ОН КАК ПРЕЖДЕ ВЫХОДИТ НА ОХОТУ И СТРЕЛЯЕТ ТОЧНО В ЦЕЛЬ
60-летний юбилей отметил главный редактор газеты «Московский железнодорожник» Владимир Шелков
Дмитрий ДЕРЖАВИН
5 февраля 2012 года исполнилось 60 лет Владимиру Леонидовичу Шелко́ву – главному редактору газеты « Московский железнодорожник», одному из наиболее одарённых журналистов, работающих в отечественной железнодорожной прессе. На сегодняшний день ОАО «РЖД» – пожалуй, единственная, полугосударственная отрасль, которая в полном объёме сохранила корпоративную печать. И не в последнюю очередь, благодаря тому, что делают её такие газетные асы как Шелков.
Владимир Шелков родился в Москве, на Таганке, в семье ветеранов Великой Отечественной войны: его отец был сотрудником правоохранительных органов, а мать – переводчицей, участницей Нюрнбергского процесса над главными фашистскими преступниками. Примечательно, что на следующий день, как Шелков появился на свет, ныне здравствующая Елизавета II унаследовала британскую корону. Это ли не знак, что новорожденному быть журналистом-международником?
В 1974 году Владимир Леонидович окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО). Работал в газете «Правда» с 1974 по 1998 год корреспондентом, собственным корреспондентом в США и Канаде (1986—1996), заместителем ответственного секретаря по международному отделу «Правды»; заместителем главного редактора выпуска «Правда-5» (1996—1998). В 2001-2002 - главный редактор еженедельника «Подмосковье». В 2002-2008 - заместитель главного редактора газеты «Московская среда». Автор более 3000 публикаций по актуальным проблемам международной политики, авторитетный эксперт-американист. Владеет английским и французским языками. Имеет правительственные награды: медаль «За трудовую доблесть» Шелков получил в 1988 году за самоотверженную деятельность при выполнении особо важного государственного задания за рубежами Отечества, в 1997 году отмечен юбилейной медалью в честь 850-летия Москвы.
Владимир Шелков – человек принципов и убеждений, которые он ежедневно переплавляет в конкретные дела. Ни один его поступок не стал приседанием перед власть предержащими, где бы он ни работал. В 1978-1991 гг. состоял в КПСС. Сформировавшийся как личность в эпоху расцвета советского социализма, Шелков и сейчас принадлежит к левым, умеренно консервативным политическим кругам. Проведя бурные молодые годы на Западе, сегодня он не испытывает ни малейшей ностальгии по американскому образу жизни. Шелков по-прежнему хранит гордость за всё советское, и прежде всего – за нашу великую державу, в укрепление международного престижа которой он вложил свой публицистический вклад.
Вместе с тем, в начале 1990-х Владимир Леонидович одним из первых журналистов международного отдела коммунистической газеты «Правда» привнёс в стилистику подачи зарубежной информации элементы политического плюрализма. Развал СССР Шелков воспринял как свою личную драму и боль. К «перестройке» Михаила Горбачёва и реформам Бориса Ельцина относился крайне холодно. В 1994 г. в качестве переводчика-синхрониста сопровождал председателя КПРФ Геннадия Зюганова в поездке по США. Сторонник просвещённого патриотизма, Шелков в 1996-1998 гг. выступал против передачи независимой на тот момент газеты «Правда» под контроль КПРФ, пытаясь сохранить левоцентристский характер издания с европейскими стандартами качества. После инкорпорации КПРФ в состав учредителей газеты «Правда» и резкой идеологизации редакционной политики Шелков в 1998 г. вынужден был покинуть издание, с которым связана почти четверть века его творческой карьеры. С начала 2000-х годов отошёл от политической деятельности, сконцентрировавшись на региональных и отраслевых медиапроектах.
16 июня 2008 года после нелёгких раздумий и колебаний Шелков принял предложение тогдашнего начальника Московской железной дороги Владимира Старостенко возглавить газету «Московский железнодорожник», находившуюся в затяжном творческом кризисе. За три с половиной года смог вернуть старейшей железнодорожной газете России (издаётся с 1877 г.) самобытное узнаваемое лицо, авторитет и популярность, сохранив её политическую неангажированность.
Сегодня вряд ли кто осмелится упрекнуть маститого американиста в железнодорожном непрофессионализме. Сторонник интермодальной сбалансированной транспортной системы в Москве, Шелков убеждён, что железные дороги играют важную и год от года возрастающую роль в решении проблемы транспортной доступности в московском регионе. Как никто другой Владимир Леонидович много сделал для популяризации самого актуального инфраструктурного проекта: реконструкции, электрификации и последующего открытия пассажирского движения по Малому грузовому кольцу Московской железной дороги, которое намечено на День города в сентябре 2015 года.
Образец ума, элегантности и обаяния, Владимир Шелков всегда был бесконечно далёк от пуританской философии и этики, да и сегодня, в 60, не скажешь, что успех у женщин его тяготит. Однако именно при нём в «Московском железнодорожнике» впервые появилась христианская страница «Духовность», а по средам и пятницам главного редактора нельзя увидеть в столовой. Владимир Леонидович всю жизнь увлекается игрой в теннис, рыбалкой, охотой на водоплавающую дичь, всем настоятельно рекомендует отказаться от диванного образа жизни и принимать поменьше таблеток. На случай хандры каждому советует подумать, куда ты в ближайший уикэнд отправишься в поисках новых приключений и впечатлений. Сам редактор свободное время вместе с 28-летним сыном Никитой, талантливым страховым брокером, проводит на лоне природы в верховьях Волги. Как корректно гласит Википедия, в настоящее время журналист-международник Владимир Шелков в зарегистрированном браке не состоит.