Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
26 лётчиков и техников полка «Нормандия-Неман» находились в годы Великой Отечественной войны на излечении в 7-м Центральном военном клиническом авиационном госпитале Министерства обороны Российской Федерации. 25 ноября 2005 года на территории госпиталя был открыт мемориал, посвящённый пребыванию в нём французских лётчиков полка «Нормандия-Неман». На бронзовой доске постамента надпись: «В этом госпитале в период с 1942 по 1945 год проходили лечение и обследование французские лётчики истребительного полка «Нормандия-Неман», входившего в состав ВВС Красной Армии».
26 лётчиков и техников полка «Нормандия-Неман» находились в годы Великой Отечественной войны на излечении в 7-м Центральном военном клиническом авиационном госпитале Министерства обороны Российской Федерации. 25 ноября 2005 года на территории госпиталя был открыт мемориал, посвящённый пребыванию в нём французских лётчиков полка «Нормандия-Неман». На бронзовой доске постамента надпись: «В этом госпитале в период с 1942 по 1945 год проходили лечение и обследование французские лётчики истребительного полка «Нормандия-Неман», входившего в состав ВВС Красной Армии».

АТАКА В ПОЛДЕНЬ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 3 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Марсель Лефевр и Андре Ларжо на полётных картах прокладывали маршрут предстоящего полёта на свободную «охоту». Они подробно изучали характерные населённые пункты, шоссейные и железные дороги, реки и озёра, лесные массивы.

Прочертив линии курса, подсчитав время на отрезках маршрута и в целом за полёт, Лефевр откинулся на спинку трофейного стула и поглядел на задумавшегося Ларжо.

- Андре, что загрустил?

- Вспомнил Мадагаскар. Оттуда сбежал... Вот, привыкаю здесь. А ты давно в «Нормандии»?

- С самого начала, перевалило за полгода...

- По правде, трудно было?

- Да. Но русские во всём выручали...

- Я прибыл, когда майор Пуйяд сформировал полк.

- В последнее время много изменений: наши механики покидают нас, отправляются на Средний Восток, самолёты будут обслуживать русские механики. Они не боятся морозов. Скоро получим новые самолеты Як-9, которые лучше Як-1.

- Марсель, недаром же я стремился к вам, - улыбнулся Ларжо.

Лефевр посмотрел на часы:

- Андре, нам время отправляться на стоянку, неясности разберём по пути.

Они взяли планшеты с картами, одели кожаные куртки и направились на самолётную стоянку.

Вздыбившаяся над стартовым командным пунктом зелёная ракета заставила двух пилотов запустить моторы и вырулить самолёты на старт. Лефевр, оглянувшись, запросил по радио разрешение на взлёт. В наушниках раздался голос майора Пуйяда:

- Раяк-14, взлёт разрешаю!

Они дружно взмыли в голубое небо и направились к линии фронта. День был ясным. По небу плутали редкие по плотности облака. Линию боевого соприкосновения пересекли на бреющем полёте, разозлив расчёты гитлеровской зенитной артиллерии.

Набрав две тысячи метров, два Яка промчались южнее Ельни, над высоткой 273,0 развернулись и устремились на юг вдоль хорошо накатанной грунтовой дороги. Пролетев где-то около минуты, Лефевр заметил колонну войск на марше, двигавшихся к Рославлю, а над ними, ближе к голове наземного боевого порядка, самолёты. Их увидел и Ларжо:

- Марсель, впереди нас пятёрка неизвестных...

= Вижу! - ответил Лефевр. - Ты только присмотрись, они ведут бой между собой. - Он, конечно, не предвидел такую встречу. Забурлили мысли. - Ведь это вражеские войска, и настолько важные, что потребовалось прикрытие истребителями. А они сражаются. С кем? Ладно, приблизимся, узнаем, - решил Лефевр. Предупредив Ларжо о маневре, он энергично взял ручку управления на себя. Яки ходко полезли вверх, а на высоте четырёх тысяч метров перешли в горизонтальный полёт.

Лефевр и его ведомый быстро сближались с районом воздушной схватки. К их изумлению четыре «фокке-вульфа» вели бой с одним краснозвездным Ла-5. «Что за чертовщина! - выругался Лефевр и довернул самолёт в сторону солнца. – Очевидно, они зажали разведчика».

Беглое разглядывание противников и анализ сложившейся обстановки подтверждали предположение Лефевра. Одна пара где-то на двух тысячах метров прикрывала вражескую маршевую колонну, а вторая на трех тысячах метров расправлялась с разведчиком.

- Андре, атакуем немцев. Мой - ведущий, твой - ведомый!

