ВАША ПЕНСИЯ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Чтобы иметь достойный пенсионный капитал в будущем, работник должен эффективно использовать предоставленные ему пенсионные возможности. Как это сделать? Почему на Западе, выйдя на заслуженный отдых, пенсионеры путешествуют по миру? Как можно обеспечить себе достойную пенсию? На эти и другие вопросы отвечают представители НПФ «Европейский пенсионный фонд».
Мало кто знает, что высокий размер пенсий в большинстве западных стран достигается за счёт частных пенсионных фондов, а не государства. С 1994 года такие – негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – работают и в нашей стране. Значит, и у нас есть возможность обеспечить себе достойную пенсию.
Напомним, что с 2002 года в России проводится пенсионная реформа, участниками которой являются все граждане 1967 года рождения и моложе. От распределительной пенсионной системы мы перешли к накопительной, суть которой заключается в том, чтобы дать возможность людям формировать пенсионный капитал в течение активной трудовой деятельности за счёт ежемесячных страховых взносов работодателей на пенсионное обеспечение своих сотрудников. Сегодня 26% от фонда оплаты труда направляются на ваше пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд РФ, из которых 20% – это страховая часть пенсии, а 6% – накопительная.
Страховая часть пенсии зависит от трудового стажа и размера заработной платы. Она включается в состав расчётного пенсионного капитала (выплата пенсий сегодняшним пенсионерам), который ежегодно индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России.
Накопительная часть пенсии зависит от суммы пенсионных накоплений, сформированных за счёт страховых взносов работодателя и инвестиционного дохода. Эти средства не расходуются на выплаты нынешним пенсионерам, а накапливаются на индивидуальных пенсионных счетах граждан. Воспользоваться ими до момента наступления пенсии Вы не можете, но у Вас есть возможность уберечь их от инфляции и приумножить, передав одному из негосударственных пенсионных фондов.
О доверии россиян
к негосударственным пенсионным фондам
Если мы обратимся к статистике, то увидим, что с каждым годом уровень доверия россиян к негосударственным пенсионным фондам становится всё выше. Так, если общее число застрахованных лиц, доверивших накопительную часть пенсии НПФ в 2008 году, составляло 2,1 млн человек – примерно столько же, сколько за все предыдущие годы работы системы обязательного пенсионного страхования, вместе взятые, то к концу 2010 года количество клиентов негосударственных пенсионных фондов превысило 10 млн человек. Уверенный рост клиентской базы НПФ не просто восстановился после мирового финансового кризиса – в 2010 году он превысил докризисные объёмы.
Чем объяснить рост популярности негосударственных пенсионных фондов у наших граждан?
С этим вопросом мы обратились к Председателю Совета НПФ «Европейский пенсионный фонд» Евгению Якушеву
В нашей стране последовательно проводятся пенсионные преобразования, о важности и необходимости которых неоднократно говорили в своих выступлениях первые лица государства. Ещё в 2007 году Президентом России в Послании к Федеральному собранию и в Бюджетном послании была чётко поставлена цель по усилению роли накопительной составляющей в пенсионной системе, стимулированию добровольных пенсионных отчислений граждан вкупе с повышением уровня защищённости их накоплений. Все последующие шаги – ужесточение требований к деятельности негосударственных пенсионных фондов, реализация программы государственного софинансирования пенсии, введение налоговых льгот для её участников – укладываются в концепцию проводимых преобразований. Подобные инициативы важны как для эффективного функционирования самих фондов, так и для застрахованных лиц. В пенсионной индустрии существуют чёткие правила игры и расставлены приоритеты. Для всех НПФ созданы равные условия работы со стороны Пенсионного фонда России, присутствует заинтересованность государства. Всё это постепенно ведёт к тому, что рынок набирает обороты и всё больше людей делают осознанный выбор в пользу НПФ.
Каким НПФ отдаётся предпочтение?
Исходя из структуры и логики пенсионного рынка, очевидно, что своё предпочтение клиенты отдают тем НПФ, которые могут им предложить максимально широкий спектр качественных услуг и более высокий уровень клиентского сервиса, в том числе за счёт применения самых передовых технологий. Понимая это, НПФ «Европейский пенсионный фонд» уделяет особое внимание технологическому развитию и оснащению бизнеса. В частности, уже сегодня фонд использует уникальное для отечественного пенсионного рынка CRM-решение на базе Microsoft Dynamics CRM, позволяющее улучшить качество и оперативность обслуживания клиентов, оптимизировать процессы ведения пенсионных счетов и начисления пенсий клиентам фонда. Последнее особенно важно в контексте того, что первые выплаты накопительной части пенсии клиентам негосударственных пенсионных фондов начнутся уже в 2013 году.
Софинансирование пенсии и материнский капитал
Повышенное внимание государства к пенсионным вопросам в нашей стране продиктовано ещё и той социально-экономической функцией, которую может выполнять пенсионное страхование. Не секрет, что ресурсы и технологические решения, имеющиеся сейчас в распоряжении наиболее продвинутых НПФ, можно сказать, фондов нового поколения, позволяют им успешно участвовать в ряде государственных социальных программ, снимая тем самым нагрузку на государственный бюджет, что особенно важно для России в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями. Это тот редкий случай, когда интересы государства напрямую пересекаются с выгодой граждан.
Один из таких примеров – программа государственного софинансирования пенсии, участие в которой позволит Вам увеличить свои пенсионные накопления при участии государства на 240 тысяч рублей. Как рассказала Ольга Сергеенкова, вице-президент по продажам Европейского пенсионного фонда, участники программы могут перечислять добровольные страховые взносы на тот же индивидуальный лицевой счёт, где уже аккумулируются пенсионные накопления, сформированные в рамках обязательного пенсионного страхования, и государство удвоит сумму ваших взносов – от 2 000 до 12 000 рублей в год. «Это означает, что вы будете получать 100% доход на каждый рубль Ваших инвестиций в своё будущее. Плюс инвестиционный доход, зарабатываемый негосударственным пенсионным фондом. Очевидно, что размер дополнительной пенсии будет больше у того, кто раньше начнёт делать добровольные страховые взносы. Таковых уже более 3,8 млн человек. Государство перечислило на пенсионные счета участников программы свыше 3,3 млрд рублей», – отмечает она.
Ещё одна государственная инициатива, которая как нельзя более актуальна для многих читателей нашей online-газеты - государственная программа по предоставлению сертификатов на получение материнского (семейного) капитала, направленная на стимулирование рождаемости и обеспечение благосостояния семей с двумя и более детьми в России. «Средства материнского капитала (или его часть) можно направить на пенсионный счёт в негосударственном пенсионном фонде, – говорит Ольга Сергеенкова. – Все мы знаем, что, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, мамы теряют бóльшую часть дохода, что не самым лучшим образом сказывается на их финансовом положении в будущем. Но теперь у них есть возможность получать инвестиционный доход и приумножать неиспользуемый до этого материнский капитал, передав средства в управление негосударственному пенсионному фонду. Что важно: при необходимости средства материнского капитала (увеличенного за счёт инвестиционных возможностей фонда) или его часть могут быть перенаправлены на приобретение или строительство жилья, погашение ипотечного кредита и образование детей».
Европейский подход к планированию пенсии
Сегодня в России более сотни негосударственных пенсионных фондов. Все они разные – крупные и мелкие, федерального масштаба и действующие в рамках одного региона, принадлежащие корпорациям и розничного типа. Для того чтобы разобраться во всём этом многообразии и сделать правильный выбор, нужно последовательно ответить на три основных вопроса: «Как давно работает Фонд? В какие инструменты инвестирует средства пенсионных накоплений? Насколько он открыт для своих клиентов?»
НПФ «Европейский пенсионный фонд» создан в 1994 году и имеет 16-летний опыт работы на российском рынке пенсионных услуг (лицензия № 375/2 Федеральной службы по финансовым рынкам на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию).
Западноевропейскими партнёрами Европейского пенсионного фонда являются лучшие международные управляющие компании: «Альянс РОСНО Управление Активами» – входит в состав международной финансовой группы Allianz SE (Германия), основанной в 1890 году; и Pioneer Investments – входит в состав Группы UniCredit. Такое сотрудничество даёт фонду широкий спектр инструментов для инвестирования, что позволяет формировать пенсионные сбережения с оптимальным соотношением доходности и надёжности для клиентов (доходность НПФ «Европейский пенсионный фонд» по пенсионным накоплениям в 2009 г. – 18,23%, в Пенсионном фонде РФ – 9,52%).
Политика информационной прозрачности НПФ
«НПФ «Европейский пенсионный фонд» проводит политику информационной прозрачности и придерживается международных стандартов в организации инвестиционного процесса и обслуживания клиентов, – говорит Президент Европейского пенсионного фонда Татьяна Рафеенкова. – Мы выбрали лучшие управляющие компании с опытом работы – как на российском, так и на западном рынке. Помимо этого, Фонд придерживается политики клиентоориентированности и предлагает максимально широкий спектр услуг.
При заключении договора обязательного пенсионного страхования наши клиенты получают пластиковую карту для доступа в свой «Личный кабинет» на сайте фонда (www.europf.com), где они в режиме on-line могут следить за поступлением денежных средств на свой индивидуальный лицевой счёт и начислением инвестиционного дохода».
Познакомившись с деятельностью НПФ «Европейский пенсионный фонд» поближе, мы обнаружили: в его «арсенале» есть ещё несколько клиентских сервисов, которые сегодня могут предложить далеко не все фонды. Среди них – регулярное информирование клиентов о результатах работы любым удобным для клиента способом: SMS-рассылка, по телефону, e-mail или почтовая рассылка. Если у клиента возникли вопросы, он всегда может обратиться в контакт-центр Европейского пенсионного фонда, специалисты которого проведут для него консультацию и, в случае необходимости, помогут назначить встречу с экспертом фонда.