Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

МАХОРКА В КАЧЕСТВЕ ЖВАЧКИ

Не только в новостях канала «Культура», но и других каналов с разной степенью восторга и недоумения недавно было рассказано о премьере пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Мастерской П. Фоменко. Театралы предвкушали нечто. И они его получили, увидев любопытный замысел режиссёра: с самого начала действия в углу сцены за конторкой сидит сам Чехов, который в программке назван «Человек в пенсне». Ну, казалось бы, сидит и сидит. Однако нет. По ходу спектакля в нужные моменты он выходит на сцену и произносит на манер Якубовича: «Пауза!»

Вот и приходится размышлять над высказыванием художественного руководителя Театра сатиры А. Ширвиндта, которое довелось услышать однажды на радиостанции «Эхо Москвы»: «Лучше ставить Островского как есть, чем Чехова наоборот».

В информационно-аналитической программе А. Архангельского «Тем временем», выходящей «при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям», другой Островский, Николай, к столетию со дня рождения удостоился небольшого сюжета. Центром его стал эпизод из китайского фильма по роману «Как закалялась сталь», который пользуется в этой стране исключительной популярностью. Вы, конечно, догадались, какой эпизод выбрал ведущий: Павел, будучи подростком, совершает неблаговидный и, скажем прямо, хулиганский поступок - сыпет махорку попу в пасхальное тесто… Да, найти русскую махорку в Китае режиссёрам, наверное, было так же трудно, как этот эпизод Архангельскому в двадцати сериях фильма. Но он нашёл. И показал его как самый главный, самый яркий момент из жизни Павла Корчагина.

В выборе сюжетов и комментариях к ним незаурядными способностями отличается и ведущий программ «Порядок слов» и новой - «Разночтения» Н. Александров. Он умеет буквально одной фразой втюхнуть зрителю то, что должно опозорить ненавистное советское прошлое. В очередной пятиминутке «Порядок слов», представляя книгу Б. Хазанова «К северу от будущего», между глотками кофе из чашечки он пояснил, что на борту немецкого лайнера Вильгельм Густлов, который был потоплен советской подводной лодкой 30 января 1945 года, были исключительно мирные жители - беженцы из Восточной Пруссии.

Тут вот и «разночтения». Даже в самой Германии уже признали, что так называемая «атака века», совершенная подводной лодкой С-13 под командованием А. Маринеско, была абсолютно оправдана. Институт морского права в Киле определил: «Вильгельм Густлов являлся законной военной целью, на нём находились сотни специалистов-подводников, зенитные орудия… Имелись раненые, но отсутствовал статус плавучего лазарета. Правительство Германии 11 ноября 1944 года объявило Балтийское море районом военных операций и приказало уничтожать всё, что плавает. Советские вооружённые силы имели право отвечать тем же». Мнение немецкой общественности об этом событии изменила и книга нобелевского лауреата Г. Грасса «Траектория краба». Общественность эта, наконец, признала действия советского подводника обоснованными в условиях военной обстановки. Но Александров об этом как будто и не знает. И, по обыкновению, «лепит чернуху». Отчего же?

Он сам отвечает на этот вопрос. Известно, что у всякого человека основы его системы жизненных ценностей закладываются в детстве и юности. Демонстрируя книгу современных комиксов, Александров сказал, что «комикс был когда-то столь же вожделенным для нас атрибутом западной жизни, как джинсы и жвачка». Это для одних. А для других «вожделенным атрибутом» была, к примеру, труднодоступная тогда книжка переводов поэта Гарсиа Лорки, расстрелянного после фашистского мятежа в Испании. А первых эти другие называли фарцовщиками и серьёзно к ним не относились. А из них вон что выросло…

Интересно, что по какой-то причине (неужели по нашему совету?) время выхода программы о книгах «Порядок слов» в новом сезоне перенесено с утра, когда её могли смотреть лишь домохозяйки да неработающие пенсионеры, на вечер. Однако суть программы от этого не изменилась: Н. Александров без разбора демонстрирует зрителям в основном те книжные новинки, которые любой из них и так может видеть на любом книжном лотке. Бесконечные детективы, российские и зарубежные, «фэнтези», черную магию, малозначительные романы зарубежные, любовные и т.д.

А ведь программа эта, как значится в титрах, готовится при той же «финансовой поддержке». Кто-то, наверное, задумывал её для того, чтобы (все-таки канал «Культура»!), доводить до зрителей сведения о самых лучших выходящих книгах (а такие имеются), повышать культурно-эстетический уровень людей, одним словом, тянуть их вверх, а не вниз… Ведь многие думают, что если книжку показывают по телевизору, она того заслуживает.

Но всё же на канале «Культура» материалы, касающееся советского периода русской литературы, стали приобретать порою достаточно пристойный вид. Таков был документальный фильм о поэте С. Наровчатове к его 85-летию. Автора поэмы «Василий Буслаев», стихов о войне, книги «Лирика Лермонтова», многих других произведений, в том числе философско-гражданских, здесь не стали шпынять за то, что он был членом ВКП(б)-КПСС, Героем Социалистического Труда, секретарем правления СП РСФСР и СССР, возглавлял Московскую писательскую организацию и журнал «Новый мир» в брежневскую эпоху. А в тележурнале «Сферы», включившем сюжет о писателе А. С. Новикове-Прибое, авторе монументальной «Цусимы», его ведущий И. Иванов отметил, что советские романы отличаются не только тем, что они зачастую писались под диктовку власти. Их авторы «были участниками исторических событий и их взгляд, облаченный в литературную форму, ценен».

А сегодня нам ценен, к примеру, взгляд такого известного писателя, как М. Арбатова, которая начала-таки свой новый телевизионно-феминистический сезон в ток-шоу «Школа злословия», перекочевавшем с канала «Культура» на НТВ. Телезрители могли порадоваться, в какой она форме. И тому, как она умеет держать себя перед телекамерой. И тому, что при случае сможет призвать к ответу какого-нибудь исступленного женоненавистника типа А. П. Чехова за такое вот писание в его записных книжках: «На лице у неё не хватало кожи: чтобы открыть глаза, надо было закрыть рот - и наоборот».

Пауза!

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

«ЛГ», 13 – 19 октября 2004 г.

 

 

Об авторе читайте: http://Yunche.narod2.ru/