Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ОШТРАФОВАТЬ ИЛИ ОБИЛЕТИТЬ?

Железнодорожники показывают «горожанам» пример бесконфликтного контроля за оплатой проезда в общественном транспорте

 

В 2011 году распоряжением Правительства Москвы № 397-РП образовано государственное казённое учреждение города Москвы «Организатор перевозок». Целью деятельности ГКУ заявлена организация пассажирских перевозок наземным пассажирским транспортом на территории столицы.

По-настоящему широкую известность среди миллионов жителей и гостей Москвы ГКУ получило благодаря своей деятельности по контролю оплаты проезда в общественном транспорте – метро, автобусах, троллейбусах и трамваях. Напомним, что за безбилетный проезд с 2011 года в Москве установлен штраф в 1000 рублей, а за неправомерное использование чужой социальной карты – 2500. Вернуть изъятую социальную карту пенсионер через органы соцзащиты, конечно, сможет, но только через 60 дней.

Сегодня в общественном транспорте столицы проверяют билеты у пассажиров около 300 контролёров ГКУ. Работают они, по данным «Российской газеты», бригадами от двух до пяти человек: вместе оно веселее, в то же время предотвращает коррупцию, помогает коллективно усилить натиск на безбилетника, а если что – свидетельствовать при конфликтах. Ревизоров по специально созданной программе предварительно инструктируют в ГКУ, а после смены проводят с ними «разбор полётов» три штатных психолога. А с нового 2014 года, учитывая масштабы безбилетного проезда в Москве, которые неприятно удивили даже специалистов, контролёров будет уже в четыре раза больше, 1300 человек. И это, очевидно, не предел: город у нас большой и становится ещё больше. Нехватки кадров тоже не наблюдается. При всей сложности, специфичности и стрессовом характере работы контролёра желающих трудоустроиться в ГКУ немало: зарплата специалистов, проверяющих билеты, начинается от 30 тысяч рублей в месяц.

Масштабы деятельности расширяются не случайно: вице-мэр Москвы Максим Ликсутов утверждает, что ежегодно в городе выявляется более 1,5 млн безбилетных пассажиров, а в ходе выступления руководителя ГКУ Владислава Казанского на радиостанции «Маяк» 31 июля 2013 года прозвучала цифра поистине шокирующая – каждый третий пассажир едет в метро «зайцем»!

За два с лишним года работы контролёры ГКУ пополнили городскую казну более чем на 276 млн рублей. Деятельность же казённого учреждения, включая зарплату, обучение, экипировку и обмундирование контролёров, оснащение бригад ручными сканерами и видеоаппаратурой, проведение специальных психологических занятий-тренингов анти-стресс, другие необходимые организационные расходы обходится столичному бюджету более чем в 1 млрд рублей ежегодно. Так что экономический смысл работы столичных контролёров экспертам пока не очевиден.

Труд ревизоров не только нелёгкий, но и небезопасный. Добровольно расстаться с 1000, а тем более с  2500 рублей никто, разумеется, с радостью не спешит. Это большие деньги для рядового москвича, и не случайно разумные голоса в Мосгордуме настаивали, что и 300 рублей штрафа будет достаточно. Но горячие головы решили, что главное – нанести удар по кошельку правонарушителя. И вот теперь штраф контролёрам часто приходится буквально «выгрызать», выбивать, устраивая нарушителю «коробочку», а в исключительных случаях и демонстрируя приёмы рукопашного боя. Как пишут «Известия», разбушевавшиеся безбилетники, судя по жалобам контролёров, нередко оскорбляют, бьют и даже кусают ревизоров. «Если человек активно сопротивляется, не называет своё имя, то есть не хочет вообще сотрудничать в плане составления документа об административном правонарушении, мы не можем применять силу, – разъясняет в интервью «Маяку» руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Казанский. – Сотрудники полиции, которые с нами зачастую присутствуют и очень здорово нам помогают, доставляют человека в отделение, устанавливают его личность. И мы продолжаем с ним уже дальше работать по взиманию с него штрафа, положенного городу».

Но даже и с полицией штраф не всегда удаётся взыскать без проблем.  «В районах со сложной криминогенной обстановкой, особенно на юге и юго-востоке Москвы, агрессивные пассажиры и на полицейских бросаются» –  сетует заместитель руководителя ГКУ «Организатор перевозок» Александр Шипула.

