном депо мастером механического цеха. Тоже ведь надо оценить: не каждый высокий начальник после отставки останется в своём трудовом коллективе мастером! Но для Рощевкина это не преграда. В марте 1997 года всегда авторитетный Виктор Тихонович был избран председателем совета ветеранов Московско-Павелецкого отделения. А с января 2004 года он является бессменным первым заместителем председателя совета ветеранов Московской железной дороги.

– С Виктором Тихоновичем мы познакомились в середине 1980-х годов, когда я был заместителем начальника Московской железной дороги по локомотивному и вагонному хозяйству, – рассказывает председатель совета ветеранов МЖД Геннадий Васильевич Павликов. – Уже тогда Виктор Рощевкин выделялся как сильный, принципиальный руководитель, много сделавший для развития Малого железнодорожного кольца. Более близко мы познакомились в совете ветеранов МЖД в 2002 году и вот уже более 15 лет плотно работаем вместе. И сработались хорошо, наш «тандем» сложился, вопросов не возникает, Виктором Тихоновичем очень доволен. Могу сказать определённо: пока я председатель, Рощевкин обязательно будет моим заместителем.

Виктор Тихонович Рощевкин – всегда оптимистичный, солнечный, лучезарный человек с ободряющей улыбкой, сразу улучшающей настроение любому собеседнику. В совете ветеранов МЖД, объединяющем более 60 тыс. столичных железнодорожников, Рощевкин занимается социальной защитой пенсионеров и молодёжи, организацией поездов Памяти, торжественных, юбилейных и экскурсионных мероприятий, реализацией Коллективного договора, оказанием материальной поддержки в особых жизненных обстоятельствах. Каждый ветеран знает, что к Рощевкину в любое время можно обратиться за помощью и добрым советом, что кабинет № 104 на первом этаже управления МЖД для всех гостеприимно открыт.

В сентябре Виктор Тихонович совершил ностальгическую поездку на родину, в село Девица ранее Воронежской, а ныне Липецкой области, подышал воздухом детства и юности, постоял на пустыре, где когда-то был его отчий дом, поклонился могиле матери, встретился с односельчанами. В поездке Рощевкину по-братски оказал содействие совет ветеранов Юго-Восточной железной дороги. После кончины первой супруги Полины Кузьминичны вот уже 10 лет как судьба свела его с Любовью Алексеевной Кузьминой, тоже ветераном-железнодорожницей. Единственный сын Вячеслав пошёл по стопам отца – сейчас работает старшим инспектором по контролю при начальнике Московской железной дороги. Внук Антон – девятиклассник. Таким образом, в свои 87 Виктор Тихонович Рощевкин не только преуспевает в общественной деятельности, но и счастливый муж, отец и дедушка. От того, наверное, он всегда в радостном, бодром, приподнятом расположении духа, прямо-таки заражает окружающих энергией и деловитостью.

Виктор Тихонович Рощевкин – кавалер ордена «Знак Почёта», награждён множеством медалей, почётный железнодорожник, почётный ветеран Московской железной дороги, города Москвы и железных дорог России. А свою самую первую награду он получил ещё в далёком 1951 году: знака «Ударнику Сталинского призыва» удостоен за успехи в вагонном депо Лихоборы.

Игорь Ленский