Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В начале октября перешли в наступление войска 1-го Прибалтийского, а за ним и 3-го Белорусского фронтов. Им активно помогала авиация. В боях участвовали и «нормандцы». К сожалению, долгое время действия авиаторов сдерживала нелётная погода. Всё же 13 и 14 октября полк «Нормандия-Неман» уже действовал в полном составе. А через день в 10 часов утра раздалась невероятная канонада. Пилоты прервали завтрак и вышли на улицу. Грохот орудий усиливался.

- Эта музыка улучшает настроение лучше всякого джаза,- заявил Шаррас.

- Наступающие войска не заставят себя долго ждать. Скоро двинутся в Восточную Пруссию, - высказал свои предположения Роже Соваж. Радостно заблестели его чёрные глаза.

- Такие рассуждения мне по душе, - улыбнулся Табуре.

- Милые стратеги, завтрак остынет и на самолётную стоянку опоздаем, - предупредил подчинённых Альбер, тоже не скрывая заразительную улыбку.

На дверях столовой - плакат: «Слава победителям!» В обеденном зале ещё были подобные воодушевляющие призывы. Вчера был митинг. Зачитывали обращение командующего воздушной армией об усилении борьбы с фашистами. «Нормандцы» были настроены на активное участие в воздушных боях. Падёт Кенигсберг, затем Берлин - близок конец вой­не. Родная Франция свободна, надо бороться за мир.

...На самолётную стоянку шагали, как никогда, плотной толпой. Опасности и совместный риск роднили пилотов. Русские механики встречали их с искренним уважением. Работы по поддержанию самолётов в боеготовном состоянии продолжались сутками. Механики не жалели ни сил, ни здоровья, лишь бы не допустить отказов в работе материальной части.

Общее построение у самолетов прояснило план работы на день: четыре боевых вылета на каждого пилота.

Лётчики четвёртой эскадрильи быстро забрались в кабины машин. Их командир капитан Рене Шалль с гордостью поглядывал на своих воздушных собратьев. Вспомнился вчерашний вечер. Пилоты готовились к сегодняшним вылетам. Неприятный холодок касался сердец. Его подчинённые шутили и смеялись. Ему же казалось, что им, на самом деле, не так уж весело. Просто они заглушали свою тревогу. Так думалось вчера, а ныне пришло спокойствие, утвердилась вера в удачность предстоящих боёв. Особенно после возвращения пилотов первой эскадрильи. Они вылетали первыми. Успешно выполнили боевое задание по сопровождению Пе-2 6-й бомбардировочной авиадивизии, сбили несколько вражеских самолетов.

…Две зелёные ракеты, вырвавшись из-за стартовой радиостанции, продублировали разрешение на вылет. Загрохотали девять авиационных моторов на земле, присоединив свой гул к пятидесяти четырем раздавшимся в воздухе над аэродромом. Рядом с лётным полем прошли по касательной к нему три девятки  бомбардировщиков Пе-2.

Грунт на аэродроме подсох, и истребители взлетали парами. Они собрались на маршруте и быстро заняли свои места в общем боевом порядке. Шалль посмотрел на бортовые часы. Их стрелки отсчитали десять часов тридцать две минуты. «Всё идет так, как было договорено», - с удовлетворением подумал он и качнул крыльями самолёта. Это был сигнал о наборе высоты. Вслед за ним потянулись ввысь Пьер Женес, Жозеф Шендорф Жан Эмоне и Жан Мансо. Они были определены в сковывающую группу, которая будет следовать над третьей девяткой Пе-2 с превышением над ней в тысячу метров. Остальные пилоты, будучи в группе непосредственного прикрытия, уже заняли свои места в боевом порядке, летя над второй девяткой бомбардировщиков, слева Лионель Меню и Шарль Микель, а справа Марк Шаррас и Роберт Кастэн.

Расстояние до цели было относительно небольшим, и вскоре показался окутанный дымом Шталлупенен, а за ним вражеская земля, покрытая густыми взрывами. В воздухе было спокойно. Бомбардировщики неторопливо, как на полигоне, перестроились в пеленг звеньев для захода на цель - железобетонные укрепления противника, чтобы бомбить их с пикирования.

