Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

БОЙ ЗА ОБЛАКАМИ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Несмотря на ранний час, они сидели за столом на полковом командном пункте и готовились к вылету на свободную «охоту». Сгибаясь над расстеленными полётными картами, изучали районы своих вероятных действий.

- Роберт, стоит ли так долго и прилежно гнуть спину и затуманивать мозги... Напрасные потуги... Мы и без этих трудов поймаем гитлеровцев. - Высокий и стройный, со спокойным лицом и чёрными блестящими глазами, Роже Соваж: умоляюще посмотрел на своего шефа, худощавого Роберта Марки.

- Старина, не чуди, сейчас не время свернуть себе шею, - недовольно посмотрел на Соважа Марки.- Запомни, полёт в неизвестность зачастую кончается трагедией.

Соваж неохотно склонился над картой. Тяжело вздохнув, вновь принялся запоминать контуры и особенности лесных массивов, озёр, глубоких долин и высот, городов, аэродромов.

- Роберт, всё изучено, пощади, - взмолился Соваж.

- Ну что ж, перейдём от теории к практике, отправимся к самолётам, - ответил Марки.

Выбравшись из землянки, они осмотрелись.

- Денёк что надо, и солнышко и облака, всё как по заказу, - обобщил свои наблюдения Марки. - Вот только жарковато.

Пара Яков в полдень взмыла в небо. Они шли рядом, ведя усиленное наблюдение. До линии фронта добрались быстро. Два часа назад рисовали её цветной линией, а вот она наяву. Показались впереди дымовая завеса, разрывы снарядов и мин, пожары... Марки покачал крыльями самолёта, это сигнал о маневре. Яки спикировали к лесному массиву и над верхушками деревьев  мигом проскочили фронтальную линию. Затем снова набрали высоту. Когда стрелки высотомера показали две тысячи метров, Марки подал сигнал, и они перевели машины на полёт по горизонту, следуя под нижней кромкой облаков. Под ними лес, а над ними - пустое воздушное пространство. И тут их внимание привлекло одно непонятное явление. Впереди, в большом разрыве между тучами, загадочно падали на лес солнечные лучи. То равномерно покрывали все макушки деревьев, то, мигая, отступали, и возникали прогалины в виде каких-то разлапистых теней. Через несколько секунд тени исчезли. Марки озарила догадка: над лесом, выше облачности, летят самолёты. Приняв решение, они довернули машины в сторону солнца и устремились вверх. Облака оказались тонкими. Пробив их и продолжая набор высоты, осмотрелись. Догадка подтвердилась. Над шоссейной дорогой, убегающей в тыл, летели три самолёта: трёхмоторный «юнкерс-52»и два «мессершмитта-109», прикрывающих его.

- Роже, бей трёхмоторного, мои «мессеры»! - впервые за весь полёт раздался по радио голос Марки.

По всему было видно, что вражеские экипажи ещё не обнаружили «нормандцев».

Отвесно пикируя, Марки нагнал «мессершмитта», зашёл ему в хвост и, прицелившись, открыл огонь, поразил его светящейся трассой, а сам боевым разворотом ушёл в сторону солнца. Вражеская машина свалилась на крыло и, загоревшись, упала в лес. Второй гитлеровец устремился вверх.

Соваж крутым пикированием приблизился к «юнкерсу», дал длинной очередью по среднему мотору и успел отвалить в сторону, чтобы уклониться от огненной трассы, выпущенной вражеским стрелком.

Марки и «мессершмитт» вышли на высоту одновременно и сразу же атаковали друг друга. Марки быстрым разворотом вышел на прямую, напал на гитлеровскую машину в лоб и через несколько секунд открыл огонь. Встречная светящаяся трасса устремилась и к Яку. Самолёты сближались с бешеной скоростью. Нервы немца не выдержали, он проскочил выше Яка и ушёл вверх. Марки вертикальной горкой нагнал его. Гитлеровец бросил свою машину вниз. Марки устремился за ним. Два самолёта на громадной скорости понеслись к земле. Пилот «мессершмитта» пытался уйти от преследования каскадом фигур высшего пилотажа: горки вверх, крутые пикирования, сложные перевороты, развороты. Марки, выполняя эти фигуры с большим мастерством, не только не отстал от «мессершмитта», а даже сблизился с ним. Немец бросил свою машину под Як, чтобы энергичным маневром зайти в хвост ему. И тут Марки опередил его. Как только «мессершмитт» снизился, Марки довернул Як и ударил из пушки и пулемётов по мотору гитлеровского самолёта. «Мессершмитт» вспыхнул ярким огнём и поштопорил в лес.

Соваж не успел вторично атаковать «юнкерса», нырнувшего в облачность. И в эти секунды прилетел к нему Марки:

- Роже, где «юнкерс»? Сбил?

Узнав подробности, он посоветовал ему встречать вражеский самолёт в окнах между облаками. И тут же они распределили участки перехвата. Марки помчался к окну, которое было ближе к линии фронта, чтобы перехватить его, если пилот испугается и вернется назад, а Соваж рванулся в направлении тыла. И в плане ловли врага более удачливым оказался Соваж. Увеличив скорость и пронзив первый просвет, он подлетел ко второму. Соваж вёл самолёт впритирку к нависавшим тучам. Через минуту в это большое промежуточное окно вынырнул «юнкерс». Средний мотор у него был объят пламенем. Теперь Соваж вложил в свою атаку весь жар души, мастерство и страстное желание победить врага. Сзади, снизу, вздыбив нос Яку, он подошёл к нему на необычно близкое расстояние и открыл огонь. Сверкнули огненные трассы и резанули левый мотор вражеской машины, затем правый. «Юнкерс» снова вошёл в облако.

Соваж сообщил об атаке Марки и направил свой самолёт следом под тучей. Она была последней, дальше было безоблачно. Вскоре вернулся Марки и раньше Соважа увидел падение «юнкерса». Он пылающим факелом врезался в лес.

Они совершили два круга над задымленными деревьями и углубились дальше в тыл противника. На шоссейной дороге Каунас - Бирштонас встретили десятка три военных грузовиков с солдатами. Впереди и сзади колонны виднелось по десятку мотоциклистов.

- Роже, штурманём? - спросил Марки.

- Можно. По паре заходов. Боеприпасы могут ещё понадобиться, - согласился Соваж, уточнив действия.

Они зашли со стороны солнца, снизившись до полутора тысяч метров. Марки первым спикировал, открыв по машинам пулемётно-пушечный огонь. Соваж тоже обрушился на движущиеся цели. Переворачиваясь, горели автомобили, на шоссе виднелись лежащие фигуры солдат. Зенитный огонь в первом заходе был редким, а во втором интенсивным.

После атаки Марки и его ведомый развернулись и с набором высоты направились на восток. Возвращались тоже под облаками, продолжая искать цели. Но они больше не попадались.

...Через пятнадцать минут Марки и Соваж приземлились. Механики долго осматривали машины, считая пулевые пробоины на крыльях и фюзеляжах. А Марки и Соваж, радуясь удачному вылету на свободную «охоту», не спеша направились на командный пункт доложить командиру полка о результатах боевого вылета.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru