Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ГУБЧАТЫЕ ГРИБЫ

 

От редакции. Проходит время, и всё больше убеждаешься,  насколько глубок анализ телепередач, сделанный Юрием Чехонадским в 2003-2007 годах для «Литературной газеты». По-прежнему видим на экране одни и те же лица, слышим одни и те же имена… Тенденция, однако? Читайте раздел «Наследие».

 

Показав несколько повторов, как всегда без обозначения сего факта (что говорит всё же о неуважении к зрителю), ток-шоу «Апокриф», выходящее на канале «Культура», ушло в отпуск. Как некий девиз и напутствие уже не в первый раз прозвучали здесь слова критика С. Чупринина: «Звёзды - это те, кому обеспечены прожекторы, экран, телевидение. Вот, собственно, и всё. Я абсолютно уверен, что из любого писателя можно сделать звезду, если дать ему телевизионную передачу». Надо отдать должное философскому спокойствию ведущего этого ток-шоу В. Ерофеева, который когда-то «подружился с философом Лосевым»: на свой счет эти слова он не относит. На лето же здесь остался не решенным вопрос: «Патриотизм и ум как сочетаются?»

Столетний юбилей Льва Кассиля на этом канале был отмечен документальным фильмом «Швамбранский адмирал», содержание которого в большей степени касалось биографии писателя. Создатели фильма избежали соблазна представить автора «Кондуита и Швамбрании» как мученика эпохи, хотя кое-какие намеки на это, связанные с судьбой брата писателя, здесь имелись.

Зрители телеканала «Культура» смогли увидеть также двухсерийный документальный фильм «В поисках Бронте», посвященный истории трех сестер Бронте, ставших классиками английской литературы.

Как мы уже отмечали, в Великобритании год за годом ведется грандиозная работа по экранизации и популяризации английской классики. На счету Британской вещательной корпорации (ВВС) - замечательные экранизации практически всех романов Чарльза Диккенса: «Дэвид Копперфильд», «Наш общий друг», «Николас Никльби», «Лавка древностей», «Мартин Чезлвит» и другие, а также произведений Дж. Голсуорси, Джордж Эллиот, Энтони Троллопа, Джейн Остен…

В фильме было рассказано о творчестве сестер Бронте. Слава пришла к ним одновременно: в 1847 году вышли романы «Джен Эйр» Шарлотты, «Грозовой перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн Бронте. Судьба сестер была трагична: Эмили умерла в тридцать лет, Энн не дожила до тридцати и лишь Шарлотта прожила тридцать девять лет. Хотя мифов и загадок в жизни Бронте немало, авторы фильма не стали вытаскивать на свет «жареные» факты, как это обычно делается в передачах и фильмах об отечественных писателях, чему мы в очередной раз стали свидетелями.

После довольно большого перерыва на телеэкране появился А. Шаталов как автор и ведущий передач о литературе, писателях и книгах. На этот раз он ведет программу «Домашнее чтение» на канале «Домашний».

В одной из последних передач, в частности, много времени занял его разговор с автором романа «Одиночество-12» А. Ревазовым. Почему для представления «домашним» был выбран именно этот автор и этот роман, осталось не понятным. Не хочется думать, что здесь могли быть замешаны внелитературные интересы. Ведущий назвал эту первую книгу автора «интеллектуальным триллером». Автор же пошел далее и со скромной улыбкой сказал, что это просто «одиссея». И пообещал написать ещё.

Но настоящий триллер случился до этого, в сюжете, героем которого стал А. Мариенегоф - приятель С. Есенина. Конечно, задача перед ведущим стояла не простая: рассказать об их отношениях в небольшом телевизионном сюжете. При этом следовало учесть, что канал «Домашний» предназначен «для домашних». Это предполагает доведение до зрителей взвешенных, устоявшихся суждений. Можно любить или не любить Есенина или Мариенгофа, но некоторые идейно-эстетические нормы, мерки или координаты все же надо как-то иметь или соблюдать.

Рассказывая о «Романе без вранья», ведущий заметил, что «эти воспоминания были подвергнуты резкой критике, потому что в них Мариенгоф разрушал светлый образ крестьянского поэта».

Группа имажинистов и взаимоотношения в ней в своё время были хорошо известны читающей публике не только в российских столицах. Об этом можно судить хотя бы по публикациям в провинциальной печати. Так, например, одесский литературно-критический и политический журнал «Лава» в августе 1919 года писал: «Сергей Есенин, подлинный, большой поэт. Странно видеть его здесь, в этой паясничающей компании, способной, ради рекламы, ползать на карачках, лаять и вертеться волчком. Сергей Есенин - молодой дуб революционной поэзии. Но и у дуба бывают мох и губчатые грибы. Это и суть они - Мариенгоф и Шершеневич».

Роль автора «Романа без вранья» в жизни Есенина неоднозначна. Мариенгоф пытается унизить поэта, низвести его до себя. Или взять, к примеру, его, Мариенгофа, поражающие воображение, даже для того времени (1919 год) невероятно кощунственные стихи о Христе («Ирода нежные руки» и т.д.), которые невозможно даже цитировать… Но у А. Шаталова этот приятель Есенина и шалун, и герой: «Мариенгоф был вынужден показать истинную причину смерти друга - алкоголизм».

Тут бы ведущему надо было объяснить телезрителям, как Есенину-«алкоголику» за отпущенные ему судьбой всего лишь каких-то десять лет творческой жизни удалось написать девять томов (см. последнее академическое издание) разных произведений, большинство которых стало классикой XX века? Среди писательской братии и тогда было, и сейчас, немало тех, кто склонен к сему затягивающему занятию известным «измом». А вот произведения есенинской силы почему-то не появляются…

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

«ЛГ», 27 июля – 2 августа 2005 г.

 

Об авторе: http://Yunche.narod2.ru/