Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 КОСМОНАВТ НОМЕР ДВЕНАДЦАТЬ

 

Страна отпраздновала знаменательную дату 12 апреля – первый полёт человека в космос и отметила 80-летие первого космонавта земли Юрия Алексеевича Гагарина. Впереди у нас майский праздник «со слезами на глазах» – День Великой Победы. И я хочу рассказать о человеке, об уникальном человеке, который имеет отношение к обоим праздникам, который сам являлся их творцом. Кроме него, таких людей нет и не было не только в нашей стране, но и во всём мире!

 

Мой рассказ о Георгии Тимофеевиче Береговом. Дважды Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР. Заслуженный лётчик-испытатель. До недавнего времени, самый пожилой человек, полетевший в космос. При выполнении космического полёта ему было 47 лет!

Первое звание Героя Советского Союза Береговой получил во времена Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Причём, получил за самую сложную «работу» на войне – за полёты на штурмовике Ил-2.  Эти самолёты по праву считались воздушной пехотой. Их местом войны было поле боя на линии фронта, на самой малой высоте – «в бреющем полёте». В первые месяцы  войны, когда ещё только отрабатывалась тактика боя крылатой пехоты, пока лётчики набирались опыта – они несли огромные потери. Пожалуй, самые большие из всех видов авиации. Считалось, если лётчик на Ил-2 выполнил одиннадцать боевых вылетов, то дальше будет летать более успешно. Каким-то магическим было число – одиннадцать. Многие не доживали, не долётывали до него. Статистика говорит, что осенью-зимой 1941 года – средняя продолжительность жизни Ил-2 на фронте составляла восемь-девять боевых вылетов.

В это время вышел приказ Наркома обороны СССР о порядке поощрения и награждения орденами лётного состава ВВС РККА за хорошую боевую работу. За 10 боевых вылетов – орден, за 20 – орден более высокого ранга, а за 30 боевых вылетов - высокое звание Героя Советского Союза.

Вот в такое время, в 1942 году, Г.Т. Береговой прибыл на Калининский фронт и начал воевать на штурмовике Ил-2. Авиаполк, где он воевал, входил в дивизию под командованием Г.Ф. Байдукова. Дивизия входила в корпус, которым командовал Н.П. Каманин, а корпус – в 3-ю воздушную армию, где командующим был М.М. Громов. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание одними из первых в нашей стране ещё в мирные годы.

За годы войны Г.Т. Береговой совершил 186 боевых вылетов! Был трижды сбит!

26 октября 1944 года  Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Героя Советского Союза.

В середине 1950-х годов воздушное пространство СССР совершенно безнаказанно «бороздили» американские высотные разведчики. У нас к этому времени был только один высотный перехватчик Миг-19. Достать американцев по высоте он не мог. Была поставлена задача создать новый высотный перехватчик, способный подниматься на высоту свыше 20 000 метров. Таким самолётом стал сверхзвуковой истребитель Су-9 конструкции  П.О. Сухого. Напряжённо шли его лётные испытания… В это  время мне и довелось встретиться с подполковником Береговым. Он работал, вернее, служил не в нашем Лётно-исследовательском институте авиапрома, а был у нас в командировке от военных в качестве контролёра.

Я, в то время молодой лётчик, испытывал и доводил двигатель самолёта-перехватчика Су-9. Почти каждый полёт был связан с остановкой двигателя в воздухе. Приходилось иногда, так и не запустив двигатель в полёте, садиться с неработающим двигателем. Это очень сложный вариант захода на посадку, да и сама посадка – эквилибристика. Но всё кажется сложным, когда ты не обучен, не натренирован в этом деле или виде полёта. Мы же учились и тренировались. Выполняли каждую посадку, даже при работающем двигателе, по схеме, как «посадку с неработающим двигателем». Надо сказать, что натренировались в таких заходах и посадках хорошо.

Береговой летал точно на таком же самолёте, как и мой  Су-9. Но летал он «на штопор». Штопор – это особый вид полёта. Очень опасный. Самолёт сам по себе вращается, как кленовый листок, и не хочет самостоятельно прекращать это вращение. Испытывать и лечить самолёт, это значит определить: почему самолёт не входит в штопор или не выходит из него, когда это надо лётчику? Когда причина определена и устранена, то приглашают военную приёмку. Береговой был из неё. Он блестяще провёл испытания сверхзвукового Су-9 на штопор.

Самолёты наши, как два брата, на стоянке были рядом. А во время обеда, зачастую, мы сидели в лётной столовой тоже рядом.

Моим радиопозывным были цифры «077». Однажды случился у меня «не запуск» двигателя в воздухе. Георгий Тимофеевич в это время тоже был в полёте. Пришлось мне садиться «без двигателя». Сел. Нормально. Пока проводили «разбор» моего полёта, Береговой уже вернулся из своего и в столовой ждал меня. Я вошёл, он отодвинул соседний стул и пригласил сесть рядом.

– Рассказывай «077», как это ты без двигателя нормально уселся. Я услышал в воздухе, что у тебя движок стоит, – сердце так и замерло. У меня ещё с войны цифра «7» – самая нелюбимая, – говорил он мягким говором с лёгким украинским акцентом.

И продолжил дальше: как в одном из боевых вылетов во время войны подбили самолёт его ведущего с бортовым номером «7». Пламя из мотора всё больше и больше охватывало его самолёт, но он не прекращал атаку на колонну танков. Все ведомые, и Береговой в том числе, шли за горящим командиром. «Прыгай! Прыгай!» – неслось по радио. Но машина командира, чуть подвернув, уточнив направление, врезалась в фашистские танки на земле.

И второй случай. Тоже Ил-2 с номером «7», но уже его ведомый, был сбит за линией фронта при атаке переправы с фашистской техникой и погиб на глазах Берегового.

Горд я был и счастлив от того, что Георгий Тимофеевич на равных беседует со мной. И больше того – интересуется методикой посадки с неработающим двигателем. И было это ещё до первого полёта в космос Юрия Гагарина.

С 1948-го и по 1963 год Георгий Тимофеевич работал лётчиком-испытателем. Летал на всех истребителях того времени. В 1963 году был зачислен в отряд космонавтов. Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и стал космонавтом № 12. И родился он в апреле – 15 апреля 1921 года.

26-30 октября 1968 года Георгий Тимофеевич Береговой  совершил полёт на космическом корабле «Союз-3». В полёте была выполнена попытка стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли. Полет продолжался трое суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Материалы полёта легли в основу методики стыковки космических кораблей. 1 ноября 1968 года за совершение космического полёта Георгий Тимофеевич Береговой  был награждён второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Так один человек соединил два судьбоносных периода в жизни нашей страны, да и всего мира.

Виктор КИРСАНОВ,

участник Великой Отечественной войны, г. Москва