Поправками в Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с безбилетным проездом, вправе сами контролёры и ревизоры. Казалось бы, самый быстрый, простой и удобный способ. Но при этом не было учтено, что в  большинстве своём контролёры ГКУ «Организатор перевозок», – люди, рекрутированные из бывших чоповцев, охранников, безработных, с биржи труда. Есть и такие, кто работал вышибалами в ресторанах, барах, игорных заведениях – в казённое учреждение они пришли со своей «корпоративной» культурой. Обычно такие ревизоры не имеют никакого юридического образования и правовой квалификации, простой вузовский диплом далеко не у каждого. А тут надо постановление составить, причём в точном соответствии требованиям КоАП. На занятиях контролёры более или менее осваивают нормативную базу по штрафам, но с законами и Конституцией РФ в целом знакомы слабо. Суть ведь состоит в том, что отсутствие проездного документа не лишает безбилетного пассажира его конституционных прав и свобод, и не умаляет их ни в какой степени. В частности, статья 22 Конституции РФ гарантирует каждому личную неприкосновенность, а это значит, что пассажира, независимо от того, есть у него билет или нет, нельзя хватать руками, дёргать за одежду, шерстить его карманы в поисках социальной карты, тянуть, толкать, блокировать, гнаться за ним, насильно волочить в полицию. Статья 51 даёт каждому право не свидетельствовать против себя, а значит и не объяснять контролёру, каким способом и по какому документу он преодолел турникет. Это может быть и неудобно для контроля, но таков закон, и мытарям его надо неукоснительно соблюдать, ведь действуют они от лица правового государства. Изымать непредъявленную социальную карту путём обыска подозреваемого в её использовании пассажира ни контролёрам, ни полицейским не разрешается. Нельзя и штрафовать детей до 16 лет, так как лица в этом возрасте вообще не подлежат административной ответственности, едут ли они в транспорте самостоятельно или с родителями. По требованию пассажира ревизоры должны представиться и предъявить служебное удостоверение. Точно ли знают контролёры обязанности и пределы своих полномочий, обществу судить трудно – должностная инструкция ревизоров ГКУ «Организатор перевозок» до сих пор не опубликована.

Другой юридический нюанс, на который особо обращают внимание эксперты и правозащитники, состоит в том, что не всякое непредъявление билета контролёру содержит в себе умышленную вину пассажира (а в состав административного нарушения неотъемлемо входит умысел на виновные действия). Например, распространённый случай, справедливо отмечают «Известия», когда пассажир оплатил проезд, но затем затерял билет среди своих вещей – за что ж его штрафовать? Случается, не сработал валидатор, или, напротив, сработал преждевременно, до приложения билета уже горел зелёный сигнал. Бывают и другие житейские ситуации, когда пассажир оказывается без вины виноватым. Здесь от контролёра требуется не только юридическая подкованность, но и деликатность, и корректная, терпеливая, выдержанная манера общения.

К сожалению, самым излюбленным и распространённым методом воздействия контролёров ГКУ «Организатор перевозок» на безбилетного и не согласного со штрафом пассажира остаётся уже упоминавшаяся «коробочка». В совершенстве освоили приём и охотно демонстрируют приобретённые навыки контролёры Роман Гаврилин и Сергей Трусов. Суть «коробочки» в том, что пассажира со всех сторон окружают от двух до пяти контролёров, плечами и торсом препятствуя ему покинуть транспортное средство или вернуться для оплаты проезда к кассе и турникету. В прессе и блогосфере о «силовиках», распускающих руки, даже появился расхожий неологизм – «античеловеческая бригада». Мало того, что подобные действия контролёров противозаконны по причинам, о которых чуть выше  сказано, так они ещё и носят провокационный характер. Пытаясь освободиться из «коробочки», пассажир просто вынужден прокладывать себе дорогу руками. А тогда возникает ситуация двусмысленная, пограничная: ненароком можно и задеть должностное лицо при исполнении служебных обязанностей. И вот уже пустячное административное дело легко перерастает в уголовное. Особенно если попытка освободиться от назойливого плена обернётся потасовкой, а то и дракой. Надо ли объяснять, что при подобном развитии событий полиция будет не на стороне пассажира?

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков свидетельствует в «Известиях», что и безбилетники, и законопослушные москвичи регулярно жалуются в организацию на хамство контролёров. У тех встречные претензии. «Контролёрские бригады подвергаются нападениям и выслушивают огромное количество ругани не только со стороны безбилетников, но и со стороны законопослушных граждан», - подтверждает эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Антон Буслов.

Для того, чтобы разобраться, кто прав, кто виноват, кто первым начал, а кто дал сдачи, контролёров ГКУ решено экипировать  фотоаппаратами с функцией снимать видео. В случае возникновения конфликтной ситуации отснятые материалы должны прояснить объективную картину. Разумеется, и пассажиры вправе фиксировать свою полемику с контролёрами на собственные видео и аудионосители, прежде всего – на мобильные телефоны. И не просто фиксировать, а предъявлять потом в качестве доказательства при оспаривании действий контролёров в суде.

На первый взгляд, найти компромисс в клинче между контролёрами и безбилетниками невозможно. Однако это не так, утверждают железнодорожники. Интересный пример «примирения» подаёт Центральная пригородная пассажирская компания (ОАО «РЖД»), отказавшаяся от штрафов вообще. При осуществлении контроля за оплатой проезда в электричках алгоритм действий ревизоров значительно менее жёсткий, более терпимый и уважительный к людям. Если у пассажира нет билета, контролёр вежливо предложит приобрести его прямо в вагоне, если пассажир отказывается, его тактично попросят покинуть поезд, а если и этот выход пассажира не устраивает – то и тогда его не ждут никакие «коробочки», просто надо будет пройти по составу в другие вагоны. Да, недополучит ЦППК кое-какие доходы. Но не сошёлся свет клином. Главное, что всё вежливо и культурно, для агрессии нет повода: конфликты и страсти, кипящие на общественном транспорте Москвы, на железной дороге просто немыслимы.

Игорь ЛЕНСКИЙ