Шалль связался по радио со станцией наведения:

- Планета, я Раяк, информируйте об обстановке!

- С запада движется группа истребителей,- послышался ответ.

Шалль предупредил Шарраса:

- Марк, слышал сообщение Поля? Прикрывайте Пе-2 и на выходе из пикирования.

Бомбардировщики, выполняя противозенитный маневр, сблизились с целями и сорвались в пикирование звеньями. А взоры «нормандцев» были направлены на запад. Вражеских истребителей первыми заметили ведомые. Чёрные точки превратились в головастиков, те, разрастаясь, приобрели очертания крошечных самолетиков. Лучше всех опознал противника Шаррас:

- Пожаловали господа «мессеры»... Их десять особ... Мчатся к нам на высоте две тысячи метров.

Шалль внимательно наблюдал за приближающимися гитлеровцами. Он уже изучил их тактические приемы ведения боя. Обычно группа распадалась на четвёрки и пары. Из них одни отвлекали внимание истребителей прикрытия, а другие нападали на бомбардировщиков. Медлить с отражением нападения противника было опасно. Поэтому Шалль поспешил с отпором вражеского нашествия. Как только гитлеровцы приблизились к немецкому переднему краю, он подал команду:

- Раяки, в атаку!

Пользуясь превосходством в высоте, пять Як-3 слаженно сорвались в пикирование. Пилоты ловили в прицелы, как было рекомендовано ещё на земле, кто ведущих, а кто ведомых. Быстро сближаясь, открыли огонь и резко увели машины вверх. Такого удара не ожидали гитлеровцы. Четыре «мессершмитта», одни пылая огнем, а другие дымя, отправились к земле и взорвались. А один, подбитый, рванул в сторону и направился на запад. Шалль ни на секунду не выпускал из поля зрения немцев. Понеся такие потери и, вероятно, определив, что к бомбардировщикам им не прорваться, гитлеровцы отвалили в сторону. Затем отступили к переднему краю своих войск, открыв сферу действий для своих зенитчиков. Шквал зенитного огня обрушился на «нормандцев». Перед ними возникла стена разрывов. Выход был найден мгновенно. Убедившись, что новые вражеские истребители не подходят, Шалль решил продолжить атаку истребителей. Он скомандовал:

- Сто чертей! Друзья, в атаку!

Они вмиг ринулись вниз к «мессершмиттам». Зенитчики перенесли огонь на бомбардировщиков, которые уже заканчивали бомбардирование целей и вытягивались в походную колонну.

Теперь Шалля и его ведомых встретили пары «мессершмиттов». По количеству машин силы были равные. Да и в набранной высоте не было преимущества. Шалль в мгновение ока изменил тактику действий. Он передал своим ведомым:

- Разгоним машины на пикировании и ударим по немцам снизу! В атаку!

Это было известное, нередко применяемое нападение. Пять Як-3, добившись на пикировании максимально допустимой скорости, пренебрегая перегрузкой, ударили снизу вверх по четырём «мессершмиттам», так как один из них, догадавшись о грозившей опасности, ушёл в сторону. Шалль и Шендорф атакой снизу, сзади, под ракурсом четыре четвёртых, пропороли моторы и кабины двух «мессершмиттов» и подожгли их. А Женес, Мансо и Эмоне подбили машины двух гитлеровцев.

После такой схватки оставшийся невредимым один «мессершмитт» устремился на запад, а «нормандцы» вернулись к своим бомбардировщикам, которых уже пришлось догонять. В эту же минуту послышалось обращение Пистрака к улетающим с Пе-2 пилотам: он объявил вначале на русском языке, потом на французском  о том, что командующий фронтом благодарит экипажи Пе-2 за меткое разрушение долговременных укреплений, а пилотов истребителей - за надежное прикрытие бомбардировщиков.

Чувство радости охватило пилотов. Совместный полёт продолжался недолго. Вскоре летчики Пе-2 изменили маршрут и устремились на свой аэродром, а пилоты Як-3 продолжали полёт к своему. На подходе к аэродрому они встретили четыре Як-3. «По плану должны лететь мои пилоты под командованием Дельфино»,- подумал Шалль и посмотрел на часы. - Да, время наше». Проводив взглядом Яки, Шалль успел опознать номера машин. Летели, кроме Дельфино, Марсель Перрен, Морис Шалль и Гаэль Табуре. Пожелав им успешного полёта, он распустил звено на посадку...

