БОЙ ЗА ОБЛАКАМИ
От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая 2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.
Несмотря на ранний час, они сидели за столом на полковом командном пункте и готовились к вылету на свободную «охоту». Сгибаясь над расстеленными полётными картами, изучали районы своих вероятных действий.
- Роберт, стоит ли так долго и прилежно гнуть спину и затуманивать мозги... Напрасные потуги... Мы и без этих трудов поймаем гитлеровцев. - Высокий и стройный, со спокойным лицом и чёрными блестящими глазами, Роже Соваж: умоляюще посмотрел на своего шефа, худощавого Роберта Марки.
- Старина, не чуди, сейчас не время свернуть себе шею, - недовольно посмотрел на Соважа Марки.- Запомни, полёт в неизвестность зачастую кончается трагедией.
Соваж неохотно склонился над картой. Тяжело вздохнув, вновь принялся запоминать контуры и особенности лесных массивов, озёр, глубоких долин и высот, городов, аэродромов.
- Роберт, всё изучено, пощади, - взмолился Соваж.
- Ну что ж, перейдём от теории к практике, отправимся к самолётам, - ответил Марки.
Выбравшись из землянки, они осмотрелись.
- Денёк что надо, и солнышко и облака, всё как по заказу, - обобщил свои наблюдения Марки. - Вот только жарковато.
Пара Яков в полдень взмыла в небо. Они шли рядом, ведя усиленное наблюдение. До линии фронта добрались быстро. Два часа назад рисовали её цветной линией, а вот она наяву. Показались впереди дымовая завеса, разрывы снарядов и мин, пожары... Марки покачал крыльями самолёта, это сигнал о маневре. Яки спикировали к лесному массиву и над верхушками деревьев мигом проскочили фронтальную линию. Затем снова набрали высоту. Когда стрелки высотомера показали две тысячи метров, Марки подал сигнал, и они перевели машины на полёт по горизонту, следуя под нижней кромкой облаков. Под ними лес, а над ними - пустое воздушное пространство. И тут их внимание привлекло одно непонятное явление. Впереди, в большом разрыве между тучами, загадочно падали на лес солнечные лучи. То равномерно покрывали все макушки деревьев, то, мигая, отступали, и возникали прогалины в виде каких-то разлапистых теней. Через несколько секунд тени исчезли. Марки озарила догадка: над лесом, выше облачности, летят самолёты. Приняв решение, они довернули машины в сторону солнца и устремились вверх. Облака оказались тонкими. Пробив их и продолжая набор высоты, осмотрелись. Догадка подтвердилась. Над шоссейной дорогой, убегающей в тыл, летели три самолёта: трёхмоторный «юнкерс-52»и два «мессершмитта-109», прикрывающих его.
- Роже, бей трёхмоторного, мои «мессеры»! - впервые за весь полёт раздался по радио голос Марки.
По всему было видно, что вражеские экипажи ещё не обнаружили «нормандцев».
Отвесно пикируя, Марки нагнал «мессершмитта», зашёл ему в хвост и, прицелившись, открыл огонь, поразил его светящейся трассой, а сам боевым разворотом ушёл в сторону солнца. Вражеская машина свалилась на крыло и, загоревшись, упала в лес. Второй гитлеровец устремился вверх.
Соваж крутым пикированием приблизился к «юнкерсу», дал длинной очередью по среднему мотору и успел отвалить в сторону, чтобы уклониться от огненной трассы, выпущенной вражеским стрелком.
Марки и «мессершмитт» вышли на высоту одновременно и сразу же атаковали друг друга. Марки быстрым разворотом вышел на прямую, напал на гитлеровскую машину в лоб и через несколько секунд открыл огонь. Встречная светящаяся трасса устремилась и к Яку. Самолёты сближались с бешеной скоростью. Нервы немца не выдержали, он проскочил выше Яка и ушёл вверх. Марки вертикальной горкой нагнал его. Гитлеровец бросил свою машину вниз. Марки устремился за ним. Два самолёта на громадной скорости понеслись к земле. Пилот «мессершмитта» пытался уйти от преследования каскадом фигур высшего пилотажа: горки вверх, крутые пикирования, сложные перевороты, развороты. Марки, выполняя эти фигуры с большим мастерством, не только не отстал от «мессершмитта», а даже сблизился с ним. Немец бросил свою машину под Як, чтобы энергичным маневром зайти в хвост ему. И тут Марки опередил его. Как только «мессершмитт» снизился, Марки довернул Як и ударил из пушки и пулемётов по мотору гитлеровского самолёта. «Мессершмитт» вспыхнул ярким огнём и поштопорил в лес.
Соваж не успел вторично атаковать «юнкерса», нырнувшего в облачность. И в эти секунды прилетел к нему Марки:
- Роже, где «юнкерс»? Сбил?
Узнав подробности, он посоветовал ему встречать вражеский самолёт в окнах между облаками. И тут же они распределили участки перехвата. Марки помчался к окну, которое было ближе к линии фронта, чтобы перехватить его, если пилот испугается и вернется назад, а Соваж рванулся в направлении тыла. И в плане ловли врага более удачливым оказался Соваж. Увеличив скорость и пронзив первый просвет, он подлетел ко второму. Соваж вёл самолёт впритирку к нависавшим тучам. Через минуту в это большое промежуточное окно вынырнул «юнкерс». Средний мотор у него был объят пламенем. Теперь Соваж вложил в свою атаку весь жар души, мастерство и страстное желание победить врага. Сзади, снизу, вздыбив нос Яку, он подошёл к нему на необычно близкое расстояние и открыл огонь. Сверкнули огненные трассы и резанули левый мотор вражеской машины, затем правый. «Юнкерс» снова вошёл в облако.
Соваж сообщил об атаке Марки и направил свой самолёт следом под тучей. Она была последней, дальше было безоблачно. Вскоре вернулся Марки и раньше Соважа увидел падение «юнкерса». Он пылающим факелом врезался в лес.
Они совершили два круга над задымленными деревьями и углубились дальше в тыл противника. На шоссейной дороге Каунас - Бирштонас встретили десятка три военных грузовиков с солдатами. Впереди и сзади колонны виднелось по десятку мотоциклистов.
- Роже, штурманём? - спросил Марки.
- Можно. По паре заходов. Боеприпасы могут ещё понадобиться, - согласился Соваж, уточнив действия.
Они зашли со стороны солнца, снизившись до полутора тысяч метров. Марки первым спикировал, открыв по машинам пулемётно-пушечный огонь. Соваж тоже обрушился на движущиеся цели. Переворачиваясь, горели автомобили, на шоссе виднелись лежащие фигуры солдат. Зенитный огонь в первом заходе был редким, а во втором интенсивным.
После атаки Марки и его ведомый развернулись и с набором высоты направились на восток. Возвращались тоже под облаками, продолжая искать цели. Но они больше не попадались.
...Через пятнадцать минут Марки и Соваж приземлились. Механики долго осматривали машины, считая пулевые пробоины на крыльях и фюзеляжах. А Марки и Соваж, радуясь удачному вылету на свободную «охоту», не спеша направились на командный пункт доложить командиру полка о результатах боевого вылета.
Михаил ПРОФАТЕЛЮК
Перепечатка текста и снимков допускается
только с указанием источника: Stopstamp.ru