Передав в эфир команду, Лефевр свалил Як на крыло и ввёл его в пикирование. Ларжо не отстал. Они по-соколиному падают вниз. Сзади, сверху мгновенно сближаются с гитлеровскими машинами. Лефевр поймал в прицел ведущего немца и открыл огонь. Огненная трасса потянулась к мотору «фокке-вульфа». Вражеская машина, вздрогнув, вспыхнула факелом, рухнула вниз и столкнулась с землёй.

В эти же секунды атаковал фашиста и Ларжо. Выпущенные им светящиеся очереди воткнулись в кабину немецкого самолёта. Ведомый «фокке-вульф» задымил, клюнул носом, свалился в штопор и уткнулся в землю.

Осмотревшись, Лефевр увидел, как невредимый Ла-5, качнув крыльями, будто высказал благодарность за спасение, устремился на восток. Осматривая нижнюю полусферу, Лефевр не нашел пару гитлеровцев, прикрывавших войска. Её обнаружил Ларжо. Пока «нормандцы» вели бой с верхней парой, нижняя успела уйти на высоту, подкралась к Якам и гитлеровские пилоты окрыли огонь. Мимо правого крыла самолёта Лефевра пронеслись огненные пунктиры. Не теряя ни секунды, Лефевр и его ведомый бросили самолёты в сторону, с виртуозной ловкостью ушли с полупереворота вниз, под вражеские машины и снизу атаковали их. Светящиеся трассы потянулись к «фокке-вульфам». Один из них вспыхнул и, пикируя, ушёл на запад, а второй стал сопровождать его. Через несколько секунд они скрылись из вида.

Лефевр развернул Як на юг и передал Ларжо:

- Андре, не отставай! Может, посмотрим, кого они прикрывали?

Лефевр с ведомым подходят к колоне вражеских войск. Впереди и сзади - грузовики с длинными кузовами, загруженные пехотинцами. В середине колонны виднеются танки и три чёрные легковые автомашины.

- Андре, горючее ещё есть, боеприпасы тоже... Штурманём? - спрашивает Лефевр.

Давай, я следом! - соглашается Ларжо. - Это будут атаки в полдень.

Снизившись до тысячи метров, Лефевр вводит машину в отлогое пикирование, прицеливаясь по грузовикам с солдатами, и обстреливает их пушечно-пулемётным огнём. Затем уходит крутой горкой вверх и снова нападает.

Отстав метров на пятьсот от ведущего, повторяя его приёмы, ведёт огонь по живой силе противника Ларжо. Движение застопорилось. Несколько машин, загоревшись, свалились в кювет. При первой атаке зенитная оборона молчала, а потом открыла бешеный огонь. Несколько пуль и осколков зенитных снарядов продырявили крыло самолёта Лефевра, пострадала машина и Ларжо.

Последнюю атаку ведущий и ведомый выполнили по легковушкам, две из них были подожжены, а одна выскочила на обочину дороги и перевернулась.

Резко уходя в сторону от зенитного обстрела, Лефевр поглядел на бензочасы и предупредил ведомого:

- Горючее израсходовали, уходим!

Они в последний раз взглянули на вражеские войска, на горевшие автомашины, полыхавший бензовоз и с набором высоты направились в сторону аэродрома.

Летний день был в разгаре. Лефевр и Ларжо по традиции крутнули над стартом «бочки» и беспрепятственно приземлились. Выбравшись, они не успели подымить сигаретами. К самолёту Лефевра подъехал на «Виллисе» майор Пуйяд. Выслушав доклад Лефевра о выполнении задания, он строго посмотрел на пилотов и сердито спросил:

- Что вы там натворили? Вышестоящие штабы крайне встревожены...

- Выслушав Лефевра, Пуйяд успокоился, но, ещё недоумевая, сказал:

- Ничего не понимаю... Откуда они узнали о вашем бое, станции наведения там вблизи нет...

- Мой командир, - вмешался в разговор переводчик Шик, приехавший вместе с Пуйядом. - Из штабов запрашивали, кто из наших был в воздухе и оказал помощь армейскому разведчику на самолёте Ла-5, и установили, что в этом районе были Лефевр и Ларжо...

Командир полка обрадовался:

- Теперь понятно. Поздравляю вас!

Он пожал пилотам руки и высказал сожаление о том, что трудно будет получить подтверждение о сбитых самолётах врага. Однако через три дня была получена телеграмма из штаба дивизии, в ней было указано: «.. по данным разведотдела Армии подтверждаются места падения двух «фокке-вульфов», сбитых вашими пилотами 21 августа, а по сообщению партизан из-за линии фронта, штурмовыми действиями двух истребителей того же числа было сожжено семь грузовиков, два бензовоза, убито полсотни гитлеровцев, в том числе один генерал…» Когда представляли к награде Лефевра и Ларжо, в характеристике были учтены результаты этого вылета.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru