Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ПОКЛОННИКИ БОНДАРЕВА ВСТАЛИ В ШЕСТЬ УТРА

 

От редакции. Проходит время, и всё больше убеждаешься,  насколько глубок анализ телепередач, сделанный Юрием Чехонадским в 2003-2007 годах для «Литературной газеты». По-прежнему видим на экране одни и те же лица, слышим одни и те же имена… Тенденция, однако? Читайте раздел «Наследие».

 

Последние недели на телевидении, как и во всей стране, прошли под знаком празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для любителей литературы, а особенно поэзии, событие это стало двойным праздником: телеканал «Культура» подготовил двадцать выпусков цикла «чтецких», как обозначила администрация канала, программ под названием «Написано войной». Малоудачное название это (выходит, что война совершила нечто хорошее) сути дела не меняет: подобного цикла не только на этом канале, но и вообще на ТВ, кажется, до сих пор не было.

Позволю себе процитировать то, что мы писали в мае 2003 года: «К показу программы, посвящённой поэту Гудзенко, канал «Культура» приступил, когда ещё шел парад. Почему-то каждый День Победы или начала войны отмечается исключительно творчеством этого поэта. Хочется совершенно бескорыстно сообщить соответствующим органам, что кроме Гудзенко, автора пронзительных стихотворений о войне, на эту тему писали ещё и Твардовский, Исаковский, Симонов, Берггольц, Шубин, Фатьянов, Недогонов, Майоров, Друнина, Орлов, Винокуров»… То ли руководство канала прислушалось к этим словам, то ли по иным ли причинам, но в нынешнем, юбилейном году по субботам и воскресеньям в телеэфире звучали произведения не только Гудзенко и названных выше поэтов (кроме Шубина, Фатьянова, Недогонова, Майорова, Друниной, Винокурова), но и Левитанского, Поженяна, Шпаликова, Крандиевской-Толстой, Тарковского, Ваншенкина, Окуджавы, Ахматовой, Межирова, Галича.

Надо сказать, что собственно поэзия на телевидении представлена довольно скудно. Можно вспомнить, как несколько лет назад канал «Культура» пропагандировал проект создания серии кратких телесюжетов, в которых ныне живущие поэты могли бы прочитать одно - два своих стихотворения. Такая «Антология» обещала стать если не летописью, то хотя бы конспектом современного стихотворства. Но проект этот «не пошел». И можно догадаться почему - у него наверняка был бы слишком низкий «рейтинг». Тут хочется воскликнуть - ну и что? Вы же не памперсы выпускаете! Пусть бы у такого цикла телесюжетов сейчас было бы всего несколько сотен зрителей. Зато по прошествии времени при систематической такой работе, при объективном отражении современного литературного процесса, мог бы сложится бесценный архив. Это ли не задача ТВ?

В цикле «Написано войной» стихи и отрывки из прозы о войне читали самые известные наши актеры: Баталов, Петренко, Симонова, Хмельницкий, Проскурин, Козаков, Тишков, Джигарханян, Домогаров, Безруков, Куценко, Виктюк, Соломин, Остроумова, Фрейндлих, Любимов, Куравлёв, Назаров, Коренева, Лановой… Но, можно быть уверенным, что зрителям не менее интересно было бы послушать, как читают свои произведения сами авторы. Вспоминается фильм, вышедший к 80-летию А. Межирова, где в исполнении автора прозвучали и его стихотворение «Коммунисты, вперед!», создавшее поэту славу, и «Просыпаюсь и курю», и другие вещи. Документальные кадры доносили до современного зрителя, как поэт, тогда еще молодой, читает стихи. И пропадало желание узнать, по какой причине на склоне своих лет он оказался в далекой Америке, в доме для престарелых. Поэт, как это и должно быть, воспринимался именно как один из ведущих поэтов советской эпохи. Так не в этом ли одна из задач телевидения - в фиксировании и сохранении мгновений уходящего времени?

В программе «Больше, чем любовь», посвященной К. Симонову и В. Серовой, прозвучали воспоминания сына писателя А. Симонова, известного правозащитника: «С конца 1946-го – начало 1947 года – это было для отца очень тяжелое время… Он был на грани того, чтобы сломаться… В 1949 году ему пришлось делать доклад о космополитах, когда его повесть «Дым Отечества» была просто задвинута и растоптана, когда пьеса «Чужая тень» была, наоборот, превознесена и награждена очередной Сталинской премией. При этом «Чужая тень» - это была халтурная поделка явно по заказу…» Но ведь недаром Пушкин заметил, что «драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным». Зачем же выдавать одного из самых успешных писателей советского времени за мученика эпохи? Ведь никто над ним не стоял с автоматом, не заставлял сочинять халтуру. Он имел то, что хотел, сам признал над собою законы своего времени. И тот же «кровопийца» Сталин знал, кому и что можно доверить, кого и чем наградить.

В несколько вечеров накануне Дня Победы вместились передачи цикла «Линия жизни». Из писателей здесь можно было увидеть Г. Бакланова, С. Михалкова, Д. Гранина, Ю. Бондарева. Все, кто хотел вспомнить творчество последнего, а молодые, возможно, и познакомиться с ним впервые, смогли это сделать, переключившись на канал «Россия», который показал фильм «Горячий снег» по одноименному роману Бондарева через день, в воскресенье 8 мая… в шесть часов утра! Это могло бы, наверное, порадовать Е. Петросяна, чье «Кривое зеркало» зрители могли увидеть в 17.20, если бы его и так не показывали с утра до вечера, как когда-то Брежнева. Тут не только вождь мирового пролетариата, но и любой мало-мальски нормальный человек вскричал бы: «По форме всё правильно, а по сути - издевательство!»

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

 «ЛГ», 25 – 31 мая 2005 г.

Об авторе: http://Yunche.narod2.ru/