...Дельфино вёл свою звеньевую группу в правом пеленге. Они набирали высоту на маршруте, пристально вглядываясь во все стороны, не забывая следить за облаками. Дельфино посмотрел на высотомер. «Три тысячи метров, пока достаточно»,- решил он и перевёл самолёт в полёт по горизонту. Через десять минут показался Шталлупенен. Дельфино сообщил на станцию наведения о своем прибытии. Представитель полка Поль Пистрак доложил ему в нескольких словах о действиях предыдущей группы и сказал, что противника пока нет, советские бомбардировщики бомбят гитлеровские войска в районе Гумбиннена.

Предупредив ведомых, Дельфино повёл их по кругу, вдоль линии фронта, не пересекая рубежи досягаемости снарядов вражеских зенитчиков. Через две минуты раздался голос Пистрака:

- Раяк-1, с запада десять «фоккеров»...

И в эту минуту, сквозь большое окно в облаках, выглянуло солнце. Дельфино со своими ведомыми сменили позицию, отойдя несколько  южнее предполагаемого места встречи с вражескими истребителями. Вначале Дельфино встревожил прилёт такой группы вражеских самолётов. Но после коротких раздумий он остановился на мысли, что это посланцы для расчистки района и приёма бомбардировщиков. Но, когда показались «фокке-вульфы», он отчитал себя за самообман. Фашистские машины оказались с бомбами. «Теперь главная задача заставить немцев сбросить бомбы над своей территорией»,-подумал Дельфино и подал сигнал о маневре. Яки набрали ещё тысячу метров высоты. Пилоты «фокке-вульфов» мчались к советским войскам двумя группами. Одна - в шесть машин - летела на высоте полторы тысячи метров, а вторая, поменьше - четыре машины с небольшим превышением, следуя в хвосте ударной группы.

«Пора!»- решил Дельфино и скомандовал:

- Всем бить по нижней группе! Раяки, в атаку!

Свалив самолеты в пикирование, «нормандцы» устремились на «фокке-вульфов». Атака оказалась внезапной и настолько стремительной, что прикрывающая четвёрка не успела отразить удар напавших Яков. Дельфино и его подчинённые, чуть ли не отвесно пикируя, прицеливались каждый по своей цели. Выпустив по машинам противника светящиеся трассы, они резким броском ушли вверх. А четыре «фокке-вульфа», оставляя дымную пелену, упали, взорвавшись на своих бомбах. Начался переполох. Фашисты были ошеломлены смелой атакой пилотов Яков. Сбросив на нейтральной полосе бомбы, мешающие им вести бой, обозлённые гитлеровцы набросились на «нормандцев». Три пары немцев не в силах были справиться с юркими Яками, хотя они атаковали дерзко и умело, по всему видно - что асы. На фюзеляжах их машин были нарисованы всевозможные карточные тузы, звери и гербы. Ведя бой, Яки закружились ещё с большим пылом. Дельфино, уходя от преследования пары «фокке-вульфов» своим излюбленным маневрем - вертикальной горкой вверх, быстро свалил Як в крутое пикирование и нагнал ведущего другой пары, атакующей Перрена. Он прицелился и поджёг его длинной очередью. «Фокке-вульф» клюнув носом, беспорядочно упал на землю. А Перрен в эти же секунды подбил ведомого другой вражеской пары.

В трудное положение попал Морис Шалль. Два «фокке-вульфа» с двух сторон заходили в хвост его машины. Он резкой горкой вырвался вверх и с переворота ударил огненной очередью по одному из преследовавших его «фокке-вульфов». Гитлеровская машина, загоревшись, рухнула вниз.

Третья пара гитлеровцев увязалась за Табуре. Уходя от них, он свечой взмыл ввысь. «Фокке-вульфы» ринулись вслед, но на несколько секунд отстали. Этого было достаточно для Табуре. Он успел перевести  машину в горизонтальный полет и атаковать «фокке-вульфов», оказавшихся ниже его. Прицелившись по ведущему, он нажал гашетки огня. Светящиеся пунктиры ударили по крылу и мотору немецкой машины. Она загорелась, крутнулась вокруг своей оси и поспешила к земле, где и взорвалась. Это был конец боя. Оставшиеся три «фокке-вульфа» развернулись и на большой скорости улетели в западном направлении.

