Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
Москва, Пречистенская набережная, дом 29. Ежегодно в канун Дня Победы здесь встречаются ветераны полка «Нормандия-Неман».
Москва, Пречистенская набережная, дом 29. Ежегодно в канун Дня Победы здесь встречаются ветераны полка «Нормандия-Неман».

ЗВЕРИ ИХ НЕ ПУГАЛИ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 22 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

С рассвета на аэродроме Дубровка стоял обыкновенный рабочий гул авиационных и автомобильных моторов. Погода выдалась хорошая. Самолёты первой эскадрильи были подготовлены к вылету, пилоты сидели в кабинах. Командир эскадрильи старший лейтенант Марсель Альбер размышлял о предстоящих действиях. Боевое задание трудное: сопровождение бомбардировочного полка к линии фронта и обратно, встреча с ним над аэродромом. Взвились две зелёные ракеты. Пилоты запустили моторы и порулили на старт. В эту минуту над окраиной аэродрома показалась колонна бомбардировщиков из трех девяток Пе-2 на высоте три тысячи метров. Яки парами взлетели и на ходу пристроились к колонне Пе-2. Когда через несколько минут строй догнала последняя пара истребителей, бомбардировщики развернулись, направились на запад и увеличили скорость.

Альбер, оглянувшись, остался доволен общим боевым порядком. На земле долго спорили, как надёжнее прикрывать Пе-2, и решили двумя подгруппами. В первой, непосредственного прикрытия, идут по бокам, с превышением в триста метров, Морис Амарже и Шарль Микель - слева, а справа - Жак Казанев и Роберт Марки. В ударной, во главе с Альбером, - Роберт Ирибарн, Леон Кюффо с Роже Соважом и Ролан де ля Пуап с Пьером Дешане. Они должны следовать в хвосте третьей девятки и повыше на восемьсот метров. С нагруженными бомбами Пе-2 лететь к цели дольше, чем обычно, что усложняет полёт.

…Вскоре показалась железная дорога и на ней в центре пересечения нескольких шоссейных и грунтовых дорог Богушевск – именно сюда направлялись экипажи Пе-2. По радио послышалась команда на русском языке. И строй бомбардировщиков преобразился. Под ураганным огнем зенитной артиллерии Пе-2, снизившись до двух тысяч метров и перестроившись в пеленг звеньев, начали пикировать и сбрасывать бомбы на наземные цели. После первого захода они устремились на повторный удар.

«Нормандцы», прикрывая бомбившие экипажи Пе-2, зорко следили за воздухом. И не напрасно, зенитная артиллерия прекратила огонь, и в наушниках раздался встревоженный голос Ирибарна:

- Командир, с запада «мессера»...

- Вижу! Их дюжина... Приготовиться к бою!

«Мессершмитты-109» мчались двумя группами по шесть машин. Верхнюю перехватил Альбер со своими подчинёнными и связал боем, а нижняя, разделившись на пары, кинулась к бомбардировщикам. Передовая пара «мессершмиттов» атаковала ближнего к ним Пе-2. Мгновенно наперерез им устремились Казанев и Марки и заградительным огнём отогнали их. Гитлеровцы ретировались вверх. Вторая пара «мессершмиттов» напала на перешедшего в пикирование Пе-2. Аморже и Микель бросились вниз, нагнали их и открыли огонь. Светящиеся трассы заставили гитлеровцев прекратить атаку и отвалить в сторону. Казанев и Марки, заметив атаку, третьей парой «мессершмиттов» вышедшего из пикирования Пе-2, перехватили её и ударили сверху, сбоку, под ракурсом три четверти - прицелились и открыли огонь. Ведущий «мессершмитт», сраженный Казаневым, загорелся, свалился в штопор и столкнулся с землёй. А его ведомый, оставляя чёрную, густую дорожку, рванулся вниз и поспешил к своим войскам.

Первая пара «мессершмиттов», набрав высоту, камнем свалилась вниз и атаковала не бомбардировщиков, а Казенева и Марки. Но их перехватили снизу Амарже и Микель. Испугавшись, гитлеровцы не успели открыть огонь, снова ушли ввысь. Амарже и Микель боевым разворотом нагнали их. Микель подловил ведомого «мессершмитта». Как только тот выровнил самолёт по горизонту, Микель ударил его снизу длинной светящейся трассой по мотору и кабине. «Мессершмитт», вспыхнув факелом, рухнул на землю. А Микель не уберегся. Ведущий этой пары успел подловить его в те секунды, когда Як Микеля стал сбавлять скорость в верхней точке подъёма. Огненная очередь врага прошила мотор Яка. Микель, передав в эфир; что машина подбита, а он следует на вынужденную, с трудом пилотировал, срывающийся, к земле самолёт. Он уводил его подальше от передовой и приземлил с убранным шасси на маленькую площадку в пологом овраге. Сопровождавший его Амарже заметил место приземления Яка и выбравшегося из кабины пилота. Вер­нувшись к бомбардировщикам, которые беспрепятственно бомбили гитлеровские позиции, он осмотрелся. Летчики Пе-2, выполнив задачу, выходили из пикирования отворотом в сторону и собирались в свой боевой порядок. Недалеко от них летели два Яка. «Это Казанев и Марки продолжают прикрывать Пе-2», - догадался он и занял свое место в боевом порядке охранять бомбардировщиков, без Микеля. Малочисленное было прикрытие, но надёжное. Последние Пе-2 присоединились к общему строю, и колонна бомбардировщиков на полной скорости устремилась на восток.

Альбер, ведя бой, следил за действиями бомбардировщиков. Он был доволен, что им ничего не угрожало, кроме выборочной стрельбы зенитной артиллерии. Пилоты «мессершмиттов», упустившие краснозвёздных бомбардировщиков, всё больше свирепели. Они озверело бросались на «нормандцев». Альбер с Ирибарном несколько минут сражались с парой «мессершмиттов», всё пытавшихся прорваться к Пе-2. На борту машины ведущего гитлеровца был какой-то клыкастый хищник, а у кабины его ведомого красовалась оскаленная пасть льва. Эта вражеская пара, как показалось Альберу, была самой кровожадной и неугомонной. Они беспрерывно бросались на них. После нескольких маневров по вертикали ведущему пары удалось на какую-то секунду зайти в хвост машины Альбера. Но в тот же миг, будучи настороже, Ирибарн довернул самолёт и быстро прицелившись, послал в мотор машины врага длинную пушечно-пулемётную очередь. Языки пламени охватили «мессершмитт», и он со своим «зверем» беспорядочно кувыркнулся в зеленевшую внизу рощу. Альбер тоже заметил угрозу, резко выполнив «полубочку», оторвался от преследования и, зайдя в хвост ведомому «мессершмитту», открыл огонь. Гитлеровец ринулся вниз со своим «львом» и удалился с поля боя.

Де ля Пуап и Дешане, атаковав пару «мессершмиттов», несколько минут кружили в вираже. Вражеские пилоты, поняв, что их ждет поражение, резко шарахнулись в разные стороны, а Яки взмыли вверх, готовясь к новой атаке.

Кюффо и Соваж беспрерывно нападали на третью пару «мессершмиттов», всё уклонявшуюся от боя, хотя на фюзеляжах их самолётов тоже были нарисованы какие-то звериные головы. В одном из удачных заходов Кюффо молниеносной атакой нагнал ведущего звериной пары и короткой очередью подбил его самолёт, а ведомый, атакованный Соважем, спикировал до земли и утёк на бреющем полёте. Схватки закончились. Альбер со своей подгруппой присоединился к бомбардировщикам.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru