Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

Продолжаем публиковать заметки Юрия Михайловича Каменского – известного металлурга, участника необычных марафонов и свидетеля ряда интереснейших событий. 

СКУЛЬПТОР ЛЕВ КЕРБЕЛЬ

 

С выдающимся советским скульптором Львом Ефимовичем Кербелем меня свёл случай: при Союзе художников существовала так называемая «закупочная комиссия», в задачи которой входила денежная оценка тех произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, которые предлагались их авторами для реализации через специальные магазины или покупались художественными музеями. Заниматься «частным промыслом» было тогда нельзя, по крайней мере – официально (так же, как не поощрялись частнопрактикующие врачи или подпольные адвокаты - все эти представители «свободных профессий») Так вот, в состав закупочной комиссии обязательно должен был входить какой-нибудь представитель от общественности, то есть непрофессионал. Не знаю, каким путём, но запрос на такого представителя дошёл до парткома Московского металлургического завода «Серп и молот», там посовещались и вызвали меня – старшего производственного мастера участка электрошлакового переплава, который немного интересуется искусством... Растолковали, что к чему, и я направился на тогдашнюю улицу Жданова, где в здании старинной церкви раз в месяц заседала вышеуказанная комиссия. Председателем её оказался Лев Ефимович Кербель, лауреат Ленинской премии, получивший эту высокую награду за создание памятника Карлу Марксу на Театральной площади, напротив Большого театра (впоследствии Лев Кербель создал и известный скульптурный ансамбль на Октябрьской площади).

Итак, я прибыл на заседание закупочной комиссии. Лев Ефимович познакомил меня с её членами – это были известные художники, скульпторы и искусствоведы. Началась процедура оценки. Молодые люди вносили в помещение очередное произведение искусства, называли автора и запрашиваемую им цену. Комиссия или соглашалась – и тогда подписывался соответствующий документ, или отклоняла запрашиваемую цену – и тогда произведение искусства возвращалось в запасник... В первый же день со мной произошёл такой казус. Вынесли портрет пожилой женщины, написанный масляными красками – она была в ярком платье, стояла в полный рост. Молодой человек произнес: «Академик Порфирий Никитич Крылов. Портрет жены. Восемьсот рублей». Я понял, что автором картины является один из трёх художников-карикатуристов, объединившихся под общим псевдонимом Кукрыниксы...

Портрет был, в общем, неплохой – но восемьсот рублей... И я громко спросил:

– А не слишком дорого?

Лев Ефимович Кербель на мой вопрос мягко заметил:

– Юрий Михайлович, это же портрет маслом...

Но я упорствовал:

– Ведь восемьсот рублей – это двухмесячная зарплата очень хорошего сталевара!

И тогда Лев Ефимович спокойно повернулся к служащему:

– Молодой человек, верните портрет в запасник. Следующий номер...

Тут же вынесли новое произведение искусства. Никто из присутствовавших никак не отреагировал на этот маленький инцидент – будто ничего не произошло...

Шло время. Выносились на показ всё новые и новые произведения – акварели, гравюры, плакаты, изделия народных промыслов. Назывались цены, с ними соглашались или их отвергали – шла обычная работа... Был объявлен получасовой перерыв, после чего оценка возобновилась. У меня перед глазами перебывало великое множество авторских работ самой различной формы и содержания... И когда всё закончилось, я спросил:

– А можно ещё раз посмотреть портрет жены академика Крылова?

Лев Кербель остро глянул на меня и ответил спокойно:

– Конечно. Вынесите, пожалуйста, номер такой-то.

И перед нами появился красочный портрет, принадлежащий кисти Мастера. Он настолько отличался от множества других, значительно менее профессиональных работ, что не о чем было спорить. И я сказал: «Давайте согласимся с ценой художника». И тогда все обрадовались, заулыбались, заговорили... Они радовались не за академика Крылова – они радовались за меня: это я ПРОЗРЕЛ, стал отличать искусство от простого ремесла... И ещё один эпизод. Однажды работа комиссии проходила в большом выставочном зале, где было представлено много произведений скульптуры. Тут уже сама комиссия ходила по залу и выносила свое суждение по каждому произведению. Дошло дело до большого поясного портрета русского народного поэта Алексея Кольцова, вырезанного скульптором из одного цельного куска дерева, кажется, липы... Портрет А.В. Кольцова был заказан Воронежским художественным музеем, цена работы – 3000 рублей – была оговорена заранее, но правила всё равно требовали утвердить её в комиссии. Я снова засомневался - не слишком ли дорого, всё-таки тратятся народные деньги... И тогда Лев Ефимович Кербель мне терпеливо объяснил:

– Понимаете, Юрий Михайлович, вот если я сделаю скульптуру из бронзы, то её можно изготовить по моей модели в нескольких экземплярах, и когда её будут приобретать, то мне за каждую заплатят какие-то деньги...  А эта скульптура вырезана из дерева, она в единственном экземпляре, она уникальна, и поэтому она должна стоить дороже.

После этого замечания я стал по-иному относиться к труду наших рабочих-модельщиков,  которые тоже создавали уникальные  «деревянные скульптуры»  – модели  для  производства  отливок  ответственного назначения...

…И последнее. Однажды в Доме художника на Кузнецком мосту открылась выставка работ скульптора Л.Е. Кербеля, посвящённая героям-морякам Северного флота. Оказалось, что и сам скульптор был военным моряком и всю Отечественную войну провоевал на кораблях этого флота, что все герои его произведений – это его боевые друзья. Что его, лепившего в промежутках между боями своих товарищей-моряков, командование флота после Дня Победы откомандировало в Москву на учёбу, как способного к искусствам... И эта выставка — исполнение профессионального и человеческого долга перед теми, кто вернулся домой и кто остался навсегда в холодных водах Арктики.

Да, такой он человек – скульптор Лев Ефимович Кербель, родившийся 7 ноября 1917 года...

Я бережно храню подписанный Л.Е. Кербелем почтовый конверт с маркой, на которой изображён его памятник К. Марксу в Москве, – конверт, прошедший почту 1 мая 1971 года.

Юрий КАМЕНСКИЙ

 

Продолжение следует

 

Читайте в следующих выпусках:

 

БОРИС ПРОРОКОВ

 

«ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ»

(народный артист Михаил Ульянов)