Пистрак радостным голосом передал:

- Раяк-1, примите поздравления... Через пять минут вас сменят.

Но смена прилетела раньше. Новую четвёрку Як-3 привел командир третьей эскадрильи капитан Матрас. Дельфино, собрав своих ведомых, направился курсом на аэродром.

...За последние три часа облачность над станцией наведения значительно понизилась. Четвёрка Як-3 барражировавшая над войсками, кружила под нижней кромкой облаков. Матрас, привычно пилотируя самолет, часто поглядывал по сторонам и изредка на землю. Под крылья машин уходили боевые позиции наземных войск, ведущих наступательные бои. На поле боя вспыхивали разрывы снарядов и мин. Горели какие-то объекты.

Ведущий решил запросить Пистрака об обстановке. Но он опередил его:

- Раяки, на подходе к нам группа «фоккеров», их много...

Такое сообщение встревожило капитана Матраса. Серьёзный и молчаливый, храбрый и сердечный командир эскадрильи задумался, как успешнее выполнить задание и обезопасить пилотов. «Вражеские истребители с бомбами маломаневрены. А за то время, когда они сбросят свой груз, необходимо переполовинить их. Это может выручить нас», - размышлял он, приглядываясь к приближающемуся противнику. «Фокке-вульфы» сближались на высоте двух тысяч метров двумя группами: нижняя десять машин, верхняя шесть, она летела в хвосте общей колонны с незначительным превышением. Решение на атаку созрело у ведущего очень быстро. Немцы в это время уже подходили к переднему краю своих войск.

Чтобы не опоздать, Матрас поторопился с подачей команды на атаку. «Нормандцы», скрываясь в нижней кромке облаков, подкрались к «фокке-вульфам» и внезапно свалились вниз, круто пикируя на вражеские самолеты нижней группы. Атакуя их спереди, сверху прицелились и открыли огонь - Матрас по общему ведущему, а Андрэ, де Жоффр и Пенверн - по ближним к нему самолётам. Огненные трассы, сверкая и опережая самолёты, ударили по «фокке-вульфам». Вспыхнули и отправились к земле три вражеские машины, а четвёртый рванул в сторону и, окутываясь дымом, направился на свою территорию.

После первой атаки «нормандцы» боевыми разворотами взмыли вверх к нижнему краю облаков.

- Командир, у них там смятение, сбрасывают куда попало бомбы и уходят вверх, - послышалась информация де Жоффра.

- Я видел верхнюю группу, она снижается, чтобы бомбить, - доложил Андрэ.

- Раяки, атакуем вторую! Вперёд! - крикнул Матрас и первым свалил Як в пикирование.

Первой, нижней группы не оказалось, она рванула в набор высоты, а вторая, верхняя, уже подходила к боевым позициям советских войск. «Нормандцы» стремительно атаковали её. Быстрое прицеливание, и огневой удар достигли своего. Ещё два фашистских самолёта, дыхнув огнём, повалились к земле, а два подбитых отвалили в сторону и, уходя со снижением, покинули поле боя. Пилоты двух «фокке-вульфов», уцелевших после второй атаки, сбросили бомбы на нейтральной полосе и рванули самолёты ввысь.

Так как бой протекал над территорией противника, Матрас принял новое решение: вернуться к своим войскам и продолжать прикрытие их. Они вошли в облака, проскочили немецкую оборону и позиции вражеской зенитной обороны и вышли из облаков над советскими войсками. Начать барражирование им не удалось. Восемь «фокке-вульфов» в открытую ринулись к ним продолжать бой. Они окружили четырёх Яков плотным кольцом пар. Матрас и его ведомые, временно кружась в ограниченном пространстве, отбивая беспрерывные атаки, невольно разглядывали вражеские машины, разрисованные различными эмблемами и зверями. У Матраса и его боевых собратьев росло чувство ненависти. «Ведь они не только попытаются сбить нас, но и начнут штурмовать своим пушечным огнём наступающие войска», - подумал Матрас и передал в эфир:

- Я атакую правую пару! Франсуа, прикрой меня! Жак, ваша левая! Ждите моего сигнала.

Подождал, поглядывая на блокадное кружение гитлеровцев, и как только ближняя пара «фокке-вульфов» стала поворачиваться к нему хвостами, Матрас подал команду и метнулся вправо к вражеским машинам. В те короткие секунды, оказавшись в хвосте самолётов ведущей пары, он стал прицеливаться. На выручку гитлеровцев устремилась ближайшая пара немцев. Но де Жоффр встретил их огнём, они были вынуждены отвернуть вбок. А Матрас, подобрав упреждение, открыл огонь. Положенный гитлеровский самолет поштопорил к земле, ведомый немец попал под огонь де Жоффра и пустился наутек.

В это же время Матрас заметил одну из пар «фокке-вульфов», спешивших на выручку другой пары, атакованных Андрэ и Пенверном. Он перехватил их и вынудил вести бой на виражах. Но когда Яки оказались более маневренными, гитлеровцы вышли из боя и скрылись в облаках. Схватка Андрэ и Пенверна с фашистской парой закончилась трагично для противника. Андрэ подбил ведущего, а Пенверн сбил ведомого. Последняя пара «фокке-вульфов» скрылась. Небо над войсками дружественной армии вновь стало свободным.

Собравшись по зову ведущего над районом прикрытия, четвёрка Яков приступила к барражированию. Пилоты после тяжёлого боя приходили в себя, чему в значительной мере содействовало радостное настроение. Вскоре раздался по радио оживлённый голос Пистрака, сообщивший, что все восторгались боем французов и им разрешено следовать на аэродром. С востока подходила группа истребителей на знакомых машинах. Первая эскадрилья летела сменять третью. Они промчались рядом встречным курсом. Матрас успел передать приветствие:

- Альбер, салют!

Альбер ответил ему и сразу же доложил на станцию наведения о своем прибытии.

- Раяки, готовьтесь к бою, на подходе вражеские бомбардировщики и истребители! - предупредил прилетевших Пистрак.

Командир первой эскадрильи старший лейтенант Альбер и его три пилота во все глаза всматривались в горизонт, стараясь обнаружить противника. Но кроме пожаров и дымов, разрывов снарядов и всплесков огня на линии фронта, ничего не увидели. «Не маловата ли у нас высота?» - спросил себя Альбер и поглядел на прибор. Высотомер показывал две тысячи метров. «Маловато», - определил он и подал команду о наборе высоты. Через минуту они набрали ещё тысячу метров и оказались под облаками. Ждали прилёт самолётов противника недолго. На фоне далёкого светлого облака ведомый Альбера Роберт Марки заметил будто бы табунок крошечных птиц. Сближаясь, они быстро росли, превращаясь во вражеские самолеты. Пока они подходили, дымя моторами, он пересчитал их: восемь «юнкерсов-87» и четыре «мессершмитта-109». Гитлеровские машины летели на высоте полторы тысячи метров. Чтобы не допустить бомбардировщиков до боевых позиций советских войск, о чём ему перед вылетом напоминал командир полка, Альбер решил перехватить их над вражескими войсками. Как только гитлеровская стая подошла к обороне своих вояк, в наушниках послышалась команда Альбера:

- Ролан, я с Робертом атакуем «мессеров», а ты с Гаэлем бейте лапотных коров! Вперёд, за мной!

Прижимая машины к кромке облаков, «нормандцы» устремились к гитлеровцам. Немцы заметили Яки с опозданием. Вероятно, они ожидали противника, открыто приближающегося к ним. Поэтому истребители противника заметались, увидев пикирующие на них неизвестные самолеты. Удар был быстрым и результативным. Стремительная атака увенчалась успехом. Альбер перехватил «мессершмитта», набирающего высоту. Встреча на вертикали. Он успел прицелиться и сбить вражескую машину длинной огненной трассой. Чтобы не столкнуться с застывшей на какое-то мгновение машиной немца, он выхватил Як вверх. А «мессершмитт» перевернулся и, задрав хвост, понёсся вниз, задымляя всё вокруг себя.

Самолёт Марки устремился к паре «мессершмиттов», не отходящих от «юнкерсов» Увидев пикирующую на них машину, гитлеровцы шарахнулись в стороны. А Марки на большой скорости пронёсся мимо них вниз, выхватил Як вверх и атаковал ведущего пары снизу. Прицелившись, он пропорол гитлеровский самолет огненной очередью от хвоста до мотора. Загоревшись, «мессершмитт» упал на земли.

Де ля Пуап, стремительно спикировав, поймал в прицел ведущего группы «юнкерсов». И, как только он заполнил центр сетки прицела, открыл огонь. Бомбардировщик клюнул носом и, загоревшись, свалился к земле. Выхватив Як горкой вверх, де ля Пуап атаковал уже ведомого «юнкерса», который вскоре пылающим факелом отправился в свой последний путь к земле. Одного из «юнкерсов» атаковал Табуре. Удачно прицелившись, он короткой очередью сбил его.

Нервы гитлеровцев не выдержали. Их боевой порядок распался. Испугавшиеся пилоты «юнкерсов» беспорядочно сбрасывали бомбы на нейтральной полосе, разворачивались и уходили с поля боя. А рассвирепевшие пилоты «мессершмиттов» продолжали бой, воодушевлённые тем, что на помощь им прилетели ещё шесть «мессершмитов». Бой разгорелся с новой силой. В небе создалась настоящая неразбериха. Машины перемешались. Немецкие истребители с устрашающими изображениями на фюзеляжах мелькали перед малочисленными «нормандцами». Альберу удалось ускользнуть из этой общей кутерьмы. Он зашёл в хвост одному из «мессершмиттов», быстро прицелился и ударил его короткой очередью из всех огневых точек. Гитлеровская машина, объятая пламенем, упала на землю. Кружившие вблизи горевшего самолёта немецкие пилоты шарахнулись в стороны. Марки подловил одного из них и прошил длинной огневой очередью. Гитлеровская машина на какие-то секунды застыла в воздухе, затем загорелась и, оставляя шлейф дыма, повалилась к земле, расчищая себе путь огнем. Де ля Пуап воспользовался временным воздушным коридором, спикировал вниз и внезапно атаковал одного из круживших внизу «мессершмиттов». Старательно прицелившись, он длинной пушечно-пулемётной очередью поразил немецкую машину. Она осела, крутнулась через крыло, потянулась вниз и уткнулась в землю.

Финал боя оказался непредсказуемым. К полю боя спешили с востока два Яка. Первыми их заметили пилоты «мессершмиттов». Два из них рванулись к облакам. Но пилоты Яков перехватили их и сбили. Остальные гитлеровцы, круто пикируя, устремились вниз, у земли перешли на бреющий полет и скрылись за линией фронта.

Альбер объявил сбор. Короткие переговоры по радио внесли ясность. На свободную «охоту» летели два пилота второй эскадрильи Альбер Лебра и Ив Карбон. Заметив бой Яков с «мессершмиттами», они приблизились с намерением помочь пилотам Яков. Это и ускорило позорное бегство гитлеровцев. Лебра и Карбон направились искать свои новые цели, а Альбер со своими подчиненными взяли курс домой. Прикрывать район боевых действий спешили две пары Яков из четвёртой эскадрильи.

...Вечером в столовой полковник Пуйяд подвел итоги боевых вылетов за день. Он глядел на похудевшие лица пилотов и взволновано говорил:

- Дорогие друзья, от зари до зари вы сражались сегодня в небе войны, над землёй заклятых врагов. Во имя всего святого вы не жалели своих молодых жизней. Результаты вашей боевой работы великолепны. Таких боевых достижений еще не было в истории нашего полка. Только вдумайтесь: совершено за день сто боевых вылетов, сбито двадцать девять фашистских самолетов без своих потерь... 16 октября 1944 года  войдёт красным числом в биографию полка. Этому содействовало то, что мы прислушивались к советам советских летчиков, действовали парами и группами, взаимодействующими в бою, выручали друг друга. Мы вырастили много асов, воздушных метеоров Франции, последователей незабвенного Гинемера. Это заслуженный триумф. Наш звёздный час!..

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru