БОЙ НА ВИРАЖАХ
От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая 2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.
В холодный октябрьский полдень шесть пилотов на самолётах Як-3 под командованием капитана Ренэ Шалля вылетели на выполнение боевого задания. В густой синеве неба они мчались на запад, в район Гумбиннен-Немесдорф-Вальтеркемен прикрывать советские войска.
Чётким боевым порядком Яки приблизились к линии фронта. Со станции наведения информировали Шалля о появлении неизвестных самолётов не с запада, как ожидалось, а с юго-запада. Они приблизились на высоте полторы тысячи метров. Обязанности были распределены ещё на земле. В ударное звено были назначены: Марсель Перрен - Жорж Лемар и Роберт Кастэн - Марк Шаррас, в прикрывающую пару Ренэ Шалль - Пьер Женес.
Шалль подал сигнал о маневре. «Нормандцы» успели до прихода противника занять над ним превышение и расположить свои силы в два яруса. В дополнительном сообщении Пистрак уточнил состав вражеской группы: восемь «фокке-вульфов» с бомбами и четыре «мессершмитта» как прикрытие. Гитлеровцев долго ждать не пришлось. Они появились с солнечной стороны. «Фокке-вульфы» перестроились в колонну попарно, а «мессершмитты» шли за хвостами последней пары с бомбами, имея превышение в пятьсот метров.
- В атаку!- раздалась громкая команда Шалля.
Яки устремились в отвесное пикирование. Перрен целился по ведущему «фокке-вульфу» первой пары, Лемар - по ведомому. Кастэн - по ведущему второй пары, Шаррас - по его ведомому. Сближаясь с гитлеровцами, они открыли огонь. Светящиеся очереди продырявили моторы, крылья, кабины вражеских машин. Ни одного промаха. Четыре «фокке-вульфа», объятые пламенем, понеслись в последний путь к земле, а Перрен и.его ведомые крутыми горками вырвались ввысь и основа ринулись в атаку.
Шалль и Женес атаковали «мессершмиттов» на несколько секунд раньше ударного звена, что задержало «мессершмиттов» на высоте и позволило Перрену и его ведомым беспрепяственно ударить по «фокке-вульфам». Прицеливались по ведущим: Шалль - первой пары, а Женес - второй пары. Самолёт ведущего первой пары, загоревшись, свалился к земле, а ведущего второй пары устремился в сторону, полого пикируя, отправился к своим войскам.
Ведомые «мессершмитты» быстро спаровались, выскочили на высоту и атаковали Женеса. К нему на выручку поспешил Шалль. Но ведомый гитлеровец ускользнул в сторону, бросился наперерез Шаллю и успел зайти в хвост его машины. Шалль же крутым разворотом предупредил атаку немца и навязал ему бой на глубоких виражах. Гитлеровец смело ввёл самолет в вираж, пытаясь нагнать Яка. Два самолёта закружились в горизонтальной карусели...
Женес, обнаружив «мессершмитта» в хвосте своего самолёта, пикированием ушёл вниз и встретив там освободившегося от бомб «фокке-вульфа», атаковал его на встречнопересекющемся курсе под ракурсом две четверти. Прицелившись, он поспешил с открытием огня, .и длинной очередью поджег его. Немецкая машина, крутнувшись вокруг своей оси, свалилась в штопор и столкнулась с землёй.
Бой продолжался. Четыре пилота на Яках сражались теперь уже против пятерых немецких пилотов: трех на «фокке-вульфах» и двух на «миссершмиттах».
Шалль, пользуясь лучшей маневренностью Яка, заложил вираж до критического угла и стал вращаться по кругу с гораздо меньшим диаметром. Постепенно он стал нагонять немца и оказался в хвосте его машины. Прицелившись, он ударил по кабине и правому крылу «мессершмитта». Вражеская машина снизила скорость, а вторая огненная очередь доконала её. Она свалилась в отвесное пикирование и врезалась в землю.
Рядом с первой каруселью возникла вторая. Лемар вел бой на виражах с напавшим на него «фокке-вульфом». Лемар наклонял крылья самолета всё круче, довёл угол виража до предела и сразу же нагнал гитлеровца. Когда же Як оказался в хвосте немецкого самолета, фашистский пилот рванул машину вниз и утёк.
Один из «фокке-вульфов» атаковал в лоб самолёт Кастэна. Машины сближались со страшной скоростью. Гитлеровец не выдержал напряжения. Когда до столкновения остались секунды, он рванул самолёт вверх. Кастэн не опоздал. Он открыл огонь и распорол длинной очередью низ фюзеляжа немецкой машины, от мотора до кабины. «Фокке-вульф», пылая факелом, устремился к земле, задымляя все вокруг себя, встретился с преградой и взорвался.
Оставшаяся пара вражеских истребителей вышла из боя и, пикируя к земле, выхватила машины в горизонтальный полёт и на бреющей высоте направилась в свою сторону, на юго-запад.
По зову Шалля, пилоты один за другим собрались над Гумбинненом, ожидая решение представителей станции наведения. Вскоре послышался в наушниках радостный голос Пистрака:
- Первый отпускает вас и благодарит...
Задача выполнена, на войска не упала ни одна бомба. Капитан Шалль развернул свою малочисленную группу, и она устремилась на восток. Вскоре показался аэродром.
Михаил ПРОФАТЕЛЮК
Перепечатка текста и снимков допускается
только с указанием источника: Stopstamp.ru