Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

КАНИКУЛЯРНЫЕ РАБОТЫ

ПО СЛОВЕСНОСТИ НЕСРАВНЕННОЙ

 

В летний период новые передачи на ТВ почти не появляются. Но нет худа без добра: по этой причине зрители канала «Культура» смогли увидеть фильм 1945 года по драме А. Н. Островского «Без вины виноватые» с А. Тарасовой, В. Дружниковым, В. Станицыным, Б. Ливановым, О. Викланд, А. Грибовым… А ранее здесь на экран прорвались экранизация 1959 года тургеневской «Муму» с А. Кочетковым, Н. Гребешковой, Е. Полевицкой, И. Рыжовым, Л. Кмитом, фильм 1933 года «Гроза» по пьесе А. Н. Островского, в котором снимались В. Массалитинова, А. Тарасова, М. Тарханов, М. Царёв, М. Жаров… Ведь даже просто посмотреть на Аллу Константиновну Тарасову в роли Кручининой или Катерины – многого стоит.

Но драматургу А. Н. Островскому не повезло: родился он в Москве, вырос в Замоскворечье. А на телевидении любимейшей литературной школой является «южная», связанная с писателями - выходцами из Одессы. Вот ещё раз прошла на канале «Культура» передача «Исаак Бабель: чужой среди своих». Здесь с суждениями об авторе «Конармии» выступили Бенедикт Сарнов и Валерий Хаит. Сарнов заметил, что «Несравненный город дал России несравненную словесность. Литературные критики даже придумали ей название: «южнорусская школа». Это Константин Паустовский и Корней Чуковский, Илья Ильф и Евгений Петров, Юрий Олеша и Эдуард Багрицкий. Все они не раз писали «за Одессу», прославив родной город на весь мир».

Но это ещё что. Как-то в фильме «Два брата» о Валентине Катаеве и Евгении Петрове, его авторы, поведав, что «южная школа» началась с приходом в литературу летом 1914 года Катаева и Багрицкого, договорились до такой мысли: «За исключением Салтыкова-Щедрина - все писатели с Юга России».

«Можем ли мы представить себе русскую литературу XX века без Бени Крика?» - прозвучал в фильме вопрос Сарнова. И ответ: «Конечно, можем. Но ведь это всё равно, что представить себе французскую литературу без Тартарена из Тараскона». Здесь же Хаит заметил: «Он, Бабель, делает одесский язык, жаргон одесский, фактом высокой литературы». И это точно. Вот нынче министр какой-нибудь публично печётся о благе российского народа. Так и просится сказать ему: «Пожалуйста, выпивайте и закусывайте, пусть вас не волнует этих глупостей»... Или заокеанские или европейские дяди и тёти учат, как россиянам жить, что можно делать, а что нет. И такому есть ответ: «Давайте перестанем размазывать белую кашу по чистому столу». Или телеведущие, как школьницы, подпрыгивают, махая руками, что помогает сильнее изобличать «проклятую советскую действительность»: «Маня, вы не на работе, - хочется сказать, - холоднокровней, Маня». Хотя они именно на работе...

Боже, сколько у нас понаписано и понаснято про бандитов! Но ничего подобного Бене Крику не появилось. Поизмельчал бандит, повылинял? Или писатели повывелись? Ведь недаром Исаак Эммануилович Бабель в молодости служил в ЧК… И не считал это за позор. Позор – это всякий террористический акт, когда хочется воскликнуть: «Хорошую моду себе взяли – убивать живых людей»… Вот уж действительно ужас.

Но ужасными бывают отношения даже между ближайшими родственниками. «Им не дано было понять и простить друг друга», прозвучало в итоге сериала «Ты сын и ужас мой» (проект Беллы Курковой), три части которого, посвященные взаимоотношениям («любовь переплеталась с непониманием, непрощением, отчуждением») Анны Ахматовой с её сыном Львом Гумилёвым, были во второй (с января этого года) и тут же в третий раз показаны на канале «Культура».

В основу фильма легли письма, дневниковые записи и воспоминания Анны Андреевны Ахматовой, Анны Ивановны Гумилевой (свекрови Ахматовой), Натальи Варбанец, Льва Гумилева, Эммы Герштейн, Павла Лукницкого.

Зритель должен был разобраться, кто ужаснее: Анна Ахматова, которая «отдала своего годовалого сына на воспитание свекрови Анне Ивановне Гумилевой», из-за чего мальчику пришлось жить с ней «до 16 лет в маленьком провинциальном городе Бежецке»? Сама Анна Ивановна? Её падчерица Сверчкова, которая учила Лёву лгать и выдавала свои стихотворные опыты за стихи юного Гумилёва? Наталья Варбанец, которая, оказывается, не сотрудничала с органами МГБ и не писала доносы на Льва Николаевича? Сам Лев Николаевич? Зрители узнали «как углублялся разрыв между матерью и сыном, как росло непонимание и отчуждение между ними», «о сложном и неоднозначном отношении Гумилёва к той, которая для него была просто матерью, а для всех остальных - знаменитой Анной Ахматовой, и о том, какова была реальная обстановка, в которой приходилось жить и бороться Анне Ахматовой за освобождение сына».

В представлении авторов – это самое интересное, что есть в Анне Ахматовой и Льве Гумилёве. Самое «рейтинговое». Ведь зрители прямо-таки устали от сотен передач об Ахматовой – поэте и от десятков о Гумилёве – историке. По всем каналам с утра до вчера читают её стихи и переводы, работы о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, воспоминания об Александре Блоке, а уж «Поэму без героя» любой школьник наизусть шпарит… То же и со Львом Николаевичем. Сплошные сериалы по его книгам! И по «Истории народа Хунну», и по «Открытию Хазарии», и по книгам «Поиски вымышленного царства», «Древние тюрки», «Древняя Русь и Великая степь», и по всем другим, включая знаменитую работу «Этногенез и биосфера земли», которую в советские годы не издавали, но она была размещена на депоненте в одном учреждении, где любой гражданин СССР мог заказать её ксерокопию. Как, вы всего этого не видели? И я не видел…

Ведь руководители ТВ точно знают, что зритель хочет, о чём думает: он «думает об выпить хорошую стопку водки, об дать кому-нибудь по морде»…

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

 «ЛГ», 12 – 18 июля 2006 г.

 

Об авторе: http://Yunche.narod2.ru/