Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ТАКТИЧЕСКАЯ ХИТРОСТЬ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Четыре истребителя Як-9 мчались на запад в боевом строю. Пьер Женес косил глазами на пилотирующего рядом машину командира эскадрильи капитана Ренэ Шалля. Через остекление кабины ему хорошо было видно его лицо, встревоженное и сосредоточенное. Шалль внимательно поглядывал на приборы и осматривался вокруг себя. Женес посмотрел на кабинные часы. По расчётам, через десять минут должен показаться участок фронта, в центре которого расположен поселок Симно. Их группе приказано прикрывать его. О серьёзности выполнения этого задания они предупреждены командиром полка. Свободных пилотов оказалось мало, и можно было послать только четырёх. Командир эскадрильи надеялся на мастерство пилотов. Шалль, предупредив сигналом своих ведомых о маневре, перевёл самолёт в набор высоты. День был ясный, но впереди по курсу виднелись мощные кучёвки. Ведущий вновь подал сигнал и самолёты, набрав за три с половиной минуты три тысячи метров, перешли в полёт по горизонту. Внизу под крыльями машин быстро смещался лесной массив. Он постепенно превращался в редколесье, а затем в обилие рощ с необработанными полями. Вдалеке заискрилась полоска водной глади. «Неман, - догадался Женес. - Уже недалеко цель нашего полёта».

Вскоре самолёты сблизились с большим и длинным облаком. Шалль качнул крыльями самолёта. По этому сигналу они снизились и продолжали полет под нижней кромкой облачности.

- Командир, на девять часов «фоккеры»! - первым заметил вражеские машины Кастэн.

- Бой вести не будем, веером уходим за облака! Маневр! – подал команду Шалль.

Яки мгновенно нырнули в тучу. Она оказалась тонкой, потребовалось десять секунд, чтобы пронзить её. Выскочив из облака, они по команде Шалля, пролетев десять секунд над облаками, пробили их вниз и продолжали полёт под ними на минимальной скорости. Это была хитрость Шалля. Заметив, что «фокке-вульфы» преследуют Яки и устремились в заоблачье, он увёл ведомых под облака и стал ждать появления гитлеровцев. Хитрость удалась. Немцы вывалились из облака впереди «нормандцев» и представили им для атаки хвосты своих машин.

- Алло! В атаку! Каждый своего! - послышалась команда Шалля.

Увеличив скорость самолетам, Шалль и его ведомые стремительно сблизились с гитлеровскими машинами и открыли огонь. Дюжина огненных трасс ударила по гитлеровским самолётам. «Фокке-вульфы», атакованные Шаррасом и Кастэном и объятые пламенем, свалились к земле.

- Преследовать не будем, отправимся выполнять задание! – передал по радио Шалль, довернул самолёт к югу и направил его к фронту.

Хотя бой длился какую-то минуту, «нормандцы» опоздали. Над позициями советских войск уже кружила пара каких-то самолётов в окружении разрывов зенитных снарядов. Яки, набирая высоту, пересекли Неман и выскочили к Симно.

- Роберт и Марк, атакуйте их с хода, а мы с Пьером прикроем вас! - сказал Шалль.

Шалль и Женес повели машины по кругу над Симно, а Кастэн и Шаррас устремились к вражеским самолётам. По обрубленным на концах крыльям и горбатой кабине они опознали в них «фокке-вульфов». Но гитлеровцы не собирались вести бой. Резким пикированием они отошли к своим войскам, под защиту зенитной артиллерии и, летая по малому кругу, кого-то поджидали. Кастэн и Шаррас вернулись к Шаллю. Пока угрозы наземным войскам не было, Шалль с ведомыми набрал высоту три тысячи метров, и они стали барражировать над советскими позициями.

Четыре пары глаз бдительно следили за воздушной обстановкой. Через минуту Шалль передал подчинённым:

- Раяки, это «фоккера»-разведчики, будет нашествие...

Самым глазастым оказался Женес, спокойно доложивший:

- Мой командир, с запада мчатся чужаки. Они ниже нас...

Шалль отвёл свою группу в солнечную сторону и приготовился к худшему.

- Пересчитал их: девять «лапотников» и четыре «мессера», - уточнил Женес.

- Они уже всё знают о нас, им сообщили разведчики... Все атакуем «юнкерсов-87», а потом я и Пьер бьём по «юнкерсам», а вы, дружная пара, по истребителям! Подождём несколько секунд, пусть подходят
поближе.

Ждать трудно, особенно когда у противника перевес в силах.

- Раяки, в атаку! - закричал Шалль.

Четыре Яка ринулись вниз. Немцы не ожидали нападения перед передним краем своих войск и не успели перестроить свой боевой порядок. Поэтому они поздно заметили атаку Яков. Соколиным ударом «нормандцы» подожгли двух «юнкерсов», которые сразу свалились к земле, и подбили двух, успевших задымить свой путь и уйти в сторону своих войск.

Яки, ещё не потеряв скорости, вертикальными горками устремились вверх и атаковали «мессершмиттов».

У пилотов «юнкерсов» возникла паника, её усугубили два удара, нанесенных Шаллем и Ненесом, в результате чего один бомбардировщик был сбит Шаллем. Пилоты «юнкерсов» поспешно сбросили бомбы на свои войска, развернули машины и удалились на запад.

Два подбитых «мессершмитта» пустились наутёк, а когда к Кастену и Шаррасу присоединились Шалль и Женес, ушла с поля боя последняя пара «мессершмиттов» и хитрая пара «фокке-вульфов». Четыре Яка преследовали их. Но так как горючего оставалось мало, они прекратили погоню и вернулись к Симно. Когда пролетали над гитлеровским передним краем, зенитная артиллерия открыла ураганный огонь. Серые и чёрные шапки разрывов снарядов покрыли всё небо. Один снаряд тряхнул машину Женеса, а другой разорвался под самолётом Шарраса. Он повредил мотор и ранил пилота. Его Як загорелся и плохо слушался рулей. Шаррас с трудом пилотировал непослушную машину, увёл её в сторону, а когда пламя заползло в кабину, покинул самолет на парашюте. Кастэн охранял его до приземления вблизи советских войск, затем присоединился к Шаллю. Тройка Яков проследовала на аэродром…

Через час за Шаррасом прилетел на учебном биплане де Панж и привёз в расположение полка. После оказания медицинской помощи его отправили в московский госпиталь.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru