Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

НЕЛЁГКИЙ ПУТЬ К ПОБЕДАМ

 От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Прежде чем сказать о новом задании, командир полка Дельфино предложил почтить память накануне погибшего в бою младшего лейтенанта Роже Пенверна. Затем обратился к подчинённым:

- Нет силы, которая смогла бы остановить боевой порыв «нормандцев». В январе вами совершено 454 самолётовылета и сбито 49 вражеских машин. Потеряли мы четверых друзей: Меню, Микеля, Пикено и Женеса. Борьба с врагом продолжается. Следует учитывать изменение обстановки: гитлеровцы начали применять новые истребители типа «фокке-вульф-190» - с более высотным двигателем и «мессершмитт-109» - более маневренный. Появился редкий самолёт с эллиптическим крылом - «мессершмитт-309». Высокое командование поставило задание гвардейскому полку и нам - прикрывать поле боя наземных войск. Судьба Кенигсберга решена, в ближайший месяц русские заставят немцев капитулировать... Первый вылет через час, звено поведёт Роже Соваж, второй - через два часа, группу возглавлю я...

Готовясь к взлёту, пилоты были довольны улучшившейся погодой. Восточный ветер снёс к морю слоистые облака и рассеял приземную дымку. Выруливали по одному, взлетали парами: Роже Соваж с Леоном Угловым и Морис Шалль с Робером Ирибарном. Летели к линии фронта в пеленге пар и с набором высоты. Соваж и его ведомые напряжённо всматривались в воздушное пространство. Не успели преодолеть первую половину пути, как начались предупреждения о появлении малых или больших групп самолётов.

- Впереди лавина самолётов! - раздался в наушниках голос Углова.

Соваж рискнул не уклоняться от маршрута и передал команду о дополнительном наборе высоты. Неизвестные самолеты, приблизившись, оказались своими. Летели девять девяток бомбардировщиков Пе-2 и их прикрытие - два десятка истребителей Ла-5. «Нормандцы» проскочили над ними на высоте четырех тысяч метров. Через полминуты прошли правее их и намного ниже большая группа штурмовиков Ил-2 и десятка полтора истребителей Як-3. А у линии фронта вытянулась длинная колонна Пе-2, видимо, после бомбометания.

- Бесчисленное количество самолётов. Советская авиация закрыла небо проклятым фашистам! - раздалось восторженный возглас кого-то из пилотов.

Справа был виден Кенигсберг под покрывалами дымных завес. Впереди показалось горящее Бладиау. Больше ничего рассмотреть не удалось.

- На нас пикируют с высоты семь «фоккеров», - взволнованно доложил Шалль.

Беглого взгляда Соважа было достаточно. Он моментально крикнул:

- Маневр!

Четыре Яка на большой скорости ушли в сторону фронта. А немцы уже атаковали их, не отвесно, а на пологой траектории. Яки пронеслись над позициями своих войск, развернулись на север и боевыми разворотами ушли вверх. Советские зенитчики не растерялись. Мощный огонь задержал бешеную атаку гитлеровцев, а один из них от прямого попадания снаряда, не выходя из пикирования, уткнулся в землю, обозначив свое место падения взрывом.

- Атакуем! Вперёд!

Теперь уже Яки, имея превосходство в высоте, переворотами через крыло, вошли в пикирование и устремились на «фокке-вульфов». Быстрое сближение с немецкими машинами, пилоты, которых не успели уйти на высоту. Соваж атаковал ведущего шестёрки, его партнеры сами выбирали свои цели. Короткое прицеливание и открытие огня. Светящиеся трассы вонзались во вражеские самолёты. Ведущий «фокке-вульф», атакованный Соважем, и его ведомый, обстрелянный Угловым, загоревшись, упали на землю, а две другие гитлеровские машины, атакованные Шаллем и Ирибарном, задымив, устремились под защиту своих зениток.

Новый рывок вверх, и «нормандцы» выскочили на высоту, но там уже оказались два «фокке-вульфа». Соваж и Углов успели перевести машины в полёт по горизонту, а Шалль и Ирибарн на несколько секунд опоздали. Этим воспользовались гитлеровцы. Они напали на Ирибарна. Но он сумел уйти от их огненных очередей, мигом зашёл в хвост самолёта ведущего пары и прицелился. Открыть огонь не успел. Незамечен­ный им ведомый немец стремительной атакой снизу ударил огненной очередью по его самолёту. Вражеские снаряды разворотили нижние отсеки мотора и кабину. Очевидно, Ирибарн был убит. Его Як свалился к  земле и разбился. Шалль и Соваж, бросившиеся на выручку Ирибарну, не успели предотвратить нападение гитлеровца. Нацисты, отомстив за гибель двух своих коллег, пустились наутек. Соваж не преследовал их - мало осталось горючего.

На подходе к аэродрому Соважу и его ведомым встретилась только что прилетевшая группа майора Дельфино. Соблюдая ритуал, ведущие покачали крыльями своих машин. Всё же командир полка спросил о выполнении задачи. Соваж, сдерживая слёзы, ответил:

- Выполнили, вели тяжёлый бой. Роберт раньше улетел...

Он не признался в гибели Ирибарна, чтобы не портить настроения пилотам, летевшим выполнять такое же задание.

Управление полётом группы отвлекло майора Дельфино от разбора странной информации Соважа. Он передал в эфир:

- Раяки, непрерывно следить за воздушной обстановкой!

Второе, что тревожило его - высота полёта. Дельфино взглянул на высотомер. Стрелки показывали пять тысяч метров. «Достаточно, - подумал он, - будем работать пока на этом уровне».

- Раяк-1, подходим к Прейсиш-Айлау, - напомнил Мартэн.

- Раяки, маневр! - передал Дельфино.

Яки дружно довернули к западу и помчались в новом направлении. Под крылья ушёл частично разрушенный город на участке железной дороги Бартенштайн - Кенигсберг. Минута полёта новым курсом, и перед «нормандцами» открылось необыкновенное зрелище. Издалека оно казалось воздушным птичьим базаром, а когда стали приближаться - громадным полем боя с участием многих десятков истребителей разных типов и конструкций в сражении над фронтовыми позициями. Всё это в совокупности представляло собой колоссальную горизонтальную и вертикальную карусель, где всё двигалось, вращалось, кружилось, мелькало. Верхняя воздушная полусфера рассеклась и раздробилась на сотни пучков и снопов разноцветных огненных трасс.

На ходу изучив обстановку, Дельфино напряженно всматривался в расстановку сил и изучал особенности тактических действий сторон. Первое, что бросилось ему в глаза, большая численность «мессершмит-тов-109» и незначительное количество Як-3, которые, несмотря на обстановку, держались достойно. Большинство атак проводилось в горизонтальной плоскости, так как на высоте четыре тысячи метров многие немецкие патрули пресекали вертикальные маневры Яков и содействовали «мессершмиттам».

- Раяки, бьём верхних «мессеров», а затем нижних! В атаку! - скомандовал Дельфино.

Шесть «нормандских» Яков вихрем свалились вниз, прицеливаясь по «мессершмиттам» и открывая огонь. Огненные очереди поразили шесть вражеских самолётов. Два из них огненными факелами понеслись к земле, а два других, разгораясь в полёте, в сторону Кенигсберга. Дельфино и его ведомые, продолжая пикировать, в своей первой атаке ударили по «мессершмиттам» нижнего яруса. Вновь сверкающие трассы поразили шесть  вражеских машин. Три, полыхая огнём, свалились вниз, столкнувшись с землей, а один, оставляя дымный след, ушёл на северо-запад. Это был импульс для активных действий остальных Яков. По открытому воздушному коридору, вслед за «нормандцами», они вырвались в верхний ярус и, взаимодействуя с ними, возобновили атаки. Ещё несколько горящих «мессершмиттов» столкнулись с землей. Бой достиг апогея. Пилоты Яков почувствовали себя хозяевами новой обстановки и стали теснить «мессершмиттов». А тут ещё на помощь Якам примчались шесть Як-3 соседнего гвардейского полка. Бой закипел с новой силой.

В горячке боя Монж отстал от своего ведущего майора Дельфино. Он пытался разыскать его среди армады сражавшихся. Поиск оказался безрезультатным. Командир полка остался без прикрытия и его атаковали две пары «мессершмиттов». Он предупредил ведомых и вертикальной горкой ушёл от преследовавших его гитлеровцев. Затем крутым пикированием нагнал одного из нападавших на него немцев и поджёг его машину. Гитлеровец бросил машину в сторону, но его перехватил Гидо и сбил. Мартэн и Перрен в бою на виражах сбили по одному «мессершмитту».

Бой стих. Гитлеровцы в одиночку и парами покинули район воздушной схватки, оставив больше десятка костров в местах падения их партнёров.

Дельфино заметил одиночного гитлеровца, пикировавшего на него. Он вступил с ним в бой. Больше пяти минут они атаковывали друг друга на больших скоростях. Взлёты вверх «свечой», броски вниз вертикальным пикированием, бешеные гонки на крутых виражах – всё было безрезультатно. Рассмотрев вражеский самолёт с близкой дистанции, Дельфино определил в нём «мессершмитта-309» с эллиптическими крыльями. Продолжать бой было бессмысленно, к тому же бензиномер показал малый остаток горючего. Расстроенный Дельфино возвратился на аэродром. Невольно мысли его возвращались к проведённому боя. Это была немалая победа, но она омрачалась исчезновением Мориса Монжа…

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru